Главные вкладки

    Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».
    материал на тему

    Хасанова Ирина Владимировна

    Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsionnyy_opyt_hasanovoy_i.v.docx46.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный педагогический опыт

    воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

    комбинированного вида»

    Хасановой Ирины Владимировны

    по теме:

    «Роль театрализованных игр в формировании личности  дошкольника».

    Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»

    Обоснование актуальности и перспективности опыта.

    Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка.

    В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

    Рассматривая труды учёных, педагогов, психологов  я пришла к выводу, что проблема развития личности дошкольника  в театрализованной деятельности изучена ещё не до конца. В связи с этим,  у  меня возникло  желание   изучить методическую  литературу по данной теме:

    1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой

    2. Программа «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной,.

    3. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Л.Г. Милонович.

     4. Программа  М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». 

    К выбору инновационной идеи меня подтолкнули результаты мониторинга образовательного процесса, который показал следующий уровень речевого развития детей:

    -низкий -29%, средний - 63%, высокий - 8%. Дети путались в различении жанров литературных произведений, мало знали наизусть стихов, считалок, загадок, авторов и иллюстраторов детских книг, плохо владели диалогической речью. У детей было рассеянное внимание, слабо развита память, воображение.

    Изучая опыт работы коллег по театрализованной деятельности,  я  отметила для себя, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, т.е. театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

    Поэтому мы, воспитатели, обязаны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.); приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

    Теоретическая база опыта

    В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.

    Так в своей работе я использую:

    - образовательную программу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

    • Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение. 1989.

    • Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

    • Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 28.

    • Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

    • Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

    • Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126

    • Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.

    • Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.

    • Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.

    • Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград : Учитель, 2013. – 67 с.

    • Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

    Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.

    Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно-развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной организационной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников и развлечений.

    Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.

    Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы:

    1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

    2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

    3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

    4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;

    5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;

    6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

    Содержание театрализованных занятий включает себя:

    - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    - игры – драматизации;

    - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

    - упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

    Роль педагога в организации театрализованной деятельности

    Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.

    Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

    • Воспитание у ребёнка основ общей культуры;

    • Приобщение детей к искусству театра;

    • Развитие творческой активности и игровых умений детей.

    Основные направления работы с детьми:

    • Театральная игра

    Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

    • Ритмопластика

    Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

    • Культура и техника речи

    Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

    • Работа над спектаклем

    Задачи: учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

    Результативность опыта

    Содержание данной системы позволило развить у детей дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

     После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. 

     Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности. 

    Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа. 

     Использование технологии театрализованной деятельности и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей. 


    Данные диаграммы показывают эффективность проводимой работы с детьми по использованию инноваций театрализованной деятельности. 

     С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультациях.

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта

    При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями.

     Часто проблема заключается в организации театрального центра в группе. Дело в том, что инвентарь и оборудование дорогостоящие и ДОУ не всегда может позволить себе укомплектовать театральный уголок должным образом. Решением этой проблемы является изготовление атрибутики своими руками, что в свою очередь занимает много времени и средств тоже. Это конечно проблема, но она нас не пугает, мы изо всех сил пытаемся двигаться к поставленной цели и я думаю, что это нам удаётся. В нашей группе создан центр театрализованной деятельности, мы без устали продолжаем двигаться в заданном направлении. Уже много сделано, но и немало ещё и задумок.

    Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующее:

    - распределение ролей, если их не хватает на всех детей;

    - кто будет играть отрицательных персонажей?

    Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.

    Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

    Комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии детей.

    Адресные рекомендации по использованию опыта

    Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

    – для педагогов дошкольных образовательных учреждений;

    – для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

    - все, кто  заинтересован в проблеме развития дошкольников.

    Наиболее приемлемыми формами трансляции инновационного опыта считаю:

    – информационные брошюры, стенды, мастер-классы, открытые мероприятия   для педагогов района,  консультации,  публикации на сайте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

    Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

    Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр

    Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

    Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

    Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

    Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

    Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

    Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Ибрагимовой Гюз...