Главные вкладки

    Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
    материал (подготовительная группа) на тему

    Исаева Флора Вялиулловна

    Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

    Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzey.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный педагогический опыт

    воспитателя МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»

    Исаевой Флоры Вялиулловны

    на тему:

    «Поликультурное воспитание

    детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

    Актуальность и перспективность опыта

           Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь  музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.  

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

           Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль  в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

         Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых,  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев.

    Свою работу по музейной педагогике я осуществляю в соответствии со следующими принципами:

    • доступность содержания
    • актуальность
    • разнообразие

    Наличие теоретической базы опыта

           В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем  детском саду    создана разнообразная развивающая среда. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это  способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами  её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.

       Для обеспечения теоретической базы  наряду с региональной программой «Валдоня», а с 20012года программой «Мы в Мордовии живем», я использую следующие программы , технологии и другие источники по инновационной деятельности:

    1.Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.

    2.Красная изба.С-П «Детство» 2000г.

    3.Татарские народные игры и праздники. Я.Хайбеков, Казань, 1990г.

    4.Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.

    5.Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.

    6.Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ (автор: Исайкина А.И.)

    7.Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В.Р.)

    8.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007. – С.

    9.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

    10.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

    Ведущая педагогическая идея

           Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

    Оптимальность и эффективность средств

           Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

    • Изучение  культуры, быта народов и их происхождение.

     В «Избе» собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кумган (кувшин), сундук, колыбель, прялку, бету (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

    • Тематические выставки:

    "Кукла от истоков до наших дней",

     "История вещей",

    "Все о часах",

    "Мы покоряем космос",

    • Экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами:

    «Мое село»,

     «Мой мордовский край»,

    «Моя Россия»

    «Знакомство с творчеством великого скульптора С.Эрьзи и известного художника Ф.Сычкова».

    • Консультации  с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

    Результативность опыта

            Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся  в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому,  что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

    Возможность тиражирования

            Опыт моей работы по музейной педагогике был представлен в программе круглого стола МРИО, размещен на сайтах: Lamroo.edurm.ru/sadiki.htm, :  социальная сеть работников образования nsportal.ru, международный русскоязычный социальный образовательный интернет - проект «МАААМ.RU, на международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых 48-х, 50-х, 51-х  Евсевьевских чтениях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

    Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

    опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

    В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

    Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

    Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

    «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

          Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

    Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

    Инновационный педагогический опыт воспитателя на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

    Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошколь...

    Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

    Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...