Главные вкладки

    Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
    проект (подготовительная группа) на тему

    Тубилова Сария Хатмулловна

    Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках неоспоримо обогащает духовный мир ребёнка: воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его самобытности и культуре, формирует естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.

    Проект опубликован в сборнике материалов III Международной научно-практической конференции "Лошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" (Стр. 126 - 130)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt-patrioticheskoe_vospitanie.docx38.6 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    Педагогический  проект на  основе  инновационной  технологии.

    «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

    Автор: воспитатель Тубилова Сария Хатмулловна

     (Дошкольное отделение  МБОУ «СОШ №40»

    г. Нижневартовска ХМАО – ЮГРА)

    «Для того чтобы считать себя сыном или дочерью своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа                                                        и творчески утвердить себя в ней,                                                                            принять язык родного народа, историю и культуру его как свои собственные»

    Д.С. Лихачев

    Актуальность проекта:

         Что такое патриотизм? С.И. Ожегов определял патриотизм как  «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности пред обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение  к людям разных национальностей. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

        Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

        Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, так как наша Россия многонациональная страна. В современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование у детей основ национальной толерантности. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу.  

          Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. Дошкольники, прежде всего,  должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

        Практическая  значимость:    Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках неоспоримо обогащает духовный мир ребёнка: воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его самобытности и культуре, формирует естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.

          Мы живём в Нижневартовске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. В нашем многонациональном городе Нижневартовске традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. 

       Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда нравственные и духовные ценности в жизни общества обесценены.

        Одним из важнейших средств донести знание об особенностях представителей различных народов является культура. Именно в культуре каждого народа проявляется его неповторимость, уникальность, богатство духовного мира, богатство культуры. Приобщение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству и фольклорному искусству народа стало предметом использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

         Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к народной культуре. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

         Таким  образом, актуальность данной темы подтверждает  необходимость работы по  использованию музейной педагогики в вопросах патриотического воспитания. Именно поэтому мы разработали этот Проект по приобщению детей к культуре быту и традициям разных (русского, татарского, хантыйского) народов.

         Работа Проекта – это систематизировать работу по воспитанию чувства любви к своей стране у детей дошкольного возраста.

    Описание проекта

         Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

        Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать  бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребёнка через приобщения к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

         - принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

        - принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

         - принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

         - принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, те. Создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

         Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и народа разных национальностей; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народным искусством.

    Целевые назначения Проекта

         Цель: формирование патриотических чувств, основ толерантности, интереса к  культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

    Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

    - формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним; воспитание музейной культуры;  

     - формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, чувства уважения к людям разных национальностей, прививать детям способность с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов;

    - формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к хантыйской культуре и традициям;                          

    - знакомить детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством;

    - формирование нравственных качеств, благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.

    - формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных (русского, татарского, хантыйского) народов.

    Механизм выполнения проекта.

         Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и приобщению детей культуре разных (русского, татарского, хантыйского) народов в возрасте 5-7 лет.

    Проект по продолжительности: долгосрочный (5-6 и 6-7 лет).

    Участники проекта: дети, воспитатели, узкие специалисты, библиотекарь, родители воспитанников, социальные партнеры.

    Программа выполнения работ по проекту.

         I этап – создание условий работы по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского, хантыйского) народов.

        - мини-музей, с предметами быта и  старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас;

         - детская библиотека, в которой собраны книги о России, природе и животных, стихотворения разных авторов; народные сказки и т.д.;

         - в группах уголки по патриотическому воспитанию, где размещены куклы в национальных костюмах, государственные атрибуты, альбомы «Моя страна, моя Родина», «Моя семья», «Народное искусство»;

         - книжные уголки, со стихотворениями, рассказами о России, о стране, народными сказками и т.д.;

         - уголок изобразительного искусства в группах, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Там же находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования;

    - театральные уголки в группах, в которых есть национальные костюмы и все необходимое для театральной деятельности, инсценировок сказок, обыгрывание потешек, песенок;

    - музыкальном зале полки для хранения музыкальных народных инструментов (ложки, трещотки, бубны и т.д.); элементы народных костюмов и т.д.

         II этап - организация работы по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского и хантыйского) народов по группам. В группах младшего возраста занятия проводятся по подгруппам, в старшем дошкольном возрасте – фронтально, по подгруппам, индивидуально.

    Используемые методы  и  приемы:

    а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

    б)  наглядный (демонстрация, использование ТСО)

    в) поисковый  (поиск и обогащение экспонатов  для  музея, систематизация экспонатов, предметов быта и т.д.)

     г) практический  (рассматривание предметов искусства и изодеятельность в музее);

    д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

       

    Структура предметно-развивающей среды

    Помещение

    Процессы

    Участники

    Мини-музей ДОУ

    Занятия, экскурсии, игры-путешествия, КВНы, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми.

    Воспитатели, дети

    Групповые комнаты, уголки народного творчества

     Занятия, традиции, игровая деятельность,  занятия по изодеятельности, индивидуальная работа с детьми.

      Воспитатели, дети

    Приёмные групп

     Оформление выставок детских работ;

      Оформление уголков для родителей.

      Воспитатели, дети

    Музыкальный зал

     Музыкальные занятия, индивидуальные занятия, праздники, развлечения,

     Инсценировка сказок хореография.

    Музыкальные руководители, воспитатели групп, дети

       

    В проекте входит четыре раздела:

    1. Историческое прошлое России и старинный быт у народа.
    2. Устное народное творчество.
    3. Народные праздники и традиции.
    4. Народное искусство.

    Раздел 1. Историческое прошлое России и старинный быт у народа.

         Цель: зажечь искорку любви и уважения к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.

    Тема 1. Кто мы, откуда? Где наши корни?

    Моя семья, мои близкие родственники. Семья – это группа живущих вместе родственников. Рассматривание семейных фотографий. Разучивание стихотворений и песен о семье.

    Тема 2.  Древняя Русь.

    Откуда произошло название нашей Родины (Русь). Представление об историческом прошлом, Где и как жили в старину славяне, другие нации. История нашего города, Знакомство с архитектурой, строительство жилища.

    Тема 3.  Жилище, быт и основные занятия в старину у людей.

    Экскурсии в мини-музей детского сада. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью. Знакомство о происхождении старинных предметов быта. Отгадывание загадок о предметах быта.

    Тема 4.  Поэзия народного костюма.

    Знакомство с историей возникновения народного костюма, его элементами. Рассматривание соответствующих репродукций. Раскрашивание народных костюмов.

    Тема 5. Национальная кухня.

    Национальные блюда (чем питались наши предки). Традиции гостеприимства.

    Тема 6. Календарь. Традиции и обряды.

    История времяисчисления. Знакомство с историей создания календаря (что такой календарь, для чего он нужен). Земледельческий календарь. Народные предметы.

    Тема 7. Про отцов и дедов помнить от века завещано…

    Беседа о празднике Победы: о родственниках погибших в годы войны. Рассматривание фотографии на эту тему. Экскурсия к памятнику неизвестного солдата, Мусы Джалилю. Возложение цветов к Вечному огню.

    Раздел 2. Устное народное творчество.

    Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством. Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям.

    Тема 1.  Путешествие в прошлое России.

    На примере легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость народа. Рассматривание и обсуждение картин.

    Тема 2. Устное народное творчество.

    Фольклор от самой колыбели, колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

    Тема 3. Старая пословица до веку не сломится»

    Знакомство с народными пословицами, поговорками, приговорками. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).

    Тема 4. «На печи лежи, сказки слушай».

    «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере народных сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (инсценировка сказок).

    Тема 5. Загадки – дело серьезное.

    Загадки- испытание на сообразительность, смекалку, догадку, забава. Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.

    Тема 6. «Собирайся народ, кто в прятки идёт».

    Играем в забытые народные игры. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм.

    Тема 7. Живёт в народе песня.

    Беседа о народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание русских народных песен.

    Тема 8. «Сердце матери, лучше солнце греет».

    Беседа о маме, с включением народных пословиц и поговорок. Портрет моей мамы (дети рисуют).

    Тема 9. «Грач на горе – весна на дворе».

    Ждем весну. Рассказ о старинных обычаях встречи весны русского, татарского и хантыйского народов. Загадывание загадок о весне. Разучивание закличек птиц и весны. Знакомство с народными приметами.

    Раздел 3. Народные праздники и традиции.

       Цель: Познакомить с традициями и праздниками народа. Показать взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом.

    Тема 1. Народные приметы.

    Знакомство с народными приметами. Знакомство с праздником Покрова, приметами этого дня. Приметы, загадки, пословицы об осени.

    Тема 2. Народные праздники и традиции.

    История возникновения народных праздников. Сравнение их с праздниками других народов. Обычаи и традиции, связанных их проведением.

    Тема 3. Новый год на Руси.

    Рассказ о возникновении празднования Нового года на Руси. Снегурочка – внук Деда Мороза. Чтение сказки. Новогодний костюм.

    Тема 4. «Пришла Коляда накануне Рождества».

    Беседа о рождественских праздников, святочных гаданиях. Разучивание колядок, традиции рождественских праздников, Выставка открыток.

    Тема 5. «Масленица – встреча весны»

    Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Сравнение праздников встречи весны русского, татарского и хантыйского народов. Разучивание закличек солнца, масленичных приговоров, игр. Знакомство с приметами. Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны.

    Тема 6. « Пасха».

    Знакомство с праздником Пасхи: обрядами и традициями. Изодеятельность: раскрашивание пасхальных яиц в подарок родителям  и друзьям.

    Тема 7. «Белая береза – русская краса» (Троица).

    Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Сравнение с праздником Сабантуя. Загадывание загадок о весне. Разучивание закличек птиц и весны. Знакомство с народными приметами.

    Раздел 4. Народное искусство.

         Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, развивать творческие способности.

    Тема 1.  «Народная забавная игрушка»

    Рассказ о народных игрушках. Деревянные игрушки (Рассказ о матрешках и др. деревянных игрушках) Глиняные дымковские и актюбинские игрушки (сравнение русских и татарских глиняных игрушек). Рассматривание и разукрашивание их.

    Тема  2. Путешествие на златогривой чудо - тройке.

    Знакомство детей с образом коня в русском декоративно-прикладном искусстве. Рассказ о мастерах Палеха, Городецка. Использование иллюстрации.

    Тема 3. «Гжель прекрасная»

    Знакомство с художественным гжельским промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

    Тема 4.  «Чудо-чудное, диво-дивное – золотая Хохлама».

    Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи, Самостоятельная роспись.

    Тема 5. Цветочно-растительный орнамент.

    Знакомство с татарским растительным орнаментом. Сравнение с русской росписью. Использование иллюстрации, дидактические игры «Сотки коврик», «Узнай роспись» и т.д. Народная вышивка.

    Тема 6. Хантыйский орнамент.

    Знакомство с хантыйским орнаментом. Рассматривание иллюстраций с хантыйским орнаментом. Бисероплетение.

    В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

    Развитие речи.

    - обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы быта, посуды, одежды и т.д.;

    - использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

    - умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев;

    - умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;

    - умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;

    - умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;

    - умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.

    Ознакомление с окружающим.

    - знание о России, гербе, флаге и гимна;

    - знание истории народного костюма и его элементов;

    - знание об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;

    - знания о назначении предметов быта;

    - знания о народных праздниках;

    - расширение кругозора детей.

    Ознакомление с художественной литературой.

     - знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

    - знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;

    - знание былинных героев.

    Изобразительная деятельность.

    - умение различать изделия народных промыслов;

    - формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

    - формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;

    - умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, городецкой, татарской, хантыйской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).

    Музыкальное воспитание.

    - может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

    -знания особенностей народных танцев;

    - умение выполнять танцевальные движения, характерных для русского, татарского, хантыйского танцев;

    - умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

    -умение назвать названия народных музыкальных инструментов, различать их мелодий.

    Народные игры.

    - знания народных игр, активное участие детей в народных играх.

    Структура учебно-воспитательной системы работы

    реализующий проект

    Ребёнок

     1. Организация самостоятельной художественной деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду.

     2. Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение песен, индивидуальные занятия с детьми, показ кукольного театра, народные танцы).

     3. Организация игровой деятельности в течение дня (народные игры).

     4.Традиционные развлекательные мероприятия вне занятий («Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «День рождения»); различные виды досугов: танцевальные, театральные.

     5. Занятия по интересам (изучение татарской культуры и языка, хореография, бисероплетение).

    6. Организация выставок детского творчества.

    7. Конкурсы по выявленной тематике (по выявлению творческих способностей детей)

    Педагог

    1. Педсовет по данному проекту и теме.

    2. Творческая группа по наработке практического материала.

    3. Методическое объединение специалистов.

    4. Педагогические чтения.

    5. Конференции.

    6. Семинары.

    7. Конкурсы профессионального мастерства.

    8. Тематические лекции (о фольклоре , праздниках , декоративно-прикладном искусстве разных народов).

    9. Курсы повышения квалификации по данной проблеме.

    10. МО по нравственно-патриотическому воспитанию

    Родители

    1. «Дни открытых дверей» (просмотры занятий, кружковой работы)

    2. Родительские собрания.

    3. Совместная организация праздников и развлечений.

    4. Участие в конкурсах, мероприятиях, развлечениях и праздниках,

    5. Организация выставок совместного творчества взрослых и детей.

    Ожидаемые результаты

    В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

    Ознакомление с окружающим.

    - знание о России, гербе, флаге и гимна;

    -знание о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;

    - знание истории народного костюма и его элементов;

    - знание об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;

    - знания о назначении предметов быта;

    - знания о народных праздниках;

    - расширение кругозора детей.

    Ознакомление с художественной литературой.

    - знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц и т. д. ;

    - знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок.

    Изобразительная деятельность.

    - умение различать изделия народных промыслов;

    - формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

    - формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;

    - умение украшать изделия по мотивам народных росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета.

    Народные игры.

    - знание народных игр, активное участие детей в народных играх.

    - знание  особенности народных танцев, уметь подбирать движения согласно музыки.

    Диагностика по приобщению детей к культуре разных (рус., тат., хант.) народов:

    • Знания о народно-прикладном искусстве;
    • Знания о предметах быта, их значении;
    • Знания о народных играх;
    • Знания о народных сказках, песнях;
    • Знания элементов национального костюма;

    Знания о традициях, народных праздниках

    Содержание учебно-воспитательного процесса

         Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители, педагоги-воспитатели.

    Наше дошкольное образовательное учреждение  сотрудничает:

    • МБОУ "СШ №40";
    • ЦНК (Центр национальных культур) г.Нижневартовска; 
    • Музей истории русского быта г.Нижневартовска;
    • Краеведческого этнографический  музей им Т.Д.Шуваева;
    • Татарская общественная национальная организация "Ватан" ("Отечество").

    Содержание воспитания и образования реализуется программами: Научно-методические технологий:

    1.  Программа «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой;

    2. «Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;

    4. «Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае» (на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов Западной Сибири) – А.Р.Сапрыкина.

     5. «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004;

     6.«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004;

     7.«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического   воспитания) -  М., 2004;

     8. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004;

     9.«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - М., 2003;

     10.«Формирование этноконфессиональной толерантности в молодёжной среде» (материалы городского семинара) – Н-Вартовск, 2006;

    11. «Истоки русской культуры в детском саду» - И.Г.Гаврилова – С-П.,2008;

    12.«Ознакомление дошкольников с историей родного края» - Р.А.Бурганова, - К., 2001.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

    Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

    Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

    Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению  нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...

    Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

    Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

    Презентация (отчет) к проекту "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"

    Отчетная презентация к проекту "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры" к иоговому педсовету. Презентация содержит фотоматериалы, проводимых дос...

    Инновационный педагогический опыт воспитателя на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

    Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошколь...

    Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

    Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...