СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА
материал

Галина Анатольевна Филиппова

Формирование у детей навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА

Галина Анатольевна Филиппова инструктор по физической культуре

МБДОУ № 212 г. Зимы

Основная ценность в жизни человека в любом возрасте это здоровье. Чтобы его сохранить надо его всё время поддерживать: заниматься физкультурой или спортом, правильно питаться, закаливать организм. А для того чтобы сохранить здоровье ребенка надо создать условия, чтобы вокруг него была атмосфера богатая традициями и привычками здорового образа жизни.

Русским народом годами создавались традиции здорового образа жизни: игры, обряды,  потешки, песни, в которых прослеживаются элементы, являющихся основой здоровой личности.

Сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нашего народа, то есть частью жизни людей. Но к сожалению традиции русского народа стали со временем забываться.

Попадая в мир, ребенок через потешки, народные игры приобщается к традициям своего народа. В течении долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Ведь русская народная игра – это наша историческая память.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, игровой фольклор.

Проведя беседу, я выявила наличие знаний у детей о народных подвижных играх, результаты которой показали, что дети знают очень мало игр, всего 2 - 3. Интерес к играм не высок, дети с трудом могли рассказать небольшой сюжет игры. Сюжетным играм дети отдавали большее предпочтение.

Далее я провела анкетирование родителей.

Результаты анкетирования показали, что родители не играют в народные подвижные игры с детьми.

Понимая, что эта тема актуальна в наше время, я решила расширить знания детей о народной культуре и традициях, используя русские народные игры.

Ведь, прежде всего народные игры обеспечивают комплексное воздействие на развитие личности ребёнка и конечно же на его здоровье.

Работая над своей темой, мною была поставлена цель сформировать у детей навыки здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры; исходя из этого были определены задачи:

  1. Сохранять и укреплять здоровье, развивать ловкость, силу и выносливость.
  2. Разработать систему планирования народных подвижных игр для детей  дошкольного возраста.
  3. Создать условия для проведения народных подвижных игр.
  4. Сформировать интерес у детей и родителей в потребности использования народных подвижных игр.
  5. Повышать уровень компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.
  6. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к национальной культуре русского народа.

Изучив литературу, я составила перспективное планирование, которое соответствует тематическому планированию основной общеобразовательной программы ДОУ. Все игры были подобраны с учетом возрастных особенностей детей, исходя из тематики текущего месяца.

Свою работу провожу в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ:  с воспитателями,  логопедами,  психологом,  музыкантами .

Народные игры включаю в занятия с детьми уже 2-х лет. Это такие игры как: «У медведя во бору», где  роль медведя беру на себя, показывая его повадки: как идёт, рычит, а дети произносят слова имитируя сбор ягод, грибов в лесу, после окончания слов медведь рычит и дети убегают от него. Выучив игру роль медведя выполняют сами дети.

Работу с детьми старшего возраста совместно с воспитателями продолжаю с посещения «Дома ремёсел», «Горницы» где дети знакомятся с бытом и традициями русского народа. Изучая народные игры с детьми старшего возраста, для выбора водящего, использую  разные считалки, например: «Катился горох по блюду ты води а я не буду» или «Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети, кукушата просят пить выходи тебе голить», а для разделения детей на команды использую жеребьёвки, сговорки.  

Также в своей работе народные игры включаю в разные мероприятия: занятия, праздники и развлечения (занятия: «Весёлые матрёшки», «Поможем бабушке Загадушке», «Кто живёт в деревне?», «Ярмарка»; праздники: «Праздник молока», «Масленица», «День Нептуна», «Колядки»; развлечения: «В гостях у зайки», «Теремок», «Иван царевич и Жар-птица» и др.).

Для педагогов детского сада провожу консультации, мастер – классы. На городском методическом объединении провела мастер-класс «Давайте поиграем», где познакомила педагогов с русскими народными играми «Бирюльки», «Золотые ворота», «Старые лапти».

Планируя работу с семьей по данной теме, я начала с консультаций: «Народные игры в семье», «Новые хорошо забытые старые игры» и др., где родители также получили знания о традициях русского народа.

 Большую помощь в работе оказывают родители. На базе нашего детского сада был проведён конкурс «Русская рубаха, русский сарафан», где родители предоставили сшитые своими руками русские народные сарафаны и рубахи. В конкурсе приняли участие почти все группы сада. Было представлено 24 народных костюма.  Выдумка и оригинальность порадовала всех.

Совместно с родителями создавали в группах предметно – развивающую среду: делали маски, атрибуты для игр. Взрослые с удовольствием участвуют в утренниках, тем самым вносят в совместные игры веселье. Я считаю, что совместные игры с близкими взрослыми желающие здоровья своему ребенку, становятся его партнерами в их дальнейшей жизни. Общение с ребёнком с помощью народных игр способствует созданию радостной, тёплой атмосферы в семейных отношениях.

По результатам своей работы стало видно, что у детей:

- возрос интерес к народным подвижным играм;

- расширился кругозор о традициях русского народа;

- самостоятельно стали играть в подвижные игры;

- улучшились физические качества.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

Многие родители стали вести активный образ жизни, заниматься физкультурой, играть с детьми в народные подвижные игры.

 В дальнейшем хочу продолжить работу по этой теме, включив дополнительно народные игры Сибири, для того чтобы расширить знания детей и родителей о народах и народных традициях проживающих в Сибири.

Современный  человек должен сохранить то, что веками было накоплено, нашими предками, ведь народ, не знающий культуры и традиций своих предков не имеет будущего.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Лекция №1 «Научно-методические основы современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  2. Алямовская В.Г. Лекция №4 «Оздоровительная направленность физкультурных мероприятий». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  3. Алямовская В.Г. Лекция №7 «Традиции и принципы семейного воспитания в оздоровительной деятельности ДОУ».- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  4. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной.- М.: 1990.-104 с.
  5. Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.-М.: линка-пресс, 2000.-296 с.
  6. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. Д/в №11 2007.
  7. Моргунова О.Н. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005.- 196 с.
  8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М.: просвещение, 1986.- 112 с.
  9. Подольская Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград,: Учитель, 2010.- 199 с.
  10. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.:  Просвещение, 1986.- 159 с.

 11. Доскин, В.А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и   инструкторов физкультуры/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева –3-е изд.- М.: Просвещение, 2004.-110с.

 12. Если хочешь быть здоров [Текст]: сборник /сост. А.А.Исаев.- М.: Физкультура и   спорт, 1988.-352с .

 13. Карепова, Т.Г.Формирование здорового образа жизни у дошкольников -изд. -: Учитель 2011.

    14. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М.Д. Маханева, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Консультация для воспитателей "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"

Консультация для воспитателей"Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду" способствует формированию  у дошкольников основ здорового образа жизни , желания осознанного вы...

Консультация для воспитателей "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"

Актуальность.        Здоровый образ жизни не занимает пока первое место. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё...

Консультация для воспитателей "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"

Консультация для воспитателей  "Сохранение и укрепление здоровья детей  в детском саду"...

Консультация для педагогов "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"

Консультация для педагогов "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"...