Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
презентация
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
В последние десятилетия музейная педагогика приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания, в значительной степени изменилась, так как в детских садах всех регионов стали создаваться самые разнообразные мини-музеи , разрабатываться занятия с их использованием, реализоваться интересные формы работы с семьей. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей.
Образовательная (развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки образовательной программы) Развивающая ( активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса) Просветительская ( направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации) Воспитательная (в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта) Педагогические функции мини-музеев
наглядность динамичность доступность содержательность Принципы музейной педагогики
Принцип интеграции Принципы деятельности и интерактивности Принцип научности Принцип природосообразности Принцип культуросообразности Принципы гуманизации и партнерства Принципы динамичности и вариативности Принципы экологичности и безопасности Принципы глобализма и регионализма Принцип креативности Принцип непрерывности Принцип доступности Принципы организации мини-музея
Реализация направления «Музейная педагогика» Обогащение предметно-развивающей среды Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами Формирование у дошкольников представления о музее Расширение кругозора дошкольников Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности Формирование проектно-исследовательских умений и навыков Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания Развитие творческого и логического мышления, воображения Формирование активной жизненной позиции. Цели и задачи мини-музея
Роль мини-музея в нравственно - патриотическом воспитании помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир
Этапы работы по созданию мини-музея 1.Подготовительный этап выбор темы и названия ; определение цели и задач музея; разработка модели или схемы будущего музея; выбор места, в котором он будет находиться; определение содержания экспозиции ; рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей; определение перспектив развития
2.Практический этап создание мини - музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.); работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.) 3.Заключительный этап разработка и проведение экскурсий, занятий -экскурсий , бесед и т.д. ( взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых); подведение итогов.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп: погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, интерактивный прием – использование листов активности, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, обыгрывание ситуаций, мини-спектакли, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов, эвристическая беседа и т.д.
Тематика мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитанию Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота; Мини-музей «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками; Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Мини-музей : «Государственная символика», «Космос», «Наша Армия сильна», «Куклы наших бабушек», «Народное творчество», «Музей сказки», «Музей курочки Рябы», «Традиции моей семьи» и т.п.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Формы экскурсионной работы с детьми в условиях мини-музея Экскурсии : обзорные , тематические , научно-просветительские Организация выставок Проведение познавательных бесед и мероприятий.
Источники 1.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс , 2008. 2.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями.-М .: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 3. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к...

План самообразования "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространст...

План самообразования педагога на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самллбразования....
