План самообразования "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
материал

Пуртова Ирина Викторовна

В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»

Мини-музей  в воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Толстомысенский детский сад

филиал МБОУ Толстомысенской СОШ № 7

План по самообразованию педагога

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Выполнила: воспитатель Пуртова Ирина Викторовна

п. Толстый Мыс

2024 -2025 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики в условиях ФГОС.

Задачи:

  • пополнить/обновить мини-музей "Русская изба"
  • раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей.
  • воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
    дому, детскому саду, улице, городу.
  • вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
  • воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
  • расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
  • развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
  • привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по городу и музеям родного края.
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этап работы над темой самообразования: 

Актуальность

Духовно-нравственное воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном посёлке, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме духовно-нравственному воспитания в семье.

Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения.

В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»

Мини-музей  в воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.

Главным средством духовно-нравственного воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок    не    сторонний    наблюдатель,    а    главный    исследователь»  

Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие –это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини- музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и  творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка»

Работа строится соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и созданию мини-музея в ДОУ
  • проведение встреч-обсуждений по духовно-нравственному воспитанию детей посредством музейной педагогики (с использованием ИКТ).

Критериями и показателями уровней духовно-нравственной воспитанности дошкольников, выступают:

  • когнитивный критерий с показателями: знание названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, названиях улиц, площади, парков;
  • эмоционально-ценностный критерий с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение к близким людям, родному детскому саду, городу;
  • деятельностный критерий с показателями: приоритетность выбора просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных сказок, посещение виртуальных музеев, участие в экскурсиях и целевых прогулках по городу. 

Ожидаемые результаты для детей:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; привиты  патриотические качества; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Обновлённый мини-музей в ДОУ
  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация результатов работы по теме самообразования  на родительском собрании  в конце учебного года.
  • Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

1.

 

Курсы повышения квалификации по программе «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации», «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации».

 Подбор методической литературы для изучения.

Подготовка материала к информационным стендам.

Накопление практического материала по теме.

Сентябрь-октябрь

Сентябрь

Октябрь-ноябрь

Анализ методической литературы.
Составление плана работы с по теме самообразования.

Консультация для родителей

"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста".

II ЭТАП — внедрение в практику

1.

Пополнение/обновление мини-музея в ДОУ "Русская изба": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление «Перечня экспонатов»; составление и утверждение  плана работы на учебный год,  разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.)

организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий).

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

В течение года

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ.

Взаимодействие  с родителями  педагогами ДОУ в организации мини-музея для практической деятельности.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Посты о проведённых мероприятиях в мини-музее «Русская изба» в социальной сети ВК.

2

Доклад для воспитателей «Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба».

Январь

Цель: воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

III  Заключительный этап

1.

Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей"

Презентация на педсовете ДОУ" «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Май

Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Обобщить  и презентовать на педсовете ДОУ опыт работы по теме самообразования.

Пост с отчётом проделанной работы по самообразованию  в социальной сети ВК.

Список методической, учебно-методической литературы, периодических изданий для изучения по теме самообразования

  1. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алёшина. – М.: Перспектива, 2011.
  2. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. – 2013.
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009.
  4. Морозова А.Н. Музейная педагогика / А.Н. Морозова, О.В. Мельникова. – М.: Сфера. – 2006.
  5. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008.
  6. Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 96 с.
  7. Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

План мероприятий на 2024-2025 уч. г.

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Ноябрь 2024 г.

Мир старинных вещей

Познакомить детей со старинными вещами русского быта.

Формировать интерес познания о прошлом, о старинных предметах и их назначениях. Обогащать словарный запас детей. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Январь 2025 г.

Выставка рисунков «Кукла в национальном костюме»  

Знакомство детей с предметами русских национальных костюмов.

Познакомить детей со старинной русской национальной одеждой, вызывать интерес к предметам прошлого. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: «Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки».

Февраль 2025 г.

Масленица

Знакомство детей с традицией русского народа праздника Масленица.

Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа.

2 апреля 2025 г.

 День деревянной ложки в России

Знакомство детей со старинной посудой и утварью.

Сравнить старинную утварь с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Называть предметы (старинную посуду), ее назначение. Чтение/просмотр сказки «Жихарка».

Май 2025 г.

Спортивное мероприятие для детей «Русские народные игры»

Знакомство со старинными русскими народными играми.

Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми.

Формы         взаимодействия        с родителями

Сроки

  1. Предложить оказать помощь в подборке и подготовки   экспонатов для мини-музея, для использования их в работе с детьми.
  2. Организация и проведение экскурсии "Культура и быт русского народа" в Новосёловский районный исторический музей
  3. Организация выставки детских работ "Семейные традиции"
  4. Оформление стендовой информации по теме самообразования.
  5. Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей".

в течение года

в течение года

февраль

в течение года

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ

Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к...

План самообразования педагога на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по  теме самллбразования....