Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр
статья (подготовительная группа) по теме

Хантимерова Ирина Александровна

 Актуальность и перспектива опыта

 Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем. В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmmmm.docx36.42 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx28.34 КБ
Файл proekt.docx76.96 КБ

Предварительный просмотр:

    Собственный инновационный педагогический опыт

  «ВОСПИТАНИЕ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александровны.

                                                                        «Толерантность – это искусство

                                                                             жить в мире людей и идей».

                                                                                                       А.Г.  Асмолов

 Актуальность и перспектива опыта

 Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем. В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.    В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.  Актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста и его значение приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей.

Ведущая педагогическая идея

   Ведущей педагогической идеей считаю  воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми, желания играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты. Воспитание у детей толерантного взаимоотношения между собой обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию в современном обществе. В связи с этим необходима целостная система всестороннего развития  дошкольников.

 Поэтому работа началась с:

 - создания предметно-развивающей среды;

 - диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети  об отношениях между людьми, взаимодействии с природой и социумом);

  - наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);

  -  анкетирования взрослых и бесед с ними.

При организации работы  опиралась на следующие принципы:

         - принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

         - принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

         - принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

         - принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

        - принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.

       - принцип гуманизма:  коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Теоретическая база опыта

      Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.
Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей. В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым. Вслед за В.С. Библером, И.А. Громовым, М.С. Коганом, С.Ю. Кургановым мы понимаем культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.
По мнению М.А. Богомолова поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Современная трактовка сущности поликультурного образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в детях толерантности по отношению к носителям иной культурной системы.
Цель дошкольных образовательных учреждений не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе. Имея в виду, что процесс образования включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание, мы рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.
Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачами поликультурного образования являются:
- Полноценное приобщение к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры.
- Формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом.
- Воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества.
- Создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями.
- Формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур.
- Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Сущность поликультурного образования раскрывается в работах многих психологов и педагогов: М.М. Бахтина, В.С. Библера, М.А. Богомолова, П.Ф. Каптерева, Э.К. Сусловой и других. Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
-Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
-Обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Приобщением детей к национальной культуре и традициям в деятельности ДОУ можно назвать следующие:
1.Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.


Технология опыта

      Работая над формированием поликультурных качеств и толерантности
детей дошкольного возраста , я ставлю следующие задачи:
-Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по поликультурному образованию.
-Налаживание связей между детским садом и семьёй.
-Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума.
-Знакомство детей с культурой других народов, расширение кругозора, трансляция новых знаний.
-Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи.
-Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.
-В разных видах деятельности применять народное слово.
-Показать красоту образного языка сказок.
-Использовать театрализованную деятельность
-Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.
-Активизировать словарный запас, через употребление детьми слов в речи.
-Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитание нравственных чувств, строится на основе следующих подходов:
Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, проектная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная), двигательная активность, интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;
использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители»: «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители».
осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;
обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проводя с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Вот некоторые из них.
Государственно-гражданские праздники :

– Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний.
Международные праздники:

 – День матери, Международный женский день, День Защиты детей.
Бытовые и семейные праздники.

Фольклорные праздники:

 – Масленица, Пасха, «Сабантуй» , « Акшекелу», «Рожтова», «Одкизе».
      Художественно-эстетическая деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей и т.д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством.
Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе, на основе позитивного сотрудничества, регулярно проводятся с детьми разнообразные игры «Горелки», «Ай, ди-ли!», «Зайцы и волк», «Заря», «Коршун», «Гуси» и другие.  Они имеют такое же значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что способствует улучшению общения детей. Возрождение интереса детей к игровому фольклору невозможно без участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры.
Задача воспитателя - поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, в овладении которыми нуждаются дошкольники.
Проектная деятельность является одним из эффективных методов работы, позволяющим тесно взаимодействовать взрослому и ребенку. В ходе совместной деятельности над проектом, воспитатель содействует приобщению детей к изучению культуры и традиций людей разных национальностей, овладению нормами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.
Во время проектной деятельности я использовала такие формы работы с воспитанниками, как игровые ситуации, игры, чтение и обсуждение прочитанного, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, самостоятельную деятельность.
      Помощь родителей для достижения целей в проектной деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни группы, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Главными направлениями в работе с родителями я считаю установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
В нашем детском саду сложились следующие формы работы с семьями: тематические уголки (по изучаемой детьми культурологической теме), папки – передвижки, фотовыставки, выставки совместных поделок, использование семейных фотоальбомов, знакомство с дидактическими играми, помогающими детям усвоить искусствоведческий материал (игровой),викторины, участие в подготовке к праздникам (изготовление костюмов, декораций, отбор литературы, музыкальных произведений),участие родителей в совместных праздниках, развлечениях, участие в работе по обогащению предметно-развивающей среды группы.
Использование предметно-развивающей среды в ДОУ национального содержания в процессе формирования поликультурных качеств и толерантности имеет огромное значение. Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня  формированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, по национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности.
Все это говорит о том, что создание предметно-развивающей среды, разучивание и участие в играх и праздниках требует специального внимания воспитателя.
В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Дети дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности.

Анализ результативности

      В результате целенаправленной работы в нашем детском саду по формированию поликультурных качеств, толерантности детей дошкольного возраста достигнуты следующие результаты:

Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек, учится общаться с разными людьми, совершенствуется и развивается, чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.    Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Ребята стараются осознавать, как легко может возникнуть ссора или даже драка, с помощью взрослых находят причины конфликтов и пытаются их самостоятельно разрешить. Они знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дает возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что проведенная мною работа способствует формированию поликультурных качеств и толерантности дошкольников. Это не могло не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию литературы, материала народных обрядов, традиций, игр в воспитании детей, отмечаются положительные изменения в личности дошкольников. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, национальному наследию родной страны, другим людям.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Разработан и реализован проект  «Формирование  патриотических   чувств, старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии». В результате полной реализации проекта:

 - Создана предметно-развивающая среда, разработано перспективное планирование с детьми по данной теме.

- Разработан диагностический материал по воспитанию поликультурных качеств и толерантности.

- Составлен перспективный план по работе с родителями.

- Составлены конспекты НОД по ознакомлению с народными традициями.

У детей возрос интерес к народной культуре, чувство причастности к малой Родине Республике Мордовия.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.  

       Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей поликультурные качества и толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей

Концептуальность

Симпатия и уважение к людям разных национальностей является нравственным качеством личности, которое необходимо воспитывать, начиная с раннего возраста через общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, ознакомление с культурой и бытом разных народов, обогащение содержания игр дошкольников в хорошо продуманных и организованных педагогических условиях. Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития общества воспитание детей способных испытывать симпатию и уважение к людям разных национальностей. В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстраивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу

    Свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к- сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

.

В современном обществе очень много смешанных браков.  В одной семье  встречаются традиции разных культур, стираются границы самобытности,  поэтому очень часто ребенок самостоятельно не может    разобраться,  к какой культуре относятся те или иные традиции.   Однако  и родители не всегда находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте  родных им народов.  Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта

    

    Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения, на личном мини-сайте  на nsportal.

Список использованной литературы.

 1.        Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.

2.        Завьялова, М. К. Татарский костюм / М. К. Завьялова. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 2007.-25

3.        Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 300 с.

4.        Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 120-123.

5. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков,  Казань, 1990г.

7. Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.

8. Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.

.



Предварительный просмотр:

 МБДОУ « Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

                 Конспект  открытого занятия

               «Моя родословная»                 

 

           

 по нравственно-патриотическому воспитанию                                   дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

                                                                   

                                                                       Выполнила

                                                                                            воспитатель:

                                                                                                           

                                                                                        Хантимерова И.А.

                                 Лямбирь 2015

Цель: Формирование нравственно-патриотических  чувств  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

-  Формировать  знания  детей о родословной.

-  Способствовать накоплению опыта о природе , культуре, традициях родного края.

-  Способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной.

 -   Закрепить знания детей о государственных символах.

Развивающие

-   Развивать познавательные интересы.

 -  Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь, кругозор. 

-  Развивать умение правильно строить свой ответ

Воспитательные

-   Воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родителям.

-    Воспитывать чувство любви к своей Родине.

-   Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.


Предварительная работа: рассматривание иллюстраций флагов гербов разных стран. Чтение русских, мордовских, татарских сказок и мифов. Беседы о народных праздниках. Составление родословного древа семей и его оформление в рисунках. Подготовка рассказов об интересных моментах семейной биографии, именах членов семьи, семейных традициях и реликвиях. Заучивание стихотворений.

 

Методы и приемы: Беседа, вопросы, активное слушанье, демонстрация презентации с музыкальным сопровождением, физкультминутка, дидактическая игра.


Словарная работа. Родственники, родословная, родовое дерево.


Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, фланелеграф, магнитофон, презентации. флаги, иллюстрации дерева, пазлы-флагов.

Ход занятия

Добрый день . Посмотрите сколько у нас гостей ,  они говорят на разных языках. Давайте  поздороваемся с ними на русском, мордовском, татарском языках. (приветствие на татарском, русском, мордовском языка ).

Организационный момент

Воспитатель: Дети я вижу, что у вас хорошее настроение.

Воспитатель: Давайте поделимся  своим настроением с нашими гостями (дети встают в круг, выполняют движения по тексту)

 Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.  (
дети садятся на  стульчики полукругом)

Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда мы отправимся в виртуальное путешествие. А на чем можно путешествовать?  (предположительные ответы детей)

Воспитатель. Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Первая станция «Государственная» (звучит стук колес поезда)

 Воспитатель: Каждый день в детском саду вы узнаете что-то новое для себя, учитесь находить ответы на интересующие вас вопросы . Вчера мы с вами рассматривали  флаги государств мира, среди них были флаг России, Мордовии, Лямбиря. Давайте попробуем их сейчас вспомнить. Я предлагаю вам  поиграть в игру «Собери флаг».

( Делю детей на 3 команды, рассказываю правила игры.  Дети подходят к столам  и выполняют задание)

Воспитатель. Подойдите к столам. На столе детали флага , из них нужно собрать флаг.1-й  стол  соберет флаг России, 2-й  стол флаг Мордовии, 3-й стол флаг Лямбиря.

Дидактическая  игра «Собери  флаг»

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь предлагаю вам рассказать о том, что символизируют цвета на флаге, который вы собрали. ( представитель от каждой команды рассказывает о своем флаге)

Воспитатель. Ребята , нам пора продолжать путешествие, следующая станция «Познавательная».

 Викторина (по презентации)

1. Что вы видите на экране? (река, поля, люди - слайд 1)

  С чем ассоциируются эти картинки? (Родина)

2. Назовите пословицы и поговорки о Родине

3.  Кто эти люди? ( слайд 2)

4. Назовите праздники, которые отмечают в нашей стране. (слайд3)

5. Люди, каких национальностей проживают в Мордовии?

6. Назовите персонажей сказок татарского народа, русского народа, мордовского народа. (слайд4)

Воспитатель читает стихотворение о Родине.  (слайд5)

Воспитатель: Дети немного отдохнем. Следующая станция «Спортивная» (дети встают около стульчиков, проводится физ. минутка.)

Физ. минутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой. ( дети выполняют движения согласно текста. затем  садятся на стульчики)

Воспитатель: Вы немного отдохнули, взбодрились. Следующая станция «Историческая».  Я хочу рассказать вам притчу. (Воспитатель рассказывает притчу  по презентации)

 «Далеко, далеко в горах с белоснежными вершинами жил человек – один – одинешенек. Может когда – то были у него родные, но он их не помнил. Не знал он своего имени. Однажды на его избушку набрел путник.

-Кто ты? - спросил он, - как тебя зовут? Кто твои предки?

- Не знаю, - ответил человек.

-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои корни, а ты… несчастный человек.

- Но зачем знать своих предков?

Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть корни, есть Родина. А тебе это неведомо.

И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:

- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.

Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не простое, а родословное. Человек утешился. »

Воспитатель: Следующая станция «Родословная». Издавна одной из традиций народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Давайте  попытаемся составить свои родословные. Проходите столам. На столах лежат заготовки. Эти заготовки помогут вам составить свои родословные. Это изображение древа, изображения мужчин ,женщин, детей, бабушек ,дедушек

(Дети делают аппликацию, звучит тихая спокойная музыка)

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились замечательные древа.  Сразу видно как вы хорошо знаете  родных. Кто хочет рассказать о своем древе?

( Ребенок выставляет  свою работу на фланелеграф и рассказывает о своей семье)

 Воспитатель:  Дети, для чего мы должны знать свою родословную?

Дети: Чтобы в памяти остались родные люди.(предположительный ответ)

Воспитатель. Дети, понравилось вам путешествие? Следующая станция «Детская».  

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Я предлагаю вам взять свои работы домой, чтобы со временем добавлять на свое древо новых членов вашей семьи. Желаю вам, чтобы ваше дерево росло и развивалось

 



Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ

Лямбирского муниципального района РМ»

Проект: «Формирование  патриотических   чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f5499eb36f685f4b5b791a77040acd73&n=33&h=190&w=259https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fcb11b2a8e10637a665accba90c5d713&n=33&h=190&w=286

 

                                                                                           

                                                                                 

                                                                                   Подготовила: воспитатель                                                                

                                                                   Хантимерова И.А.

Лямбирь 2015

Проект: «Формирование  патриотических   чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

Проблема

В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.       Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических  чувств  детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания  детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.

Задачи.

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о  природе, культуре, традициях родного края;

- дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности;

- познакомить  с именами людей , прославившими наш край , которыми мы гордимся;

- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями  орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;                                                                                                                        

Развивающие:

 - развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего села,  своей семьи;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма, дети приобретают знания об истории родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовию. Дети также узнают, как неграмотные  крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Актуальность и новизна.

 Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном  Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции Федерального Государственного Образовательного Стандарта  гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к  проблеме воспитания  патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.

         

Исследовательские методы.

      Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные),  игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
  4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
  5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

.                

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: долгосрочный (1год)

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Структура проекта.

Этапы проведения и реализации:

  1. Информационно-накопительный.

- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- Обращение к специалистам.

  1. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Моя малая родина», «Встречаем весну»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего села»

Оформление дидактических игр:

- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;

-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).

 Выставка поделок «Творим вместе» (совместно с родителями)

Аппликация:  украшение фартука русским ,татарским, мордовским узорами.

Экскурсии: по родному селу, в детскую районную библиотеку

Разучивание стихов песен на русском , мордовском, татарском  языках.

В группе имеется национально-региональный уголок, который содержит наглядный дидактический материал о стране, событиях, людях.

– к 70 летию Великой Победы совместно с родителями и для родителей была изготовлена стенгазета «Они подарили нам жизнь», «летописи военных лет жителей Лямбирского района», папки-вкладыши «Города-герои» и «Награды Великой Отечественной Войны», «Дети – герои». Дети совместно с родителями готовили рассказы о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны.

– к празднику 8-го марта была выпущена стенгазета «Любимым мамам», утренник, посвященный нашим мамам.

– подготовлены консультации для родителей

– проведены совместно с музыкальным руководителем мероприятия: «День пожилых людей», «Осенняя ярмарка», «Защитники Родины», «Поклонимся Великим тем годам»

– ко дню семьи была выпущена стенгазета «Моя семья» и проведено развлечение совместно с музыкальным руководителем. Дети совместно с родителями изготовили родословные древа своих семей.

– для знакомства с бытом и традициями народов нашей республики в ДОУ создан мини-музей

 В нашем саду прошли «Недели национальной культуры», детям были представлены сказки русского ,татарского , мордовского народа.

На завершающем этапе проекта было проведено открытое занятие     « Моя родословная».

                                                                                                           

                               

                                   План работы над проектом

 

Месяц

Направление

деятельности

С детьми

С родителями

С педагогами

Ноябрь

Наблюдение

Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах

Беседы

Знакомство с национальными мордовскими костюмами

Изготовление макетов мордовского костюма.

«Мастер-класс»

Экскурсии

Посещение мини-музея детского сада

Подбор экспонатов для мини-музея.

Месяц

Направление деятельности

С детьми

С родителями

С педагогами

Декабрь

Художественно-эстетическое развитие

Рисование,

Украшение мордовского передника

Культурно-досуговая деятельность

Драматизация «Как собака друга искала»

Драматизация «Как собака друга искала»

Драматизация «Как собака друга искала»

Познание НОД

Знакомство с куклой в мордовской национальной одежде

Изготовление модели мордовского костюма

Январь

Беседы

Знакомство с «Татуней и Алдуней»

Физическое развитие

Мордовская народная подвижная игра «В зайцы»

физ. руководитель

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Свинка»

Художественно-эстетическое творчество

Лепка по сказке «Свинка». Выставка поделок

Февраль

Социализация

Д/и «Почини ичиги»

Беседа

Знакомство с национальным татарским костюмом

Изготовление модели татарского костюма

«Мастер –класс»

Культурно-досуговая.

 Развлечение «Защитники Родины»

Выпуск стенгазеты «Мой папа самый-самый»

Подбор музыки. Муз. Руководитель.

Здоровье, физическая культура

П/и «Перетягивание каната»

Физ. руководитель

Познание НОД

Знакомство с достопримечательностями села Лямбирь

Изготовление альбома «Достопримечательности моего села»

Художественно-эстетическое развитие

Оформление косынки элементами татарского орнамента

Выставка поделок «Творим вместе»

Март

Беседа, наблюдения

«Мы такие разные»

Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских и татарских костюмов

Чтение художественной литературы

«Шуралэ»

Выставка рисунков по народным сказкам « Там на неведомых дорожках».

Познание и НОД

Праздник «Сабан туе»

Знакомство с татарской кухней и традициями

Физическое развитие

Татарская игра «Жмурки»

Культурно-массовая деятельность

Развлечение «Встречаем весну»

Изготовление атрибутов к развлечению.

Апрель

Беседа

«Моя малая Родина»

Экскурсия

Мини-музей детского сада

Подбор экспонатов.

Чтение

художественной

литературы

Русские пословицы и поговорки, чтение русских народных сказок

Пополнение картотек.

Культурно-досуговая деятельность

Драматизация по сказке «Муха-цокатуха»

Драматизация по сказке «Муха-цокатуха

Драматизация по сказке «Муха-цокатуха

Май

Беседа

Знакомство с куклой Машей в русском народном костюме

Изготовление макета русского национального костюма.

Познание НОД

открытое занятие      « Моя родословная».

                                                                                                           

Совместно с детьми составление семейного древа.

Физическое развитие

«У медведя во бору»

Культурно-досуговая деятельность

Мероприятие «Поклонимся Великим тем годам»

Дети совместно с родителями готовили рассказы о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны.

Муз. руководитель

         

Теоретическая значимость

       Сотрудничество ДОУ с семьёй — это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстраивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

1. Работа педагога с родителями.

2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. Выпуск памяток, буклетов;

3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. Проведение родительских собраний;

5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. Организация фотовыставок;

7. Недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

1. В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;

3. Сшить национальный костюм для куклы;

4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;

5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6. Конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд национальной кухни;

7.Родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

8.Национальные игры бабушек и дедушек.

Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

             В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

 «Подлинная встреча» с культурным наследием села, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком уровне развиться у них нравственным качествам.

Систематизация знаний о разнообразии и общности культур представителей разных  национальностей.

Когда у детей накоплен определённый запас знаний, проводится работа по систематизации этих знаний и представлений о национальных культурах разных народов. В этих целях проводятся праздники и развлечения.

Для выявления знаний детей была проведена диагностика, включающая следующие показатели:

1. Сформированность представлений о семье

2. Знания о нашем селе

3. Знание символики Республики Мордовия

4. Знание символики села

5. Представления о труде взрослых на селе

6. Знание достопримечательностей города

7. Знаний русских, татарских, мордовских сказках

8. Знание русских, татарских, мордовских праздников

9. Знание национальности людей, живущих в селе Лямбирь

Результативность проекта.

В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие

  • рост познавательной активности детей повысился на 28 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 78% детей , выше среднего у 22% детей ,

высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками фольклорных праздников  проводимых в селе.

 Практическая значимость.

 Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольного образования.  В целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение

1. Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам»                  

 (с презентацией)

2.   Конспект  открытого занятия       «Моя родословная» (с презентацией)  

3.   Конспект   фольклорного развлечения «Встречаем весну»

4.   Презентация к проекту

5. Картотека народных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.

        Ведущая идея  педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....