Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
материал на тему

Талабаева Мария Петровна

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества и обеспечить всестороннее развитие личности ребенка в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ttt.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

Собственный инновационный педагогический опыт

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

воспитателя  МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Талабаевой Марии Петровны

Описание: http://www.maaam.ru/upload/blogs/192b21f2a2cef3d893f679cba01d5310.jpg.jpg

                                                    «Театр – это волшебный мир.
                                                        Он дает уроки красоты, морали
                                                                  и нравственности. А чем они богаче,

                                                                                тем успешнее идет развитие

                                                                                духовного мира детей…»


                                                                                                        (Б. М. Теплов)

        С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека — источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду носителя знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.

        Именно поэтому, решая, сегодня социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества и обеспечить всестороннее развитие личности ребенка в целом.

          Поэтому,  с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, восприятию окружающего мира и его познания. И в этом поможет театр.

          «Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир театра.

Актуальность и перспективность опыта

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем.

         Актуальность всестороннего развития ребенка-дошкольника в процессе театрализованной деятельности состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (трудолюбие, доброта, сочувствие, ответственность, самостоятельность, долг, честь,  и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

         Актуальность проблем, связанных с всестороннем развитии и воспитании подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества и и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

  Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях,  ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в  социуме.

  Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться  выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические  традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована  условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.  

Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки нравственности», «азбуки познания».

        Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения  является приобщение ребенка к миру социальной действительности.

  Отсутствие социального опыта у детей дошкольного возраста (несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неумение вести себя в различных жизненных ситуациях)  давно тревожат педагогов и родителей.

         Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители.

          А как воспитать активную, творческую  личность, способную понимать и любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

         Так определилась цель реализации данного опыта: всесторонне развитие личности ребенка дошкольного возраста через приобщение к миру театра.

Для решения поставленной цели педагогом и был разработана система воспитательно-образовательной работы с детьми по обозначенной цели.

        Выбранная технология воспитательно-образовательной деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту детей, которые способствовали всестороннему развитию детей через театрализованную деятельность.

Анализируя свой  опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с социумом – это  фактически  следствие неумения взаимодействовать с самим собой.  Поэтому,  одним из главных средств решения  воспитательных задач заключается в  формировании  у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.

         Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети играют в «Лису-Патрикеевну», «Золушку», «Красную Шапочку».  

         Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Сказка и игра во все времена  имела огромную власть над детским сердцем. Но как перенести детскую игру на сцену. Такое возможно только в Театре… Театр! – это всегда сказка, чудо, волшебство. Поэтому роль театра во всестороннем развитии ребенка - дошкольника очень важна.

          Театр – это средство гармоничного воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют воспитательную и развивающую направленность.

        Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

        Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих  нравственных  ценностей.

         Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.

         Во- вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни.

         В – третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия.

       Именно в театрализованной деятельности, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формируется психологическая  готовность ребенка к обучению в школе.

       В процессе театрализованной деятельности, у детей формируется ряд личностных качеств: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживаниию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

       Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Ведущая педагогическая идея опыта,

условия возникновения, становления опыта

 Несмотря на многочисленные исследования по проблеме использования театрализованной деятельности в развитии личности ребенка, многие аспекты данной проблемы не изучены

 Это осложняет осмысление задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.

         Возникновение опыта тесно связано тесно связаны с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ программой.

        Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывает, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие личности ребенка.

 Важной  задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться  детьми и взрослыми", «всестороннее развитие детей в дошкольном возрасте».      

 Современная школа также требует от ребенка не только овладевшего нравственным сознанием, но высокого уровня умственного и речевого развития.    

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу,  что несформированность знаний об окружающем мире, неумение взаимодействовать с социумом обуславливает низкий уровень интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

          В связи с этим и возникла необходимость всестороннего развития и  воспитания дошкольников посредством театрализованной деятельности.

          В связи с этим необходима целостная система всестороннего развития  дошкольников.

 Поэтому работа началась с:

 - создания предметно-развивающей среды;

 - диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети  об отношениях между людьми, взаимодействии с природой и социумом);

  - наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);

  -  анкетирования взрослых и бесед с ними.

         В работе:

          - показано, что всестороннее развитие личности у детей  дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной театрализованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о взаимодействии с окружающими людьми;

          - обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка на этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;

  - предложены для практического применения: мини-проекты, конспекты

непосредственно образовательной деятельности, тренинги, театрализованные представления, которые могут использоваться  в различных видах детскоой деятельности.

         - определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования качеств личности ребенка в специально организованной деятельности.

         - прослеживается интеграция образовательной областей.  

         При организации работы  опиралась на следующие принципы:

         - принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

         - принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

         - принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

         - принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

        - принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.

       - принцип гуманизма:  коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Теоретическая база опыта

         Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию театрализованной деятельности на развитие  дошкольников, показывают, что  у детей развивается осмысленное восприятие окружающей действительности.

 Необходимость приобщения детей к миру театра беспорна. Театр совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

       “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” /Б.М.Теплов/.

 По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева « Игра-драматизация - это уже своеобразная информационная деятельность. Игра-драматизация                        является одной из возможных форм перехода к этике поведения с характерным для нее мотивом воздействия на других людей».

 Например, В.Г.Маралов и Л.П.Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут «Широкие возможности имеет  театр, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев - это дает возможность зафиксировать в сознании моральные формы поведения»

 Психологической методологией представленного опыта являются теоретические положения о развитии личности известного детского психолога Н.Н.Поддьяковой  «Яркие положительные эмоции  дети получают в театре. Иначе говоря, именно  театр имеет возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».

        Так, В.Г. Белинский ценил в театре  его народность, его национальный характер. Он полагал, что в спектакле за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

        В исследованиях А. В. Запорожца, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой достаточно полно раскрыта роль  театра в воспитании гуманных чувств дошкольников.

         Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе театрализованной деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

 Цель опыта состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях.
         Путь решения поставленной цели –  оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий воспитания и обучения, информационно-коммуникационных технологий, деятельностный подход; метода проектов.

  Ведущую роль отвожу проектной технологии и следую следующим правилам: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.

Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации дошкольников к  развитию самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме.

Основными способами педагогического воздействия на детей являются:
приучение, поощрение, пример для подражания.

Использовались следующие методы и приемы:
         1
. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.  Например «Мы - зрители», «Мы - актеры» и т.д.
         2.
Чтение и анализ художественных произведений, по которым осуществляется постановка спектакля.  Литературный материал незаменим во всестороннем развитии детей, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
         3.
Игры и игровые упражнения. При помощи игры можно решать самые разнообразные  задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого  - школой формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

         4. Проигрывание этюдов,  передающих различные характеры и качества человека.

         5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).

         6. Театрализованная деятельность (игры-драматизации, театр игрушек, театр на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр, би-ба-бо и др.), которая несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих  нравственных, социальных, патриотических  ценностей.

   Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач  по формированию всесторонней развитой личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через театрализованную деятельность, в оказании помощи правильно воспринимать через театр окружающую действительность, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений  с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к миру театра.

         Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых  — открыть в ребенке талант актера. Ведь в театре заключено особое очарование. Театр вызывает в нас наслаждение, актеры разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

  Я считаю, что развитие всесторонней личности  дошкольников, возможно  через погружение в  мир театра. Театр, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В нем, проверенном веками, заключена мудрость народа, который его создавал, в нем основы национальной культуры.

        Я вижу, что, просматривая и поигрывая сказочные истории,   дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

 Я уверена, что  дети и театр - неразделимы, они созданы друг для друга.  Поэтому работу по развитию всесторонней личности ребенка посредством театрализованной деятельноси, я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр,  игр-путешествий, праздников на материале театрализации; широкое использование театрализованной деятельности в повседневной жизни и на специально организованной деятельности;  включение театра в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве игры;  использование отрывков из спектаклей в образовательной области «Познавательное развитие» ; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность   «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.

 Путешествия по миру театра пробуждают фантазию и образное мышление, учат  ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

 Поэтому в процессе   образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства  могут  проявляться в отношении ребенка к самому себе  ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении  к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

        Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.

 Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской  деятельности.

 Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

Сформированные качества личности ребенка служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.  

 Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.

 Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с театром, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие, творчество

 Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, мультфильмов, спектаклей. Такие темы, как: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Мой маскарадный костюм» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.

         Не могла не отразиться на успехах детей сказкотерапия.

        Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

          Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

        Все эти формы работы  направлены на поддержание интереса к театру, расширения знаний о театральном искусстве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.

        Я убеждена, что через театрализованную деятельность, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.

Анализ результативности опыта

        Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами внутреннего мониторинга, в ходе которого была определена динамика повышения знаний и представлений об окружающем мире. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 28%.

          В конкретном случае у детей отмечается:

   - появление и утверждение  определенного набора личностных  качеств и вечных ценностей, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла;

   - повышение уровня речевого развития и речевого этикета;

   -  умение контролировать свое эмоциональное состояние;

   - осознанное поведение и общение в обществе.

          Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

   При взаимодействии с родителями проявилась:

   - активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

   - желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

   - возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

          Результаты мониторинга и теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод, что всестороннее развитие личности ребенка можно развивать при систематической работе и создании развивающей среды для театрализованной деятельности. Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы: процесс всестороннего развития ребенка посредством театрализованной деятельности у дошкольников будет протекать эффективно, если с детьми систематически проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность при непосредственном участии детей, педагогов и родителей , направленную на формирование личности в целом.          

         Данный опыт направлен на развитие личностных качеств, личностно - значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и  саморегуляции  поведения в социуме.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный  педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

       Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами,  конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов театра, театрализованными представлениями, развлечениями, праздниками;  консультациями  родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

       Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения,  на сайте РУО, на личном мини-сайте  на nsportal, на сайте МААМ. ru.

Используемая литература

        1. Маханева Н.Д.Театрализованные занятия в детском саду, ТЦ «Сфера», М, 2003.

       2.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду, М, ТЦ «Сфера», 2003.

       3.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду, М, ТЦ «Сфера», 2000.

       4. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.

       5. Шипицина Л.М., О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.

       6.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.

       7.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

       8. Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.

       9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

       10. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.

        11. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.

12. Интернет-ресурсы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

1.Обоснование  актуальности и перспективности  опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная  рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Идея опыта: «Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В данной работе рассматривается роль игровой деятельноcти в образовательном процессе и воспитании детей. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего разви...