Главные вкладки

    Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
    материал по окружающему миру на тему

    Аширова Надия Харрясовна

    Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Собственный  инновационный опыт

    воспитателя МБДОУ

    «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

    Ашировой Надии Харрясовны

    по теме:

    «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    1.Актуальность и перспективность опыта.

            Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.  

            Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

            В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира.

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.

    Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

    Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

    Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

    2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

             В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

    Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

    Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

    3. Теоретическая база опыта.

    Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В своей работе я опирались на основные принципы и методы в педагогике.

     План разработан на основе следующих программ и  технологий:

    1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А.  и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

    2. Дергунская В.А.,Ошкина А.А., Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.

    3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.) . М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.4. Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание- 2005.- №3.

    4. Иванова А.И., Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – 224с.

    5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ.ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

    6. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегаюая система дошкольного образовательного учреждения: модели, рекомендации, разработки занятий.– Волгоград: Учитель, 2012.-186с.

    7. Прохорова Л.Н., Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации, 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

    4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

    • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
    • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  
    • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.).

    В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

    во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

    во - вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

    в -  третьих, они практически безопасны;

    в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

    • Постановка проблемы.
    • Поиск путей решения проблемы.
    • Проверка гипотез, предположений.
    • Обсуждение увиденных полученных результатов.
    • Формулировка выводов.

           Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

    Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

    • тайна, сюрприз;

    • мотив помощи;

    • познавательный момент (почему так?);

    • ситуация выбора.

    Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.  

    Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт лук в земле, в глине или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами.

    В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет», «Звук» и другие.

    Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

    В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

    Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

    Организуя экспериментальную деятельность, использую интересные задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система», побуждающие  их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников.

    Очень тесно связаны между собой экспериментирование и речевое развитие. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

    Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. В подготовительной группе особое внимание  я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к.  дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.

    Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

    Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

    Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», проводились индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу», «Мои домашние питомцы». Итогом стало совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

    Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций. На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами, гербариями.

    5. Анализ результативности.

    «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
    К. А. Тимирязев.

    В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты; оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях; повысили уровень педагогических знаний.

    В результате моей работы подготовлены картотеки опытов и экспериментов с живой и неживой природой; проблемных ситуаций; алгоритмы, карточки – схемы проведения опытов – экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей и т. д.

    Проведенная мною работа способствовала формированию следующих интегративные качеств:

    1. «Любознательный, активный»: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности. В случаях затруднения обращается за помощью. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: адекватно использует вербальные и невербальные средствами общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

    3. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»: может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

    4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    В заключении хочу сказать, что удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, у детей идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети становятся увереннее в себе. У детей появляется чувство уважения к себе и сверстникам.

    Организуя экспериментальную деятельность с детьми, предлагая им интересные задания, я побуждаю их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.

    Однажды заинтересовавшись, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

    6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта

    Данный опыт работы может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

             Практический материал поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

    Опыт моей работы по развитию устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности был размещен на сайтах МААМ, Nsportal, представлен на заседаниях РМО Лямбирского района, на семинаре для слушателей КПК воспитателей ДОУ (показ НОД «Поможем рыбке найти друзей» с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной деятельности). На Республиканской научно – практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития», с докладом «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни». Участие на Международной научно – практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51 - е Евсевьевские чтения» («Организация опытно – экспериментальной деятельности  с детьми   старшего дошкольного возраста»). На Межрегиональном      научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» (статья «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни»).

                



    Предварительный просмотр:

    «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

    Аширова Н.Х.

    МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

         Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

         Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

    В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

         Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

         Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей. Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

    •        Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

    •        Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

    •        Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

    •        Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

    •        Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

    •        Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

    •        Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

    •        С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

    •        Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

    •        Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

         Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!»

     Ральф У. Эмерсон



    Предварительный просмотр:

    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

    Аширова Н.Х.

    МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

             Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Надо хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное — активно о нём заботиться.

             Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества.

             Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Узнать возможности своего организма и его ценности целесообразно через экспериментальную деятельность. Потому что, в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.

             В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

             Организовывая работу в данном направлении, ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

             В процессе образовательной деятельности по формированию  у детей старшего дошкольного возраста представлений о  человеческом организме ставлю следующие задачи:

    • формирование позитивного самосознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека;
    • формирование знаний о человеческом организме;
    • развитие наблюдательности, умения описывать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в процессе экспериментальной деятельности;
    • воспитание интереса у детей к здоровому образу жизни.

      Решение этих задач организую:

    • На НОД по познавательной-исследовательской  деятельности, с элементами экспериментирования при помощи дидактических игр, самомассажа, водных процедур, специальных оздоровительных игр, при работе с природным материалом, с помощью музыкальной терапии, закаливающих мероприятий.
    • В режимных моментах: игровая деятельность (коммуникативные игры, подвижные игры, пальчиковые игры). Ситуативный разговор, применение здоровьесберегающих технологий (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, динамические паузы, самомассаж).
    • В индивидуальной работе с детьми, в беседах с родителями.

             Для успешного формирования валеологических представлений необходимо использовать наглядные иллюстрации и опыты, которые  помогают формировать представления о строении человека. На НОД «Знакомство с ухом», «Как мы говорим?», «Почему у нас два глаза?», «Что такое микробы?», «Познакомимся с нашими зубами», «Сердце и его сосуды», объясняю дошкольникам о том, что такое глаза, уши, нос, для чего они нужны человеку, куда поступает пища, почему можно себя плохо чувствовать и т.д. Занятия имеют в своей основе идеи проблемного обучения, так как содержат элементы исследовательского поиска. Именно такие занятия позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением.

             Организуя экспериментальную деятельность, использую интересные задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система», побуждающие  их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.

             В заключении хочу сказать, что удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, у детей формируются представления о частях тела и их функциях. Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.         Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дети становятся увереннее в себе. У детей появляется чувство уважения к себе и сверстникам. Появляется заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни. Повышается интерес родителей к вопросам воспитания детей.

    Литература

    1. Дергунская В.А.,Ошкина А.А., Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.

    2. Иванова А.И., Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – 224с.

    3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.

    4. Павлова М.А., Лысогорская М.В., Здоровьесберегаюая система дошкольного образовательного учреждения: модели, рекомендации, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.-186с.

    5. Прохорова Л.Н., Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации, 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

    В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

    Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

    План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

    Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

    Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "

    Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...

    План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...