Главные вкладки

    Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
    опыты и эксперименты (средняя группа) по теме

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
    В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
               Раньше детей воспитывали по - другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот, поэтому, мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтобы воспитанники хоть немного знали историю своего народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novaya_papka.rar19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наличие собственного инновационного педагогического опыта

    Салямовой Ларисы Марсовны

    «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским».

                                               Чем дальше в будущее входим

                                                 Тем больше прошлым дорожим

                                           И в старом красоту находим

                                             Хоть новому принадлежим…

    Актуальность и перспектива опыта

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
    В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
              Раньше детей воспитывали по - другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот, поэтому, мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтобы воспитанники хоть немного знали историю своего народа.

    Ведущая педагогическая идея.

     Ведущей педагогической идеей считаю, что необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой.  

    Наличие теоретической базы опыта

    1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

    2. Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй- научно-популярный очерк, 1997, Казань.

    3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации

    4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 2007.

     5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин

    6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.

    7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;

    8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

    9. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

    10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    11. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

    12. Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

    13. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.

    Технология опыта

    (Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.)

    Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

    1.Беседы, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

    2. Рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток.

             3. Игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

    4. Демонстрационный и дидактический материал.

    5. Методическая литература.

    6. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.

    7. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

    8. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

    Анализ результативности

    Мной проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения поликультурного воспитания дошкольников.

      Проведена исследовательская работа по выявлению знаний детей о культуре нашего народа. Проведенные опросы  у детей и родителей показали разный уровень знаний о прошлом наших предков, традициях, праздниках, обычаях. Благодаря проведенной мной работе, исследуемые показатели развивались. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию поликультурного воспитания дошкольников.

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

    В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.

      Свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:

    - воспитательный характер обучения;

    - построение материала от простого к сложному;

    - доступность;

    - разнообразие материала;

    - систематичность;

    - совместная деятельность;

    - активность.

    Адресные рекомендации по использованию опыта

    Опыт моей работы может быть размещен

    - на сайте МААМ.ru;

    - на сайте rassudariki.ru

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

    Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

    Проект "Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским"

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.Нео...

    Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

    Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

    Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр

    Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

    Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

    Успешное овладение ребенком какой-либо практической деятельностью возможно через сенсорное развитие, которое и является основным условием. Младший дошкольный возраст является идеальным для закладывани...

    Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью....

    Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

    Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...