Главные вкладки

    Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
    статья по теме

    Мясникова Светлана Евлампиевна

    Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования   к  человеку  и  его  здоровью.

         Актуальность  темы  здорового  образа  жизни  подтверждают  статистические  показатели:

    1.  Физически   зрелыми  рождаются  не  более  14%  детей.

    2.  25 - 35%   детей,  пришедших  в  1  класс  школы,  имеют  физические  недостатки  или                    хронические  заболевания.

    3.  90 – 92 %  выпускников  средних  школ  находятся  в  «третьем  состоянии»  т.е.  они  ещё  не  знают,  что  больны.

    4.  Только  8 – 10 %  выпускников  школ  можно  считать  действительно  здоровыми.

    5.  5 %  взрослого  населения  страны  хронически  больны,  а  95 %  -  находятся  в  «третьем  состоянии».

     

         Актуальность  создания  внутрисадовской  программы  «Здоровье»  заключается  прежде  всего  в  том,  что  она  ориентирована  на  решение  таких  значимых  проблем,  устранение  которых  в  сумме  может  дать  максимально  возможный    полезный  эффект  оздоровления  как  детей,  так  и  педагогов  детского  сада,  родителей.

         Основы  здорового  образа  жизни  человека  закладываются  в  дошкольном  возрасте.  Ни  в  какой   другой  период  жизни  физическое  воспитание  не  связано  так  тесно  с  общим  воспитанием,  как  в  первые   шесть  лет.  В  период  дошкольного  детства  у  ребенка  закладываются  основы  здоровья,  долголетия,  всесторонней  двигательной  подготовленности  и  гармонического  физического  развития.

         Болезненный,  отстающий  в  физическом  развитии  ребенок  быстрее  утомляется,  у  него  неустойчивое  внимание,  память.  Это  общая  слабость  вызывает  и  самые  различные  расстройства  в  деятельности  организма,  ведет  не  только  к  понижению  способностей,  но  и  рассматривает  волю  ребенка.   Недаром  выдающийся  педагог  В.А.Сухомлинский  подчеркивал,  что  от  здоровья,  жизнерадостности  детей   зависит  их  духовная  жизнь,  мировоззрение,  умственное   развитие,   прочность  знаний,  вера  в  свои  силы.

         В  этой  связи  концепция  программы  здоровья содержит  следующие  положения:

    ·        Формирование  первоначальных  основ  здорового  образа  жизни  -  «формирование   привычки  к  здоровому  образу  жизни».

    ·        Осуществление   работы  по  физическому  воспитанию  дошкольников  с  учетом  принципов  развивающей  педагогики  оздоровления,  рекомендованных  доктором  психологических   наук  В.Т.Кудрявцевым.

    ·        Обеспечение  эмоционально-психологического  комфорта,  в  соответствии  с  которым  все  виды  и  формы  физкультурно-оздоровительной  деятельности  должны  обеспечивать  не  только  выполнение  норм  двигательной  активности  детей,  но  и  создавать  каждому  ребенку  чувство  уверенности  в  своих  физических  возможностях,  приносить   опыт  успеха,  признания  со  стороны  окружающих  близких  людей.

     

    Основные   средства  укрепления  физического  здоровья  детей  используемые  в  нашем  детском  саду:

    1.    Полноценное  питание  включает:

    ·        Учет  калорийности  питания

    ·        Обследование  норм  потребления  продуктов  питания

    ·        Индивидуальный  подход  к  детям.

     

    2.    Нетрадиционные  методики  оздоровления:

    ·        Сомда

    ·        Су-Джок   терапия

    ·        Люстра  Чижевского «Супер – плюс»

    ·        Массаж  с  помощью  камней-самоцветов,  массажных   шариков. 

    3.    Развитие  движений:

    ·        Физкультурные  занятия

    ·        Дозированная  ходьба

    ·        Физминутки

    ·        Спортивные  игры

    ·        Утренняя  гимнастика

    ·        Физкультурные  праздники

    ·        Дни  Здоровья.

     

    4.    Гигиена  режима:

    ·        Рациональное  построение  режима  дня

    ·        Охрана  жизни

    ·        Выполнение  санитарных  норм  и  требований

     

    5.    Профилактическая  работа:

    ·        Санпросветработа   с  сотрудниками,  родителями

    ·        Выработка  у  детей  осознанного  отношения  к  своему  здоровью,  умение   определить  свои   ощущения  и  состояния.

    ·        Врачебные  осмотры  с  комплексной  оценкой  здоровья

    ·        Изучение  и  применение  новых  методик  оздоровления.

     

    6.    Закаливание:

    ·     Соблюдение  температурного  режима

    ·     Облегченная  одежда  детей  в  группах

    ·     Дыхательная  гимнастика  после  сна

    ·     Соответствие  сезонной  одежды  на  прогулке  индивидуальному  состоянию  здоровья       ребенка

    ·     Полоскание  рта  соляным  раствором

    ·     Соляные  дорожки

    ·     Правильная  организация   прогулки

    ·     Использование  профилактических  мер:  УФО,  массаж,  фито  и  витаминотерапия,  травный  чай,  коктейли, коррекция  осанки  и  другие  традиционные   методы.

     

             Систематическое  закаливание  способствует  формированию  у  детского  организма  умения  безболезненно  переносить  изменения  окружающей  среды.  Закаливание  приводит  к  усилению  обмена  веществ,  повышает  сопротивляемость  организма  инфекционным  заболеваниям,  оказывает  благотворительное   влияние  на  общее  психосоматическое  состояние  и  поведение  ребенка.

         При  закаливании  следует  неукоснительно  придерживаться  определенных  правил,  первое  из  которых  -  постепенность.  Необходимо  также  учитывать  состояние  здоровья  и  индивидуальные  особенности  ребенка.

         Нельзя  проводить  закаливающие  процедуры,  которые  не  нравятся  малышу.  Они  должны  доставлять  ему  радость.

         Закаливающие  процедуры  не  отменяем  даже  в  случае  легких  заболеваний  детей,  не  сопровождающихся  значительным  ухудшением  общего  состояния.    А  заменяем    слабо  действующей  процедурой,  меньшей  силы  раздражителем:  обливание  заменяем обтиранием,  вместо  общей  процедуры  проводим  местную,  используем  воду  на  два – три  градуса  теплее  той,  которой  обливали,  когда  малыш  был  здоров.  После  выздоровления  ребенка  температуру  воды  вновь  снижаем  до  нужной.

     

         В  качестве  средств  закаливания  широко  используются  естественные  факторы:  вода,  воздух  и  солнечные  лучи.  Закаливание    будет  положительным  только  в  том  случае,  если   оно  отвечает  определенным  гигиеническим  требованиям.  Воздух  и  вода  должны  быть  чистыми  и  иметь  определенную  температуру.

         Использовать  воздух  в  качестве  закаливающего  средства  необходимо  постоянно,  во  все  времена  года.  Действие  воздуха  должно  оказывать  благотворительное  влияние,  стимулирующее  правильный  рост  и  развитие  ребенка.

         Вода  по  сравнению  с  воздухом  является  более  сильным  средством  закаливания,  так  как  обладает  большей  теплопроводностью  и  теплоемкостью.  Водные  процедуры   короче  по  времени.  В  качестве  закаливающих  процедур   используем  умывание,  растирание  до  пояса,  мытье  рук,  обливание  их  водой,  игра  с  водой,  влажное  обтирание  всего  тела,  обливание  водой  под  душем.

         При  закаливании  солнечными  лучами  необходимо  помнить,  что  солнце  действует  на  организм  гораздо  сильнее,  чем  вода  и  воздух.    Закаливание  солнцем    проходит  на  прогулках  в  весеннее-летнее  время  при  обычной  деятельности  детей.

         Как  показывают  многочисленные  научно-практические  разработки  и  наш  собственный  опыт,  традиционные  методы  закаливания  эффективны,  в  первую  очередь,  в  качестве  начальных  процедур.

         Наибольшим  воздействием  обладают  нетрадиционные  методы  закаливания,  к  которым  относятся,  прежде  всего,  контрастные  методики   в  пульсирующем  режиме.  Именно  контрастные  воздушные    и  водяные  ванны  обеспечивают  тот  уровень  повышения  защитных  сил  организма,  какой  вообще  способно  дать  закаливание.  Если  традиционное  закаливание  предполагает  адаптацию  к  холоду,  то  пульсирующий  микроклимат  предполагает  также  и  тепло,  то  есть  те  два  фактора,  контраст  между  которыми  (внезапное  охлаждение  после  перегревания)  чаще  всего  провоцируют  заболевания  ребенка.  Создавая  модель  воздействия  «тепло – холод»,  можно  рассчитывать  на  выработку  целесообразных  терморегулирующих  реакций.

         Происходящая  таким  образом  тренировка  механизмов  терморегуляции  повышает  резистентность  организма,  т.е.  устойчивость  его  к  действию  различных   болезненных  факторов.

         Основные   средства  закаливания:

    ·        Дети  ежедневно  в  любое  время  года  15 – 20  минут   играют  босиком  в  одних  плавочках  в  простые  игры  типа  «Я  на  солнышке  лежу»,  «Загораю».

    ·        Ребенок  сам  растирает  специальной  рукавичкой  руки,  ноги,  плечи,  грудь  до  возникновения  ощущения  радости.

    ·        Влажное  растирание.  Раздетого  ребенка  взрослые  быстро  обтирают    влажным  теплым  полотенцем,  после  чего  ему  предлагается  5 – 10  минут  быстро  побегать.  Через  10  минут  процедура  повторяется,  а  затем  ребенка  растирают  сухим  полотенцем  и  вытирают  насухо.

    ·        Контрастные  ванночки  для  рук  и  ног

    ·        Соловые  дорожки

    ·        Закаливание  носоглотки.  Полоскание  рта  и  горла  в  игровой  форме

    ·        Профилактические  упражнения  для  верхних  дыхательных  путей

    ·        Дыхательные  и  звуковые  упражнения

    ·        Комплексы  дыхательной  гимнастики

    ·        Точечный   массаж

     

    С  различными  видами  массажа  можно  ознакомиться  на  информационной  ширме  в  фойе.

     

        Мы  уже  говорили,  что  оздоровление  практикуется  не  как  совокупность  лечебно-профилактических  мер,   а  как  форма  развития,  расширения  психолого-физических  возможностей  ребенка.  Ключевыми  систематизирующим  средством   оздоровительно-развивающей  работы  с  детьми  является  индивидуально-дифференцированный  подход.          При  индивидуально-дифференцированном   подходе  учитываются  особенности  тревожности,  интеллекта,  физического  развития  детей  и  др.

     

         Опираясь    на  многолетний  опыт  работы  коллектива  нашего  детского  сада,  в  области  сохранения  и  укрепления  здоровья  и  физического  развития,  мы  пришли  к  выводу,  что    традиционная  система  физического  воспитания   должна  быть  заменена  на  развивающую,  где  ребенок  из  объекта  педагогических  воздействий  превращается  в  субъект  осознания  своего  двигательного  развития.  Практика  двигательного  развития  становится   практикой  самоизменения  ребенка.  В  доступной  форме  ребенок  с  самого  начала  должен  осмыслить,  что  его тело  и  телесные  движения  ни  являются  некоторой  готовой  данностью,  они  должны   стать  для  него  особым  объектом  освоения,  исследования  и  преобразования,  познания  и  оценки.

         Пример  тому,  программа  «Развивающая  педагогика  оздоровления»,  авторы  В.Т.Кудрявцев – доктор  психологических  наук  и  Б.Б.Егоров  -  кандидат  педагогических  наук.  В  их  программе  нашли  продолжение  и  развитие  идеи  различных  представителей  этих   дисциплин;  физиологов  А.А.Ухтомского  и  Н.А.Берштейна.  психологов  А.В.Зопорожца  и  В.П.Зинченко,   педагога  Ю.Ф.Змановского.   При  этом  был  рационально  и  критически  переосмыслен  опыт  нетрадиционных   практик  развития  движений   и  оздоровлений,  которые  возникли  и  оформились  в  истории  человеческих  культур.

         В  своей   работе  В.Т.Кудрявцев  и  Б.Б.Егоров  исходили  из  представлений  о  ребенке,  как   целостном  духовно -  телесном   организме  -  средоточии,  посреднике   и  преобразование  значимых  для  него  природно – и  социально-экологических  связей.

         Содержание  физического  воспитания,  особенно  физкультурные  занятия,  должны  быть  выстроены  таким  образом,  чтобы  ребенок  изначально  мог  действовать  активно    и  творчески. 

         В  ходе  своей  работы  традиционными  оставила  лишь  структуру  занятия,  поменяв  содержание  двигательной  деятельности  детей.  В  занятия  по  физическому  воспитанию  дошкольников  включала:

    ·        Игровые  задания  с  вхождением  в  образ

    ·        Задания – карточки,  на  выполнение  движений,  упражнений

    ·        Выполнение  двигательных  заданий  с  закрытыми  глазами

    ·        Различные  специальные  комплексы  упражнений  (комплексы – рассказы,  комплексы – игры)

    ·        Придумывание  детьми  упражнений   (детям  давалось  название,  либо  давался  двигательный  элемент)

    ·        Игровые  задания,  на  использование  физкультурного  инвентаря  в  нетрадиционных  целях  (рисование  мячом,  массаж  малым  мячом,  катание  на  мяче)

    ·        Упражнение  на  сохранение  позы.

     

         Мне  бы  хотелось  подробно  рассказать  о  некоторых,  используемых  мною  в  работе,  заданиях:

    Например,     игра – комплекс  движений  «Обезьянки».

    В  ней  дети  вначале  изображают  «послушных  обезьянок»,  которые  очень  старательно  копируют    демонстрируемые  педагогом  движения.  Но  вот,  звучит  определенный  сигнал,  обезьянки  устают  и  становятся  непослушными.  Ребята  самостоятельно  придумывают    и  выполняют  совершенно  другие  двигательные  действия.  Далее,  я  усложнила  задачу,  дала  установку  детям  «модно  быть  непослушными,  выполняя    движения  противоположные  тем,  что  выполняю  я».  Такую  игру-комплекс,  можно  проводить  только  после  использования  в  работе  с  детьми  движений – перевертышей,  чтобы  дети  могли  понять  и  осмыслить  суть  этих  «перевертышей».

         Также  успешно  использовались  мною  комплексы – рассказы.  Такие  задания  могут  стать  частью  интегрированного  занятия.  Рассказы  можно  брать  из  художественной  литературы,  можно  сочинять  самой,  но  более  интересные  рассказы  получаются,  когда  дети  сочиняют  накануне  занятия.  Через  такие  комплексы – рассказы  у  детей  формируется  двигательное  воображение,   развивается  осознанное  отношение  к  своему  телу.  При  выполнении  такого  комплекса  ребенок  испытывает  неподдельную  радость  в  движении,  чувство  своей  значимости,  развивается  чувство  сопереживания.

        

    Мы  считаем,  что  здоровье  ребенка  можно  считать  достигнутой  нормой,  если  он:

    ·        В  физическом  плане  -  умеет  преодолевать  усталость,   здоровье  позволяет   действовать  в  оптимальном  режиме.

    ·        В  интеллектуальном  плане  -  проявляет  хорошие  умственные  способности,  любознательность,  воображение,  самообучаемость.

    ·        В  нравственном  плане -  честен,  самокритичен.

    ·        В  социальном  плане  -  коммуникабелен,  понимает  юмор,  сам  умеет  шутить.

    ·        В  эмоциональном  плане  -  уравновешен,  способен  удивляться  и  восклицать.

     

     

    Советы  родителям  по  закаливанию  детей:

    ·        Дома  родители  должны  приучать  ребенка  полоскать  рот  после  еды,  а  перед  сном  -  горло  кипяченой  водой  комнатной  температуры.  А  вот  умываться  и мыть  руки  лучше  прохладной  водой.

    ·        Перед  сном  ежедневно  обливайте  малыша  теплой  водой  и  интенсивно  обтирайте  полотенцем.

    ·        Вам,  разумеется,  известно,  что  температура  тела  ребенка  такая  же,  как  у  взрослого,  а  двигательная  активность  значительно  выше.  Поэтому  постарайтесь  одевать  его  так,  чтобы  кожа  малыша  оставалась  сухой,  а  ноги  были  всегда  защищены.

    ·        Надо  помнить,  что  и  сон  относится  к  средствам  закаливания.  Рекомендуем  не  оставлять  ребенка  в  комнате  одного  перед  сном.  Хорошо  бы  почитать  ему  книгу,  спеть  колыбельную  или  дать  послушать  подходящую  музыку.  Это  укрепляет  его  нервную  систему  и  благоприятно  повлияет  на  ваши  взаимоотношения.

    ·        Выполняйте  с  ребенком  утреннюю  гимнастику.

    ·        Летом  и  зимой  проводить  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  пешие  прогулки  в  близлежащий  парк,  сквер  на  расстояние  до  2  км  продолжительностью  30-40  минут  в  один  конец  (в  холодное  время)  и  на  расстояние  в  3-4  км  продолжительностью  1,5 – 2  часа  (в  теплое  время).  Если  ребенок  устал,  отдыхайте,  используя  для  этого  природные  условия.  Предложите  ему  пройти  с  вашей  помощью  по  бревну,  перепрыгнуть  через  ручеек,  нарисовать  пейзаж,  собрать  осенние  листья,  составить  на  земле  осеннюю  композицию.  Имейте  в  виду,  что  дошкольники  недостаточно  выносливы  и  плохо  переносят  чрезмерную  физическую  нагрузку,  поэтому  следите  за  состоянием  ребенка  и  не  допускайте,  чтобы  он  переутомлялся,  Показателями  переутомления  являются:  покраснение  кожи,  потливость,  нарушение  координации  движения,  сбой  в  дыхании. 

     

     

         Свое  выступление  хотелось  бы  закончить  словами  детского  писателя  С.Я  Маршака

          

                                                         «Желаю   вам  цвести,   расти,

                                                           Копить,  крепить   здоровье.

                                                           Оно  для  дальнего  пути –

                                                           Главнейшее  условье» .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sistema_ukrepleniya_zdorovya_detey.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   Система  работы  по  сохранению   и  укреплению  здоровья

                                        дошкольников  в  детском  саду  «Кирпичики».

       

     Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования   к  человеку  и  его  здоровью.

         Актуальность  темы  здорового  образа  жизни  подтверждают  статистические  показатели:

    1.  Физически   зрелыми  рождаются  не  более  14%  детей.

    2.  25 - 35%   детей,  пришедших  в  1  класс  школы,  имеют  физические  недостатки  или                    хронические  заболевания.

    3.  90 – 92 %  выпускников  средних  школ  находятся  в  «третьем  состоянии»  т.е.  они  ещё  не  знают,  что  больны.

    4.  Только  8 – 10 %  выпускников  школ  можно  считать  действительно  здоровыми.

    5.  5 %  взрослого  населения  страны  хронически  больны,  а  95 %  -  находятся  в  «третьем  состоянии».

         Актуальность  создания  внутрисадовской  программы  «Здоровье»  заключается  прежде  всего  в  том,  что  она  ориентирована  на  решение  таких  значимых  проблем,  устранение  которых  в  сумме  может  дать  максимально  возможный    полезный  эффект  оздоровления  как  детей,  так  и  педагогов  детского  сада,  родителей.

         Основы  здорового  образа  жизни  человека  закладываются  в  дошкольном  возрасте.  Ни  в  какой   другой  период  жизни  физическое  воспитание  не  связано  так  тесно  с  общим  воспитанием,  как  в  первые   шесть  лет.  В  период  дошкольного  детства  у  ребенка  закладываются  основы  здоровья,  долголетия,  всесторонней  двигательной  подготовленности  и  гармонического  физического  развития.

         Болезненный,  отстающий  в  физическом  развитии  ребенок  быстрее  утомляется,  у  него  неустойчивое  внимание,  память.  Это  общая  слабость  вызывает  и  самые  различные  расстройства  в  деятельности  организма,  ведет  не  только  к  понижению  способностей,  но  и  рассматривает  волю  ребенка.   Недаром  выдающийся  педагог  В.А.Сухомлинский  подчеркивал,  что  от  здоровья,  жизнерадостности  детей   зависит  их  духовная  жизнь,  мировоззрение,  умственное   развитие,   прочность  знаний,  вера  в  свои  силы.

         В  этой  связи  концепция  программы  здоровья содержит  следующие  положения:

    1. Формирование  первоначальных  основ  здорового  образа  жизни  -  «формирование   привычки  к  здоровому  образу  жизни».
    2. Осуществление   работы  по  физическому  воспитанию  дошкольников  с  учетом  принципов  развивающей  педагогики  оздоровления,  рекомендованных  доктором  психологических   наук  В.Т.Кудрявцевым.
    3. Обеспечение  эмоционально-психологического  комфорта,  в  соответствии  с  которым  все  виды  и  формы  физкультурно-оздоровительной  деятельности  должны  обеспечивать  не  только  выполнение  норм  двигательной  активности  детей,  но  и  создавать  каждому  ребенку  чувство  уверенности  в  своих  физических  возможностях,  приносить   опыт  успеха,  признания  со  стороны  окружающих  близких  людей.

    Основные   средства  укрепления  физического  здоровья  детей  используемые  в  нашем  детском  саду:

    1.    Полноценное  питание  включает:

    1. Учет  калорийности  питания
    2. Обследование  норм  потребления  продуктов  питания
    3. Индивидуальный  подход  к  детям.

    2.    Нетрадиционные  методики  оздоровления:

    1. Сомда
    2. Су-Джок   терапия
    3. Люстра  Чижевского «Супер – плюс»
    4. Массаж  с  помощью  камней-самоцветов,  массажных   шариков.  

    3.    Развитие  движений:

    1. Физкультурные  занятия
    2. Дозированная  ходьба
    3. Физминутки
    4. Спортивные  игры
    5. Утренняя  гимнастика
    6. Физкультурные  праздники
    7. Дни  Здоровья.

    4.    Гигиена  режима:

    1. Рациональное  построение  режима  дня
    2. Охрана  жизни
    3. Выполнение  санитарных  норм  и  требований

    5.    Профилактическая  работа:

    1. Санпросветработа   с  сотрудниками,  родителями
    2. Выработка  у  детей  осознанного  отношения  к  своему  здоровью,  умение   определить  свои   ощущения  и  состояния.
    3. Врачебные  осмотры  с  комплексной  оценкой  здоровья
    4. Изучение  и  применение  новых  методик  оздоровления.

    6.    Закаливание:

    1.    Соблюдение  температурного  режима
    2.    Облегченная  одежда  детей  в  группах
    3.    Дыхательная  гимнастика  после  сна
    4.    Соответствие  сезонной  одежды  на  прогулке  индивидуальному  состоянию  здоровья       ребенка
    5.    Полоскание  рта  соляным  раствором
    6.    Соляные  дорожки
    7.    Правильная  организация   прогулки
    8.    Использование  профилактических  мер:  УФО,  массаж,  фито  и  витаминотерапия,  травный  чай,  коктейли, коррекция  осанки  и  другие  традиционные   методы.

     

             Систематическое  закаливание  способствует  формированию  у  детского  организма  умения  безболезненно  переносить  изменения  окружающей  среды.  Закаливание  приводит  к  усилению  обмена  веществ,  повышает  сопротивляемость  организма  инфекционным  заболеваниям,  оказывает  благотворительное   влияние  на  общее  психосоматическое  состояние  и  поведение  ребенка.

         При  закаливании  следует  неукоснительно  придерживаться  определенных  правил,  первое  из  которых  -  постепенность.  Необходимо  также  учитывать  состояние  здоровья  и  индивидуальные  особенности  ребенка.

         Нельзя  проводить  закаливающие  процедуры,  которые  не  нравятся  малышу.  Они  должны  доставлять  ему  радость.

         Закаливающие  процедуры  не  отменяем  даже  в  случае  легких  заболеваний  детей,  не  сопровождающихся  значительным  ухудшением  общего  состояния.    А  заменяем    слабо  действующей  процедурой,  меньшей  силы  раздражителем:  обливание  заменяем обтиранием,  вместо  общей  процедуры  проводим  местную,  используем  воду  на  два – три  градуса  теплее  той,  которой  обливали,  когда  малыш  был  здоров.  После  выздоровления  ребенка  температуру  воды  вновь  снижаем  до  нужной.

         В  качестве  средств  закаливания  широко  используются  естественные  факторы:  вода,  воздух  и  солнечные  лучи.  Закаливание    будет  положительным  только  в  том  случае,  если   оно  отвечает  определенным  гигиеническим  требованиям.  Воздух  и  вода  должны  быть  чистыми  и  иметь  определенную  температуру.

         Использовать  воздух  в  качестве  закаливающего  средства  необходимо  постоянно,  во  все  времена  года.  Действие  воздуха  должно  оказывать  благотворительное  влияние,  стимулирующее  правильный  рост  и  развитие  ребенка.

         Вода  по  сравнению  с  воздухом  является  более  сильным  средством  закаливания,  так  как  обладает  большей  теплопроводностью  и  теплоемкостью.  Водные  процедуры   короче  по  времени.  В  качестве  закаливающих  процедур   используем  умывание,  растирание  до  пояса,  мытье  рук,  обливание  их  водой,  игра  с  водой,  влажное  обтирание  всего  тела,  обливание  водой  под  душем.

         При  закаливании  солнечными  лучами  необходимо  помнить,  что  солнце  действует  на  организм  гораздо  сильнее,  чем  вода  и  воздух.    Закаливание  солнцем    проходит  на  прогулках  в  весеннее-летнее  время  при  обычной  деятельности  детей.

         Как  показывают  многочисленные  научно-практические  разработки  и  наш  собственный  опыт,  традиционные  методы  закаливания  эффективны,  в  первую  очередь,  в  качестве  начальных  процедур.

         Наибольшим  воздействием  обладают  нетрадиционные  методы  закаливания,  к  которым  относятся,  прежде  всего,  контрастные  методики   в  пульсирующем  режиме.  Именно  контрастные  воздушные    и  водяные  ванны  обеспечивают  тот  уровень  повышения  защитных  сил  организма,  какой  вообще  способно  дать  закаливание.  Если  традиционное  закаливание  предполагает  адаптацию  к  холоду,  то  пульсирующий  микроклимат  предполагает  также  и  тепло,  то  есть  те  два  фактора,  контраст  между  которыми  (внезапное  охлаждение  после  перегревания)  чаще  всего  провоцируют  заболевания  ребенка.  Создавая  модель  воздействия  «тепло – холод»,  можно  рассчитывать  на  выработку  целесообразных  терморегулирующих  реакций.

         Происходящая  таким  образом  тренировка  механизмов  терморегуляции  повышает  резистентность  организма,  т.е.  устойчивость  его  к  действию  различных   болезненных  факторов.

         Основные   средства  закаливания:

    1. Дети  ежедневно  в  любое  время  года  15 – 20  минут   играют  босиком  в  одних  плавочках  в  простые  игры  типа  «Я  на  солнышке  лежу»,  «Загораю».
    2. Ребенок  сам  растирает  специальной  рукавичкой  руки,  ноги,  плечи,  грудь  до  возникновения  ощущения  радости.
    3. Влажное  растирание.  Раздетого  ребенка  взрослые  быстро  обтирают    влажным  теплым  полотенцем,  после  чего  ему  предлагается  5 – 10  минут  быстро  побегать.  Через  10  минут  процедура  повторяется,  а  затем  ребенка  растирают  сухим  полотенцем  и  вытирают  насухо.
    1. Контрастные  ванночки  для  рук  и  ног
    2. Соловые  дорожки
    3. Закаливание  носоглотки.  Полоскание  рта  и  горла  в  игровой  форме
    4. Профилактические  упражнения  для  верхних  дыхательных  путей
    5. Дыхательные  и  звуковые  упражнения
    6. Комплексы  дыхательной  гимнастики
    7. Точечный   массаж

    С  различными  видами  массажа  можно  ознакомиться  на  информационной  ширме  в  фойе.

        Мы  уже  говорили,  что  оздоровление  практикуется  не  как  совокупность  лечебно-профилактических  мер,   а  как  форма  развития,  расширения  психолого-физических  возможностей  ребенка.  Ключевыми  систематизирующим  средством   оздоровительно-развивающей  работы  с  детьми  является  индивидуально-дифференцированный  подход.          При  индивидуально-дифференцированном   подходе  учитываются  особенности  тревожности,  интеллекта,  физического  развития  детей  и  др.

         Опираясь    на  многолетний  опыт  работы  коллектива  нашего  детского  сада,  в  области  сохранения  и  укрепления  здоровья  и  физического  развития,  мы  пришли  к  выводу,  что    традиционная  система  физического  воспитания   должна  быть  заменена  на  развивающую,  где  ребенок  из  объекта  педагогических  воздействий  превращается  в  субъект  осознания  своего  двигательного  развития.  Практика  двигательного  развития  становится   практикой  самоизменения  ребенка.  В  доступной  форме  ребенок  с  самого  начала  должен  осмыслить,  что  его тело  и  телесные  движения  ни  являются  некоторой  готовой  данностью,  они  должны   стать  для  него  особым  объектом  освоения,  исследования  и  преобразования,  познания  и  оценки.

         Пример  тому,  программа  «Развивающая  педагогика  оздоровления»,  авторы  В.Т.Кудрявцев – доктор  психологических  наук  и  Б.Б.Егоров  -  кандидат  педагогических  наук.  В  их  программе  нашли  продолжение  и  развитие  идеи  различных  представителей  этих   дисциплин;  физиологов  А.А.Ухтомского  и  Н.А.Берштейна.  психологов  А.В.Зопорожца  и  В.П.Зинченко,   педагога  Ю.Ф.Змановского.   При  этом  был  рационально  и  критически  переосмыслен  опыт  нетрадиционных   практик  развития  движений   и  оздоровлений,  которые  возникли  и  оформились  в  истории  человеческих  культур.

         В  своей   работе  В.Т.Кудрявцев  и  Б.Б.Егоров  исходили  из  представлений  о  ребенке,  как   целостном  духовно -  телесном   организме  -  средоточии,  посреднике   и  преобразование  значимых  для  него  природно – и  социально-экологических  связей.

         Содержание  физического  воспитания,  особенно  физкультурные  занятия,  должны  быть  выстроены  таким  образом,  чтобы  ребенок  изначально  мог  действовать  активно    и  творчески.  

         В  ходе  своей  работы  традиционными  оставила  лишь  структуру  занятия,  поменяв  содержание  двигательной  деятельности  детей.  В  занятия  по  физическому  воспитанию  дошкольников  включала:

    1. Игровые  задания  с  вхождением  в  образ
    2. Задания – карточки,  на  выполнение  движений,  упражнений
    3. Выполнение  двигательных  заданий  с  закрытыми  глазами
    4. Различные  специальные  комплексы  упражнений  (комплексы – рассказы,  комплексы – игры)
    5. Придумывание  детьми  упражнений   (детям  давалось  название,  либо  давался  двигательный  элемент)
    6. Игровые  задания,  на  использование  физкультурного  инвентаря  в  нетрадиционных  целях  (рисование  мячом,  массаж  малым  мячом,  катание  на  мяче)
    7. Упражнение  на  сохранение  позы.

         Мне  бы  хотелось  подробно  рассказать  о  некоторых,  используемых  мною  в  работе,  заданиях:

    Например,     игра – комплекс  движений  «Обезьянки».

    В  ней  дети  вначале  изображают  «послушных  обезьянок»,  которые  очень  старательно  копируют    демонстрируемые  педагогом  движения.  Но  вот,  звучит  определенный  сигнал,  обезьянки  устают  и  становятся  непослушными.  Ребята  самостоятельно  придумывают    и  выполняют  совершенно  другие  двигательные  действия.  Далее,  я  усложнила  задачу,  дала  установку  детям  «модно  быть  непослушными,  выполняя    движения  противоположные  тем,  что  выполняю  я».  Такую  игру-комплекс,  можно  проводить  только  после  использования  в  работе  с  детьми  движений – перевертышей,  чтобы  дети  могли  понять  и  осмыслить  суть  этих  «перевертышей».

         Также  успешно  использовались  мною  комплексы – рассказы.  Такие  задания  могут  стать  частью  интегрированного  занятия.  Рассказы  можно  брать  из  художественной  литературы,  можно  сочинять  самой,  но  более  интересные  рассказы  получаются,  когда  дети  сочиняют  накануне  занятия.  Через  такие  комплексы – рассказы  у  детей  формируется  двигательное  воображение,   развивается  осознанное  отношение  к  своему  телу.  При  выполнении  такого  комплекса  ребенок  испытывает  неподдельную  радость  в  движении,  чувство  своей  значимости,  развивается  чувство  сопереживания.

         

    Мы  считаем,  что  здоровье  ребенка  можно  считать  достигнутой  нормой,  если  он:

    1. В  физическом  плане  -  умеет  преодолевать  усталость,   здоровье  позволяет   действовать  в  оптимальном  режиме.
    2. В  интеллектуальном  плане  -  проявляет  хорошие  умственные  способности,  любознательность,  воображение,  самообучаемость.
    3. В  нравственном  плане -  честен,  самокритичен.
    4. В  социальном  плане  -  коммуникабелен,  понимает  юмор,  сам  умеет  шутить.
    5. В  эмоциональном  плане  -  уравновешен,  способен  удивляться  и  восклицать.

    Советы  родителям  по  закаливанию  детей:

    1. Дома  родители  должны  приучать  ребенка  полоскать  рот  после  еды,  а  перед  сном  -  горло  кипяченой  водой  комнатной  температуры.  А  вот  умываться  и мыть  руки  лучше  прохладной  водой.
    2. Перед  сном  ежедневно  обливайте  малыша  теплой  водой  и  интенсивно  обтирайте  полотенцем.
    3. Вам,  разумеется,  известно,  что  температура  тела  ребенка  такая  же,  как  у  взрослого,  а  двигательная  активность  значительно  выше.  Поэтому  постарайтесь  одевать  его  так,  чтобы  кожа  малыша  оставалась  сухой,  а  ноги  были  всегда  защищены.
    4. Надо  помнить,  что  и  сон  относится  к  средствам  закаливания.  Рекомендуем  не  оставлять  ребенка  в  комнате  одного  перед  сном.  Хорошо  бы  почитать  ему  книгу,  спеть  колыбельную  или  дать  послушать  подходящую  музыку.  Это  укрепляет  его  нервную  систему  и  благоприятно  повлияет  на  ваши  взаимоотношения.
    5. Выполняйте  с  ребенком  утреннюю  гимнастику.
    6. Летом  и  зимой  проводить  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  пешие  прогулки  в  близлежащий  парк,  сквер  на  расстояние  до  2  км  продолжительностью  30-40  минут  в  один  конец  (в  холодное  время)  и  на  расстояние  в  3-4  км  продолжительностью  1,5 – 2  часа  (в  теплое  время).  Если  ребенок  устал,  отдыхайте,  используя  для  этого  природные  условия.  Предложите  ему  пройти  с  вашей  помощью  по  бревну,  перепрыгнуть  через  ручеек,  нарисовать  пейзаж,  собрать  осенние  листья,  составить  на  земле  осеннюю  композицию.  Имейте  в  виду,  что  дошкольники  недостаточно  выносливы  и  плохо  переносят  чрезмерную  физическую  нагрузку,  поэтому  следите  за  состоянием  ребенка  и  не  допускайте,  чтобы  он  переутомлялся,  Показателями  переутомления  являются:  покраснение  кожи,  потливость,  нарушение  координации  движения,  сбой  в  дыхании.  

         Свое  выступление  хотелось  бы  закончить  словами  детского  писателя  С.Я  Маршака

         

                                                         «Желаю   вам  цвести,   расти,

                                                           Копить,  крепить   здоровье.

                                                           Оно  для  дальнего  пути –

                                                           Главнейшее  условье» .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

    Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

    Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

          Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

    Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

    Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

    Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

    Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

    Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

    В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

    Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

    Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...