Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Людмила Петровна Лупоносова

   Идея опыта:

 

«Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание условий для эмоциональной и психологической подготовки детей к обучению в школе».  

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_moy_opyt.docx100.07 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

             «Болоховский центр образования №2» муниципального образования

                                                        Киреевский район

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта воспитателя

                         Лупоносовой

Людмилы Петровны

Тема опыта:

« Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

 

   Идея опыта:

«Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание условий для эмоциональной и психологической подготовки детей к обучению в школе».  

                 

 

 

                           

                                 Список ИПМ.

ИПМ-1    Сведения об авторе и характеристика МКОУ

ИПМ-2     Условия формирования опыта.

                Актуальность и перспективность.

ИПМ-3  Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность.  

             Область  применения и  трудоемкость.

ИПМ-4   Технология опыта

4.1. Основные направления работы.

4.2.  Формы и методы работы с детьми по занятию театрализованной деятельностью.

4.2.1. Чтение детской художественной литературы.    

4.2.2  Театрализованные занятия.

4.2.3. Театрализованные игры.

4.2.4. Кукольный театр.

4.2.5. Теневой театр.

4.2.6. Драматический театр

4.2.7. Вечера развлечений. Праздники

 ИПМ-5  Взаимодействие детского сада и семьи в работе по использованию театрализованной деятельности во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

ИПМ-6    Результативность опыта.

ИПМ-1

                                       Сведения об авторе.

 Лупоносова Людмила Петровна – воспитатель МКОУ «Болоховский центр образования №2»  муниципального образования Киреевский район.

Образование – среднее специальное.

Окончила в 1988 году Тульское педагогическое училище  №2 по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», получила квалификацию воспитатель дошкольного учреждения.

 

 Стаж педагогической работы – 40 лет

 Категория –

 Работаю с первой  младшей группы по подготовительную группу

 Сделала 9  выпусков в школу.

 Характеристика образовательного учреждения: МКОУ ««Болоховский центр образования №2»   работает с 1964 года.

 В центре функционирует 9 групп.

 Режим работы: пятидневный, 10.5 часовой (с 7.30 по 18.30).

 Приоритетные направления: физическое развитие, познавательное развитие (сенсорика, математическое развитие), финансово-экономическая грамотность дошкольников.

ИПМ-2  

                                Условия формирования опыта.

Актуальность и перспективность.

«Театрализованная деятельность

   является неисчерпаемым                

   источником развития чувств, переживаний,

 эмоциональных открытий ребенка

приобщает его к духовному богатству.

 Постановка сказки заставляет волноваться

 сопереживать персонажу и событиям

 и в процессе этого сопереживания создаются

                 определенные отношения и моральные оценки,

 просто сообщаемые и усваиваемые»

 В.А. Сухомлинский

 

 

Общественно-политические перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с гибким мышлением, готовых к творческой деятельности. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в международной Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторитарную педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала ребёнка лишь декларируется. Театрализованная деятельность как нельзя лучше раскрывает творческий потенциал  и индивидуальность каждого ребёнка.

         

Условия формирования опыта.

Несмотря на многочисленные исследования по проблеме использования театрализованной деятельности в развитии личности ребенка, многие аспекты данной проблемы не изучены.  Это осложняет осмысление задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.  Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО; внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ОУ программой.  Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывает, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие личности ребенка.

       Важной  задачей ОУ считаю необходимым:  научить ребенка общаться с   детьми и взрослыми;  всесторонне развивать детей в дошкольном возрасте.       Современная школа также требует от ребенка не только овладевшего нравственным сознанием, но высокого уровня умственного и речевого развития.

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что несформированность                                                                                                                                                                                              знаний об окружающем мире, неумение взаимодействовать с социумом обуславливает низкий уровень интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и возникла необходимость всестороннего развития и  воспитания дошкольников посредством театрализованной деятельности.      

Я уверена, что  дети и театр - неразделимы, они созданы друг для друга.  Поэтому работу по развитию всесторонней личности ребенка, посредством театрализованной деятельности, я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников;  на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности;  совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр,  игр-путешествий, праздников на материале театрализации; широкое использование театрализованной деятельности в повседневной жизни и в специально организованной деятельности.                                                                                                  

Включение театрализованной деятельности в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве игры;  использование отрывков из спектаклей в образовательной области «Познавательное развитие»; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки;  в непосредственно образовательную деятельность   «Физическое развитие»;  развлечения, физкультурные досуги и праздники.

     

      Актуальность.

    Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослым и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем.

  Актуальность всестороннего развития ребенка-дошкольника в процессе театрализованной деятельности состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (трудолюбие, доброта, сочувствие, ответственность, самостоятельность, долг, честь, и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

 Актуальность проблем, связанных с всесторонним развитием и воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества и  обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

 Актуальность выбранной темы также обусловлена тем фактом, что с самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности. Характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всей жизни, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе. Сформированность коммуникативных способностей будет предопределять характер межличностных отношений и социальную позицию личности, как в детстве, так и во взрослой жизни. Чем раньше будут выявлены трудности во взаимодействии с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных, более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими. Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях,  ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в  социуме.

     Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.  

     

     Перспективность.

      Я уверена, для того, чтобы ребенок развивался полноценно, ему, в полной мере, может помочь театрализованная деятельность, потому что, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Причем, обучение в игре проходит в различных направлениях.

      Таким образом, я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении.

       Я включаю театрализованную деятельность в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве игры;  использую отрывки из спектаклей в образовательной области «Познавательное развитие»;  включаю сказочные образы и элементы сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки,  в непосредственно образовательную деятельность   «Физическое развитие»,  развлечения, физкультурные досуги и праздники.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Вместе с детьми и родителями мы планируем подготовить:

  1. Спектакль – драматизация  к  Новому году  «Как волк и лиса колядовали».
  2. Кукольный спектакль «Находчивый Ёжик».
  3. Проект «Театр и мы»
  4. Обогатить театральный уголок новыми персонажами к сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».  

ИПМ-3        

Теоретическая база опыта.

Новизна, адресная направленность.

Область  применения и трудоемкость опыта.

 Теоретическая база данного опыта составляет правовою основу концепции воспитания творческой личности, а именно проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»,  Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании».   Современное состояние разработанности проблемы развития творческих способностей ребёнка свидетельствует о существовании разнообразия теоретических и методологических подходов в изучении этого вопроса: творчество рассматривается как особый вид деятельности (В.И.Андреев, И.П.Калошина и др.); как процесс деятельности (Г.С.Альтшуллер, П.П.Крамар, А.И.Субетто, А.Т.Шумилин и др.); как проявление активности детей (В.А.Цапок и др.); как стиль и способ деятельности (И.В.Страхов и др.).

Используя в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития детей, включаю театрализованную деятельность во все формы организации педагогического процесса.

В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.

В своей работе я использую литературу:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А.             Васильевой. « Мозаика - синтез», 2006г.

Агапова И.А., М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду

 Губанова Н.Ф. « Театрализованная деятельность дошкольников»

 Губанова Н. Ф.«Развитие игровой деятельности».М:Мозаика-синтез, 2015.

 Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004.

 Мигунова, Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду». НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:

 Ушакова О. С. и др. «Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.

 Лыкова И. А. «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. 2012г.

 Лыкова И. А. «Театр на пальчиках». М. 2012г.

 Егорова Т.А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет» - Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.

Ярыгина О. Г. «Мастерская сказок».  М.:2010г.

Н.В. Докина, Е.С. Евдокимова  « Семейный театр в детском саду»

Комарова Т. С. Народное  искусство в воспитание детей. Москва, 2004г

«Традиционные бытовые песни Тульской области». Сост. А.М. Новикова, С.И. Пушкина /Тула, Приокское книжное издательство, 1989г.

 «Золотой клубочек: Русские народные загадки» Сост. Т.А. Климова / Иркутск  Восточно – сибирское книжное издательство, 1994 г.

«Детские частушки, шутки, прибаутки». Пособие для родителей и воспитателей.  Ярославль, Академия развития, 1997г.

Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «Сфера», 2010.

   

   Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию всесторонне развитой творческой личности, в условиях дошкольного образовательного учреждения. В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

   Реализация основных концептуальных идей воспитания театрализованной деятельностью базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации,  дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения, дидактические принципы.

   Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

    Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в создании системы комплексного взаимодействия с семьёй, через использование совместных (воспитатель, ребёнок, семья) социально-значимых  творческих проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей как социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса и самостоятельной творческой деятельности детей,  подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

    Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

    Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

    Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

     Дидактические принципы отражают:

  - право ребенка познать то, что именно его привлекает в театрализованной деятельности;

  - использование таких способов познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать;

 - совершенствование ребенка в выбранной им среде.

   

  Адресная направленность.

   Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как на непосредственно образовательной деятельности, так и  в свободной, самостоятельной  деятельности детей;

 - для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;   заинтересованным в воспитании всесторонне развитого ребёнка, готового  для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе).                                                                                                                                                                  

  Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:                                             – информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия

– консультации;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ОУ.

   Область применения.

   Приоритетом в своей работе с детьми  считаю, что воспитывает ребёнка деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии.

  Поэтому я использовала в своей работе:

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности: например, предлагаю детям нарисовать декорации к спектаклю или вылепить персонажа, готовящегося спектакля; советуюсь, какую музыку или танец использовать в спектакле;

- овладение импровизационными умениями в игре, в театральных занятиях, в танцевальных движениях и т. д.;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности: беседы, чтение стихов,  рассказ по картинке, диалогическая речь со сверстниками и взрослыми;  

    - совершенствование познавательных процессов, используя НОД,  разные виды игры, самостоятельную деятельность.

   Я считаю, что главное достоинство театрализованной деятельности   заключается в том, что она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность.  

   В нашей группе театрализованная деятельность поставлена на достойном уровне. Создана предметно-пространственная среда (театральная студия «Жар – птица», в которой участвуют старшие братья и сестры, родители воспитанников; театральный уголок), которые отвечают требованиям:

    -обеспечение развития активной театрализованной совместной  деятельности;

    -содержательность и насыщенность различными видами театра;

    -трансформированность;

    - полифункциональность;

    -вариативность;

    -доступность;

    -безопасность.

  В работе я использую театрализованные игры. Они входят составной частью в занятия по развитию речи,  занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украсят любой праздник.

  Еще одна форма работы с детьми - это сотворчество воспитателя и детей.

  Вместе с детьми мы придумываем смешные или, как дети называют «плакальные» этюды; дети придумывают новые движения для утренней зарядки, придумывают игры, например, игра с различными вариациями «Собаки дома и на улице». (Приложение 1).  Дети придумали сказку «Мы идём Весну искать».  (Приложение 2).

   Наработки по теме использую при  выступлении на методических объединениях, педсоветах, обмениваясь опытом с другими воспитателями

нашего сада, города, района. В 2017 году подготовила мастер - класс  по теме «Организация театральной деятельности с детьми дошкольного возраста». Также провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями; предлагаю родителям помочь в организации театрализованной деятельности в группе.

   Данный опыт работы хранится в методическом кабинете и доступен членам коллектива, желающим использовать его элементы в своей деятельности.

   

 Трудоёмкость опыта.

  Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по театрализованной деятельности в ОУ. Эта работа предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто накопить материал, но и переосмыслить его, а потом применить, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

  С учетом физиологических особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал. Так, если в младшей группе мы с детьми учим песенки, потешки, играем в пальчиковый, настольный театр;  в средней группе  - обыгрываем потешки с куклами – варежками, с куклами би- ба – бо, готовим мини – спектакли;  то в старшем возрасте  мы предлагаем режиссёрские игры, готовим спектакли, которые предполагают подготовку костюмов, декораций и т. д. В любом возрасте детей  не обойтись без помощи родителей,  с которыми тоже необходима кропотливая работа.

  Я заинтересовала их проблемой всестороннего  развития  через театрализованную деятельность,  доказала им актуальность поднятой проблемы,  через родительские собрания, консультации «Театр и дети», «Психологи о значении театра для детей», индивидуальные беседы. Привлекала их к практической помощи в подборе и изготовлении кукол, в участии театральных постановок, вечеров развлечений.

 Очень трудоёмок  процесс подготовки театрализованного уголка, потому что я считаю, что покупные куклы должны составлять небольшую часть кукольных персонажей.              

Созданная развивающая среда способствует обогащению детских представлений,  развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на перспективах развития ребенка.

         

Система средств, способствующих  всестороннему развитию и  воспитанию детей:

   Наглядность, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о театрализованной деятельности.  Для  более  успешной  работы  подобрала  соответствующие  настольно-печатные  игры:   «Волшебные  линии»,  «Истории  в картинках»,  «Мои  любимые  сказки»,  «Аналогии»,  домино  «Сказка  за сказкой»  и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям  закреплять  простейшие  навыки  и  знания  произведений  народного жанра,  формируют  умения  самостоятельно  использовать  эти  знания.  В книжном  уголке  разместила  книги  –  раскладушки,  книжки  –  малышки, книжки – сказки и т. д..  В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукол би- ба-бо, тростевых кукол, музыкальные инструменты.

 

 Инструментальная функция, обеспечивающая ребёнку самостоятельные действия с предметами окружающей среды  (игрушки, книги, листики, веточки, песок, тряпочки, бумага и т. д.); благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой игры, самостоятельной деятельности приобрести умения, столь необходимые в жизни, а значит и в театрализованной деятельности.      

   

 Идентификация с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

 

ИПМ-4

                                 Технология опыта

     

   Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Б. Т. Лихачев дает такое определение:

      «Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса».

   И. П. Волков дает такое определение:

       «Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

   Юнеско – педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

  Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

 

   Современные образовательные технологии:

   1. Технологии проектной деятельности

   Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

   Я активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечаю, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

    За время моей работы я подготовила несколько проектов:

 -«Зимующие птицы»,  проект направлен на изучение проблем, связанных с окружающей природой, где были использована и исследовательская деятельность;

  -конструктивный проект «Хочу быть здоровым», где были использованы здоровье сберегающие технологии;

  -«Знакомимся с театром».  Были использованы: групповая деятельность детей (игры, драматизация, танцы), технологии ТРИЗ, информационно-коммуникационные технологии.

       Во всех проектах я использовала игровые технологии и здоровьесберегающие.

    

   2. Технология исследовательской деятельности

       Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

   

    3. Технология «ТРИЗ»

             ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»   Целью использования данной технологии в детском саду с одной стороны является:   подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

            Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

           

       4. Информационно-коммуникационные технологии

  Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).              

    ИКТ помогают мне в:

1.Подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.Подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.Обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.Оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 Преимущества компьютера:

        - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

        - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

        - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

        - обладает стимулом познавательной активности детей;

        - позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

         5. Игровая технология

        Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются:

        -первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

         -игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,            характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их,  например «Что катится?», «Какого цвета?», «Найди такой же» и т. д.;  

    В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые     используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, НОД  и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – я   предлагаю  малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же”, как у него. Или игра "Найди ошибку”, где я специально допускаю  ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

 Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры типа "Магазин”, "Запомни узор” и "Нарисуй, как было” и другие.

  Использование игровых технологий помогает для эффективной подготовки руки ребёнка к письму. Это такие игры, как: «Обведи и заштрихуй», «Соедини точки», «Волшебная копировка и т.д.

  Такие игры как «Продолжи предложение», «Послушай, запомни, расскажи», «Расскажи по картинке» помогают выучить роль, чётко произносить слова, то есть развивают речь ребёнка.

             

      6. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей!    

 Задачи здоровье сбережения:

- сохранить здоровье детей;

        - создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

        - обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

   Организация здоровье сберегающего образовательного пространства в группе.

Использование в режиме дня:

        - отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;

        - различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);

        - комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

        - физкультурных занятий всех типов;

        - оптимального двигательного режима.

Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) я  включаю  в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

   Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей  работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Я предлагаю родителям  комплексы упражнений для профилактики простудных и вирусных заболеваний, нарушений работы органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, массаж.

  Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

   Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества, поэтому я учусь  работать на технологическом уровне;  для меня будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    Ведущий принцип таких технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Я строю педагогический процесс с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействуя его благополучному существованию, а значит здоровью. Педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем успешное обучение его в школе.

    Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС.

   4.1. Основные направления.

 

      Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем.

       Основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка:

 -- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой театрализованной деятельности;

 -- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

 -- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

     Особое место отвожу знакомству с детской художественной литературой, произведения которой использую:  

      -в театрализованных занятиях;

      -в театрализованных играх (создана картотека театрализованных игр);

      -в кукольном театре (создаются новые персонажи театра: пальчиковый, конусный)

      - в драматических спектаклях.

      - в теневом театре.      

      - в драматических спектаклях.

      - для вечеров развлечений и праздников.

     

  1. Формы и методы работы с детьми по занятию театрализованной деятельностью.

     

   Формы проведения:

-занятия,  развлечения,  викторины,  просмотр кукольных и других спектакли,  чтение художественных произведений, театрализованные игры, режиссёрские  игры, самостоятельная игровая деятельность, драматизация.

   

 Форма организации:

-коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

     

 

Методы:

- словесные:  беседы, рассказы,  чтение художественной литературы,  прослушивание аудиокассет, пение,  декламация стихов, разучивание ролей.

- наглядные:  рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайдов, мультфильмов,  видиозаписи выступлений, просмотр спектаклей.

- практические – овладение приёмами работы с куклами-варежками, с   куклами  би-ба-бо, с тростевыми куклами, дидактические игры, овладение характерными движениями персонажей спектакля и т. д.

 Приемы: разъяснения, указания, показ.

  1. Чтение художественной литературы.

     

    Для практической работы по  всестороннему развитию детей посредством театрализованной деятельности, считаю необходимым приобщать детей к чтению художественной литературы.  Для этого создана библиотека произведений детской художественной литературы.

   Прежде, чем подойти к выбору произведения для спектакля, мы с детьми перечитываем несколько произведений, беседуем по содержанию, обыгрываем понравившиеся отрывки, с малышами обыгрываем потешки пальчиковым театром.

    Каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность, поэтому так необходимо чтение, заучивание стихов, потешек, пение песенок.

  1. Театрализованные занятия.        

           

    На каждом возрастном этапе подходы к методике работы на занятиях с детьми должны быть разными:

  Во второй младшей группе:

  • имитация характерных движений сказочных героев, обыгрываются игрушками, пальчиковым театром, куклами - варежками. Занятие продолжается 15-20 минут, построено таким образом, чтобы дети меняли темп речи, движения, игровые ситуации.

  В средней группе:

  • участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).  Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).

  На занятиях и индивидуально учить детей овладению работы с куклами – варежками, би-ба-бо. Занятие продолжается 20-25 минут.

 В старшем дошкольном возрасте:

  • инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; - спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

       инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

  • -совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.
  • развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий, движению соответственно образу.

 На занятиях, которые длятся 25-30 минут, я учу детей анализировать отобранный материал, участвовать в этюдах, готовить декорации.

Работа над этюдами:

Например, вначале с помощью наводящих вопросов я подвожу детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона). Затем от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Показать, как можно движением передать характер героя.  Например, смелые и решительные зайцы двигаются быстрым и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их  плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п. От характеристики движений я перехожу к характеристике речи персонажей. Работа  осуществляется по подгруппам.

На занятиях я использую упражнения разной направленности.

Например:   Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

      Упражнения на напряжения мышц:

       рубить дрова;

       нести тяжёлый ящик или чемодан;

       дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

     Упражнения на расслабления мышц:

        заснуть на стуле;

        сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

     Упражнения на развитие воображения:

         передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

         передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

          в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

4.2.3.  Театрализованные игры.

 

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию,

проявлению любознательности, учат детей ориентироваться в пространстве стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают зрительное слуховое внимание, память, творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку ребёнка.

   Например, игра для второй младшей группы   

    Игра – стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Для средней группы

Игра – стихи: «Сердитый гусь»

 Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Вот большой сердитый гусь.

Очень я его боюсь!

Защищая пять гусят,

Щиплет больно он ребят.

Громко гусь шипит, гогочет,        

Защипать ребяток хочет!

Гусь уже идет на нас!

Убегайте все сейчас!

Для старшего возраста

Игра - «Загадки без слов»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.).

Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Игра на развитие пластической выразительности: «Цветочек»

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

Особое место занимают театрализованные режиссёрские игры. Эти игры ценны тем, что дети сами придумывают сюжет игры, иногда опираясь на знакомое литературное произведение, используя импровизацию.

Чаще всего, для этих целей дети использует настольный или игрушечный кукольный театр;  пальчиковый или конусный кукольный театр.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

     4.2.4.      Кукольный театр.  

       

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.

 Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

  Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.  

  Работа с куклой позволяет:

- Развивать и совершенствовать мелкую моторику руки и координацию

движений;

- Нести ответственность за управление куклой;

- Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния,  которые в обычной жизни, по каким-либо причинам, человек не может или не позволяет себе проявить;

- Развивать фантазию и образное мышление, т.е. развивает все

психические процессы.

 Работа над кукольным спектаклем состоит из двух частей:

     1.Подготовка кукол, ширмы и декораций;

     2.Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

      Я учитываю индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке привлекаю к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале предлагаю детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходим к обучению работе с куклами.

    Я придерживаюсь следующих правил:

     - при распределении ролей обращаю внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;

     - один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;

     - первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;

      - репетируем  пьесу  по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;

      - для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, я  объясняю  им, что когда кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.

          У нас в группе созданы такие виды театра:

- пальчиковый;

- настольный театр, театр игрушек;

- конусный театр;

- театр на фланелеграфе;

- театр би-ба-бо или театр Петрушки;

- театр штоковой куклы;

- таетр кукол на гапите.

4.2.5.         Теневой театр.

   

    Я выделила отдельным пунктом теневой театр, потому что театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней - это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

   Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра.   Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.    

   Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных    костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями.

   Театр теней развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.

  Мне была интересна эта тема, и я использовала в своей работе теневой театр.  

  По итогам этой работы я подготовила мастер – класс для методического объединения.

  Я использовала театр кукольных плоскостных фигур и театр «живых теней».

           

4.2.6.  Драматические спектакли

       

   В условиях работы по ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отражен в Стандарте:

     «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

   Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

    В ходе подготовки к драматизации необходимо соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

       Подготовку спектакля я обычно строю по следующей примерной схеме:

- мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;

- рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;

- слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму ищу и обрабатываю сама), при необходимости подбираю шумовые инструменты;

- по возможности создаем (вместе с родителями) необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;

- репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.

Основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

 Главное, я всегда хвалю детей и отмечаю наиболее удачные и интересные моменты выступления.

 Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

 Работа над спектаклем

  Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

   Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

      С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры.    

      Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

 В своей практике я занималась постановкой таких спектаклей как: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Про ворону горластую и хана ордастого» автор Олеся Емельянова, использовала во всех образовательных областях драматизацию.

4.2.7.   Вечера развлечений. Праздники.

   Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.  Одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

  Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

 В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

 У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников.   Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

 

Виды праздников и их содержание

  В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:

1. общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы;

2. бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.;

3. сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

 Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт  торжественный и радостный.

 Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

  Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее,  но, самое главное, начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и, конечно же, подарки.  

   Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д.

    Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

   Итоги проведения праздника мы обсуждаем на педагогическом совещании.  

Виды и содержание вечеров развлечений.

  В нашем центре сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:

              1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

              2. Вечера, подготовленные силами детей.

              3.Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

 По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

 Я больше люблю смешанные вечера развлечений, где участвуют и взрослые (родители), и дети. Например, вечер развлечений с участием родителей «Колядки», «Поездка на ярмарку».

 Вечера, подготовленные силами детей «Посиделки у бабушки Матрёны», «Бал цветов».

 Кукольные спектакли, подготовленные старшими братьями и сестрами воспитанников «Как зайчонок искал друзей» и «Лесные сказки».

 Проводили концерты: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.                                                                                                                                                                      

 В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

 Занимаясь  с  детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников  интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое  главное – навыки, полученные в  театрализованной  деятельности, дети смогут  использовать в повседневной жизни.

 

 

 ИПМ-5

        Взаимодействие детского сада и семьи в работе по использованию театрализованной деятельности во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

 

 Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

 Моей задачей было привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка,  учитывая дифференцированный подход к каждой семье, учитывая социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

 Моя цель – создать единое пространство развития ребенка в семье и                                   ОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

 В начале работы по этой теме я проводила анкетирование родителей, чтобы выяснить, понимают ли они, насколько важна театрализованная деятельность во всестороннем развитии детей.

После чего я определила основные задачи работы с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

В работе с родителями использую разнообразные формы:

      «Круглый стол», семинары – практикумы, конкурсы, выставки, семейные праздники, викторины, игровые программы.

Я проводила  родительские собрания на тему:

- «Совместная подготовка к учебному году» (сентябрь 2018 года), где предложила пополнить театральный уголок.

    - «Развиваем речь детей 4-5 лет» (декабрь 2018 года).

    - «Играем в театр» (февраль 2019 года).

Мною оформлена информация в уголке для родителей:

 - «Значение театрализованной деятельности при организации игровой деятельности с  детьми».

 - «Народные сказки, потешки, песенки их роль в театрализованной деятельности детей».

 - «Роль семьи в воспитании всесторонне развитого ребёнка посредством театрализованной деятельности».

 - «Больше читайте детям»

 - «Создание пальчикового театра дома».

 - «Теневой театр».

«Роль организации прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

«Неразлучные друзья».

Наши родители постоянно участвуют в сезонных конкурсах центра образования.

Я провожу индивидуальные беседы и с небольшими группами родителей.      Родители активно посещали праздники, занятия с детьми, ими были изготовлены костюмы персонажей для мероприятий,  театрализованных игр.  

Наши дети участвовали в городских мероприятиях, участвовали в спектакле, который показали детям интерната и везде их сопровождали родители.

Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно

ИПМ – 6              

Результативность опыта.

 

 Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – развитием речи, декламацией, пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей и развитием речи детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

- Улучшилась монологическая и диалогическая речь, они стали более активно общаться.

- Улучшилась память, дети стали быстрее запоминать стихи, роли.

- У детей сформировались музыкальные творческие способности, и оказалась, за это время на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

- У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

 -У детей появились позитивные изменения в поведении.

Данные результаты позволяют сделать вывод об эффективности проводимой мной работы по  всестороннему развитию детей посредством театрализованной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста, описываются некоторые виды театра и рассказывается об опыте работы воспитателя с детьми старшего ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В данной работе рассматривается роль игровой деятельноcти в образовательном процессе и воспитании детей. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего разви...