Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
учебно-методическое пособие по теме

Акишева Екатерина Вячеславовна

Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats._akisheva.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного

возраста»

воспитателя  МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

Акишевой Екатерины Вячеславовны

                        « Дайте же детям играть, пока игра их радует,                                                                             влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

                            Е.А. Покровский

  Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является праобразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной естественной жизни,  как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.

  Именно поэтому, решая, сегодня социально- личностные задачи воспитания, необходимо опираться  на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества и обеспечить всестороннее  развитие личности ребенка в целом.

  В связи с этим необходимо посредством игры  с раннего детства  обучать детей правилам  культурного поведения и общения, восприятия окружающего мира  и его познания. И в этом поможет – игра.

 

Актуальность и перспективность опыта

         Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в той или иной игре. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети, играя, представляют, что они сильные, смелые, умелые, что и придает им сил для новых открытий.

         Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить  игра. Сказка и игра во все времена  имела огромную власть над детским сердцем. Поэтому роль игры  во всестороннем развитии ребенка - дошкольника очень важна.

  Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться  выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические  традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована  условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.

  Поэтому,  одним из главных средств решения  воспитательных задач заключается в  формировании  у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.

В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как ФГОС требует уделять самое главное внимания именно игровой деятельности совместно с детьми, а не чрезмерно увлекаться пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её ходе дети сами, добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать окружающих, что делать, и действовать правильно.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

А как воспитать активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом.

Так определилась цель реализации данного опыта: всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста через приобщение к миру игры.

 Мною была разработана система воспитательно – образовательной работы по данной цели.       Предлагаемая система позволила  решать следующие задачи:

1.    Игра неразрывно связана с развитием речи детей.

2.    Игра способствует развитию познавательных интересов.

3.    Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.

4.    Оказывает влияние на поведение ребенка.

5.    Воспитывает такие чувства как: ответственности, добросовестности, смелости, организованности, чуткости и т.д. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей.

  Система позволяет способствовать всестороннему развитию детей через игровую деятельность. Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

Анализируя свой  опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с социумом – это  фактически  следствие неумения взаимодействовать с самим собой.

Выходя из  этого, главным средством воспитательных задач является формирование у детей уверенности в себе.

ИГРА динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. Игровая деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Игра  в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях.

В процессе игровой деятельности, у ребят формируется: самостоятельность, активность, яркость в воображении.


Ведущая педагогическая идея опыта,

условия возникновения, становления опыта

     В ряде научных публикаций, многочисленных исследований по проблеме игровой деятельности в развитии личности ребенка, многие проблемы не изучены.

Еще одним условием возникновения опыта для успешной реализации  содержания образования  является внедрение инновационных технологий на основе ФГОС  в образовательные области.

     Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по игровому  воспитанию.

    1. Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение  наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание - реализуемое в процессе игры;

    2.Диагностика;

    3.Наблюдение за тем как меняется отношение детей к социуму;

    4.Анкетирование родителей.

В работе показано, что всестороннее развитие личности у детей успешно достигается, определяется роль педагога как руководителя формирования разнообразных качеств личности, прослеживается интеграция образовательных областей.

Организацией работы с детьми являются следующие принципы:

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний в игре

Принцип интегративности. В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.

Принцип по - этапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Теоретическая база опыта

 Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой  деятельности на развитие  дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.

Исследование З. М. Богуславской, специально посвящённые изучению особенностей игровой  деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительную деятельностьв игре.
По словам Г.К. Селевко  игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

         Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой  деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

     Основная цель передового педагогического опыта всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста через приобщение к миру игры - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников. Опыт работы по данному направлению  опирается  на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.    В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

  1. обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
  2.  учить детей ориентироваться в пространстве;
  3. развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  4. воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
  5. подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:

1. Подготовительный этап. Осуществила:

  1. выявление исходного уровня развития логического мышления у детей  дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны диагностические методики обследования детей.
  2. создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Развивающие игры»  в соответствии с гигиеническими и дидактическими требованиями
  3.  педагогическое просвещение родителей.  Включает в себя:

-  коллективные и индивидуальные беседы;

-  выставка методической литературы и пособий по теме опыта;

- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка посредством игры».  

2. Основной этап.

    Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:

- составление перспективного плана работы по формированию логического мышления и элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста ;

- составление плана - схемы использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей

- организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года

- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности.

- организация индивидуальной работы – в течение года;

     

3. Заключительный этап.

- подведение итогов и результатов работы;

- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Формирование основ логического мышления у детей  дошкольного возраста»;

- популяризация передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов и  проведение консультации на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развивающие игры для гиперактивных  детей»

В своей работе пользуюсь разнообразными формами,  методами и приемами:

  1. непосредственно образовательная деятельность;
  2. игровая деятельность;
  3. самостоятельная деятельность детей;
  4. рассматривание;
  5. чтение художественной литературы.

Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использовала игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включали элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Проводила с детьми дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, игры-упражнения, с целью развивать внимание, логическое мышление, память, воображение. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» являлся «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривала творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Всё это повысило интерес детей к игре.

Большое внимание уделяла подвижным играм, играм, основанным на материале русского фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для хороводных, народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях.

Мною было проведено анкетирование среди родителей.  В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Старалась не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагала такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома? », «Игры, которые развивают мышление, память, воображение», «Развивающие игры и упражнения для детей». Проводила устные  дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра? », «Игры для детей на все времена». Часто проводила анкетирование родителей.  . Предлагала родителям «деловые игры» с разбором проблемных ситуаций по видеосъёмкам: «Во что любят играть ваши дети? », «Какие игрушки нужны вашим детям? », «Кромешный мир компьютерных игр». Были организованы для родителей «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных игр, упражнений. Большое внимание уделяла индивидуальной работе с родителями. Предлагала памятки,  проводила «душевные разговоры», причём темы выбирали сами родители через «Книгу предложений».

Анализ результативности опыта

Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.

        В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.

 Результат опыта:

  -   повысился  уровень речевого развития и речевого этикета;

   -   появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;

   -   появилось осознанное поведение и общение в обществе.

   -  повысился эмоциональный  контакт с семьями воспитанников.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный  педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

       Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами,  конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов  игры,  развлечениями, праздниками;  консультациями  родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

       Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены  на личном мини-сайте  на nsportal, на сайте МААМ. ru.

Используемая литература

  1. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками : учеб.-метод. пособие / М.В. Ермолаева ; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн и др.] ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. – 2-е изд. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 173 с.
  2. Загоскина О.В. Комплексный подход в профилактике школьной дезадаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые подходы в социальной работе с семьей и детьми : из опыта работы муницип. учреждения "Центр соц. помощи семье и детям" г. Архангельска : сб. ст. / Упр. соц. защиты мэрии г. Архангельска, Центр соц. помощи семье и детям, Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск : Помор. ун-т , 2004. – С. 62-69.
  3. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие/ Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. : АЙРИС-ПРЕСС : АЙРИС дидактика, 2006. – 107 c.
  4. Лязина Л.В. Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников : (концепт Б.Г. Ананьева) : автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Лязина Л.В. - Самара, 2003. - 23 с.
  5. Тупицина А.А. Детская агрессивность. Причины. Роль игровых методов и приемов в снижении эмоционального напряжения, профилактики и коррекции агрессивного поведения // Актуальные проблемы реализации комплексного проекта модернизации образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 28-29 нояб. 2008 г. : [в 4 т.]. - Томск : ТОИПКРО, 2009. - С. 204-210.
  6. Фадина Г.В. Профилактика дезадаптации детей в условиях ДОУ // Актуальные проблемы воспитания и развития ребенка в системе "ДОУ - семья - школа" : сб. науч. ст. / Балашов. ин-т (фил.), ГОУ ВПО "Саратов. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского" ; под ред. И.Г. Андреевой, Е.А. Лобановой. - Балашов : Николаев, 2008. - С .66 – 68.
  7. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.    
  8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2006.
  9. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С. 73-77.
  10.  Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

1.Обоснование  актуальности и перспективности  опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная  рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...

«Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Идея опыта: «Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...