Педагогический опыт "Патриотическое воспитание детей через экологическое образование"
методическая разработка (старшая группа)

Колбанова Лариса Владимировна
В течение последних лет произошли качественные и нравственные изменения в развитии детей. Они стали внимательнее и заботливее относиться ко всему живому, познакомились с окружающим миром и природой во всей её красоте и многообразии, стали осознавать своё место в нём и активнее включаться в работу по улучшению качества окружающей среды. Также значительно возрос уровень знаний детей о своем родном городе, его структуре и достопримечательностях; интерес к истории, культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система детского и родительского коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 87_novaya_ped.ideya_.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №15»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

Педагогический опыт:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через экологическое образование.»

ФИО: Колбанова Лариса Владимировна

Дата рождения: 14. 03. 1973г.

Занимаемая должность: воспитатель

Образование: высшее, «МГПИ институт имени М.Е. Евсевьева».

Квалификация по диплому: «Педагогика и психология(дошкольная)».

Специальность: «Методист по дошкольному воспитанию, воспитатель в детском национальном саду». 23.06. 1994г.

Квалификационная категория: высшая.

Дата последней аттестации:21.05.2018г.

Педагогический стаж: 15лет

            «… Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира и природы. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В. А. Сухомлинский

Актуальность и перспективность опыта.

Современная жизнь диктует, что в последние годы и в настоящее время актуальной является задача воспитания у детей дошкольного возраста чувства любви и привязанности к окружающему миру, искренней любви к родной природе, семье, дому, родному городу, Родине, а также воспитание бережного и аккуратного отношения к природе родного края. Явление патриотизма очень филигранно по смысловой наполненности, его нельзя выразить в паре слов.

Но как воспитать это в детях, лишь начинающих свой жизненный путь? Каким образом приобщать малышей к патриотизму, тем более в настоящей реальной действительности?

Я полностью уверена, что освещать вышеуказанные темы нужно. Фундамент маленького человека закладывается с младенческого детства. Разнообразить интересы дошкольников, переместить их за пределы маленького мира, проследить взаимосвязь между делами одного гражданина и их откликом с деятельностью человечества. Дошкольный период становления и развития – это важнейшая ступень формирования и становления личности человека, тот момент, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются чувство ответственности и умение ребёнка делать свободный выбор, уважать и понимать других людей независимо от их происхождения, социально статуса, национальной принадлежности, языка, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования в нашей жизни состоит не только в формировании определённой совокупности знаний, но и в развитии основополагающих способностей личности, её социальных и культурных навыков, основ экологически обусловленного поведения, здорового образа жизни. Ознакомляя дошкольников с природой, я старалась не только давать им точные знания, а вместе с этим пробудить в душе малыша сильный эмоциональный ответ. По моему мнению, значимо показать ребёнку дошкольного возраста, как общество должно оберегать и приумножать естественные природные ресурсы, сколько сил прикладывается к тому, чтобы своим величием и красотой продолжали нас удивлять дубравы, рощи, поля и моря. Тяжело решать эту проблему в настоящее время, когда значительно трансформируются суждения и мнения на общенациональные ценности. На сегодняшний день также сильно поменялось отношений к окружающей природе, став хаотичным, деградирующим, потребительским, зачастую влекущим природные катаклизмы и катастрофы. Современные учёные правы, считая, что главным условием сохранения жизни на планете Земля выступает совершенствование индивида, увеличение нравственных составляющих его поведения. Данный аспект означает, в первую очередь, представление гражданина себя как элемента вселенной, тесно взаимодействующего с вышеуказанной многочисленными взаимозависимостями.

Дошкольный возраст- это период усвоения ребенком познания окружающего мира, первая ступень его начальной социализации. По моему мнению, в этом возрасте дети особенно склонны и подвержены к влиянию окружающих людей. Поэтому безусловно важно, как именно мы воспитаем и в дальнейшем будем прививать им доброту, веру в справедливость и дадим им такие качества, как человеколюбие, желание помочь в беде другу. Я считаю, что необходимо воспитывать в детях нравственно- патриотические чувства, гордость за свою Родину, культуру и традиции своего народа.

Патриотическое воспитание – понятие весьма емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств индивида как элемента общества. Современная жизнь диктует нам острую необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь в детях?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, родным людям. Это корни, связывающие его с отчим домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь и крепчая, эта любовь трансформируется и перерастает в любовь к своему государству, к его историческому прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству в целом…

На первый план выходят формирующиеся чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего положительного опыта моей работы в этом направлении, можно дать абсолютно утвердительный ответ. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, окружающей природе, к своей Родине. А ведь это и есть начало патриотизма, рождающегося в познании, а формируется вышеуказанный элемент гражданственности в процессе целенаправленного воспитания.

Россия является государством с многовековой великой историей. Красота русской природы и её богатство всегда требовали защиты и подвига населяющих её граждан. Образ Родины закладывается в человеке с раннего детства и сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Чувство Родины связывается с местом, где родившийся малыш появился на свет и живет.

Моя первостепенная задача – углубить это чувство в детях, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого, то есть в ближайшем окружении, в природе родного края.   Любовь к природе – неописуемо великое чувство. Ведь именно оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, гуманнее. Искренне и безвозмездно любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее в глубине своей души, кто остро чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит.

Дети – будущее нашей огромной Родины, наше продолжение и наследие. Им выпала честь беречь и охранять ее просторы, красоты, богатство.

Я считаю, что сегодня перед педагогами стоит сложнейшая и важная задача - воспитать культурную, творческую, личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

Основная идея опыта.

Формирование искренней любви к Родине через любовь к природе родного края – это одно из средств воспитания начинающего патриота.

Взаимодействуя с дошкольниками становится очевидным восприятие того, что главная цель деятельности заключается в приучении их к состоянию быть наблюдательными, любознательными и вызывать познавательный интерес к окружающей природе родного края. В выполняемой работе я придаю важное значение исследовательской деятельности, которая проявляется в проведении опытов и экспериментов. Вместе с воспитанниками мы проводим множество естественных экспериментов и опытных работ, ведь исследование окружающего нас мира должно проходить в увлекательной игровой форме посредством актуальных перспективных методик, безусловно направленных на активизацию познавательной деятельности ребенка и его развитие в данном направлении.

В детском саду для ознакомления детей с природой родного края большое внимание я уделяю прогулкам. Именно они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, а также их активную деятельность.

На прогулках я имею возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии, взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных и растениях, о труде человека, преобразующего природу и ввожу ребенка в жизнь родной природы, учу их приглядываться, подмечать ее особенности. Всё это способствует развитию любознательности и наблюдательности.

Также я помогаю малышам выделить основные отличительные признаки времён года, установить взаимосвязь явлений живой и неживой природы. Красота нашего мира, окружающая детей, вызывает глубокие и яркие переживания, способствует развитию гуманных и эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, мои воспитанники выражают свои искренние эмоции в рисунках и поделках. Своей яркостью, неординарностью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает малышей исследовать её, взаимодействовать с ней, развивать свою инициативу и прикладное творчество. По истине прививать любовь к родному краю возможно научить только лишь через реальный непредвзятый интерес, загадочность и тайну окружающей нас природы. Важно пробудить и развить ощущение эмпатии к природе, а именно растениям в детском саду , а также трансформировать его на окружающую природу в целом. Таким образом, поступательными действиями, у дошколят пробуждается любовь, аккуратное отношение к миру вокруг нас, а самое важное то, что они с течением времени научатся предвидеть, к каким результатам могут привести их те или иные действия.

Теоретическая база.

Работая в выбранном направлении исследования, я изучила методическую литературу, непосредственно касающуюся патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края.

На протяжении исторического развития общества к вопросу воспитания чувства патриотизма у дошколят относили свои труды такие ученые, как: К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко. В современной действительности вышеуказанным вопросом активно занимаются Л. А. Кондрыкинская, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая. Но вместе в этим рассматриваемая проблема не достигла комплексного исчерпывающего и полноценного отражения в актуальных научных педагогических работах и исследованиях.              

В отечественной литературе Л. В. Кокуева в формате главного фактора взаимодействия общественных и педагогических составляющих в патриотичном приобщении и воспитании малышей видят национально-региональную структуру, в частности приоритет отдаётся воспитанию чувства любви и преданности к отчему дому, окружающей среде, а также культуре и традициям своей малой Родины.

Новизна.

Новизной и важной особенностью опыта является формирование у детей элементарных экологических знаний, воспитания осмысленного выполнения правил поведения в окружающей природе. Также важна успешная качественная проверка перспективных планов, выбор игр, пословиц о своей Родине.

      Работая в данном направлении, я широко использовала следующие принципы и приёмы:

1) Принцип регионального компонента:

- становление и развитие у детей понятия на основе личных наблюдений и изучения явлений окружающей среды и природы родного края;

- эффективное и рациональное использование имеющейся у дошкольников информации для того, чтобы применялись знания во всех видах своей детской практической деятельности;

- решение качественной задачи воспитания патриотических чувств, развитие бережного гуманного отношения к природе и её гражданам;

2) Принцип научности и доступности понятий:

- многоаспектное углубление первоначальных имеющихся представлений, насыщение их качественным и многосторонним содержанием, постепенно трансформируя в понятия, собою формирующие первоначальные эколого-патриотические знания и навыки.

3) Принцип интеграции:

- соединение комплекса действий воспитательно-образовательной работы в одно целое, систематизированную структуру. Это обусловлено тем, что детям характеры устойчивая кратковременность интересов, переключающееся часто неустойчивое внимание и быструю утомляемость.

Также мною как педагогом в работе с детьми активно используются разнообразные ИКТ ресурсы и технологии, ведь компьютер является важным помощником в процессе работы в нашей современной реальности.

 

Технология опыта.

Для реализации работы по выбранному направлению, я поставила перед собой цель совершенствования педагогического процесса в сфере патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём ознакомления с окружающим миром. Мне было важно помочь детям сделать каждый день незабываемым и оставить позитивный след в душе ребенка.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

-развитие у детей умения наблюдать, сравнивать и выделять характерные признаки окружающей нас природы, проводить опыты и делать простые выводы;

- воспитание любви и привязанности к семье, своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким и городу;

- формирование у дошкольников чувства любви к родному краю, малой Родине на фоне приобщения к родной природе, культуре и традициям;

-  формирование начала экологической культуры;

- знакомство детей с символикой государства;

-воспитание чувства патриотизма, уважения и благодарности к подвигам воинов Российской Армии.

Важнейшими принципами решения поставленных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, проведение опытов, исследований, экспериментов, наблюдений, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на протяжении всего учебного года.

Работу в данном направлении я начала с ознакомления с перечнем современных актуальных программ, нормативной документации в части эколого-патриотического воспитания. Для становления и развития в сердце малыша понятия патриотизма, социально-нравственных и гуманных качеств, актуализации представлений об окружающей природе, бережного и заботливого отношения к ней и растительному, животному миру я использую и широко применяю разнообразные методики и формы взаимодействия. Это наблюдения за окружающим миром, беседы, игры, тематические занятия, целевые прогулки, экологические игры, разучивание песен и стихов о Родине, о природе родного края, чтение художественной литературы, слушание музыки.

Используя вышеперечисленные способы и методы, я свободно учила дошколят любить окружающую природу, свою Родину, радеть душой за отчий дом, близких людей. Я часто подчёркивала тот факт, что в окружающем мире всё тесно взаимосвязано, именно это предполагает зависимость сохранения окружающей природы во всём её многообразии, так как никто из нас не захочет и не сможет прожить и дня без птиц, растений, животных, насекомых. Также учила ребят нормам и правилам адекватного поведения, и взаимодействию с природой.

Я работаю последовательно по нарастающей тенденции: от более родного, близкого (родственники, друзья, детский сад, город), к более обширному и сложному (республика, страна, мир) по цельному плану, в котором есть единство былого, настоящего и возможного планируемого будущего конкретной семьи и государства в целом.

В начале   своей работы я знакомила детей с их максимально ближайшим и родным окружением. При формировании эколого-патриотических знаний у детей я придавала важное значение работе с родителями. Одна из главных задач – это привлечение родителей к совместной работе. Совместная работа педагога, детей и родителей является залогом успешного ознакомления с окружающим миром. Вместе с родителями проводила мероприятия: собрания, консультации, совместные праздники и конкурсы. Взращивая любовь и тесную взаимосвязь со своей семьей, отчим домом, родственниками, был сформирован обширный фотоматериал к комплексному альбому «Моя лучшая семья». Проводила совместные интерактивные праздники с родителями воспитанников: «День матери», «Когда семья вся вместе – душа будет на месте». Этические беседы о семье, о близких и родственниках. Дети составляли рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Проводила акции: «Каждой пичужке кормушка», «Уютный дом для скворца», «Накормим пернатых».

 Обширная работа была реализована мною по становлению понимания о своей семье, родственниках.  Я учила детей выстраивать своё генеалогическое древо предков своей линии, своей родословной. Итогом деятельности в вышеуказанном направлении стало создание презентации родственных генеалогических древ, в ходе демонстрации которых малыши с гордостью и радостью повествовали о своих близких родственниках. Все это способствовало тому, что у малышей воспитывалось лояльное отношение к членам семьи, их занятиям и ремёслам, формировались представления о семейных нравах и иных составляющих.

Вторым шагом моей работы стало знакомство воспитанников с детским садом и штатом нашего образовательного учреждения. Я проводила интересные экскурсии по группам, ознакомительные беседы: «Кто же работает для нас в садике», «Кому что и зачем нужно для своей работы», весёлые дидактические игры: «Кто здесь что делает», «Угадай по имени-отчеству». Заключением проделанной работы было оформление фотоальбома «Мой любимый детский сад», де расположены фотографии коллектива детского сада.

Работа, которую я использую на следующем этапе, была нацелена на знакомство малышей с естественными достопримечательностями окружающей природы, городом где родился малыш. Мы вместе с детьми посетили библиотеку, знакомились и гуляли по улочкам нашего маленького городка. Также я проводила запланированные конкурсы детских рисунков: «Моя улица», «Береги природу», «Богатство и ценности нашей родной планеты». Группа мероприятий и занятий о городе активно способствовала развитию чувства искренней гордости за родной город и его историческое наследие. Значительное внимание было сосредоточено на представлении малышей труда взрослых людей.

При изучении краеведения я познакомила своих воспитанников с художниками (Сычков Ф. В., Мухин А. А., Макушкин Н. С.), изображающими красоту родной природы: небо, земля, хлеба, леса, реки. Всё это неизбежно вызывает воспоминания о близком, родном. Взгляните на природу Мордовии - какая она? Широкая, с наливными лугами и холмами, извилистыми реками, тенистыми лесами, соснами, липами и нежными берёзками. Впечатлённые творениями известных соотечественников малыши лепили из слоёного теста фигурки, выполняли росписи.

Важным этапом деятельности выступило ознакомление с Родиной, ее столицей -  Москвой и иными населёнными пунктами России, государственной символикой и важными историческими событиями. В группе мною был создан уголок с символикой нашей страны, нашего края – родной Мордовии, нашего маленького и родного города Рузаевки. С обычаями разных национальностей знакомила детей, принимая участие в народных гуляниях праздниках: «Ярмарка», «День народного единства», «Масленица». Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники и традиции.  По моему мнению такие мероприятия, с одной стороны, являются ясной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам культуры.

Прививая любовь к родному краю и ко всему живому на Русской земле, я провожу комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью детей. На них я рассказываю и знакомлю дошкольников с народными приметами, играми, с предметами декоративно-прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Во всех видах деятельности я учу детей не причинять зла и страдания живым существам, рассказываю, как правильно о них заботиться. С помощью компьютера показывала ребятам презентации и проводила красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.  

          По моему мнению, воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих и обще моральных ценностей: понятия любви, дружбы, добра и справедливости.

Вся система моей работы включает в себя поэтапное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщение малышей к миру прекрасного и родного, формированию художественного вкуса, эстетического и культурного восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире, любя его. Я очень надеюсь, что полученные знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни и станут первыми шагами в жизнь.

Результативность опыта.

Проанализировав эффективность работы по эколого-патриотическому воспитанию можно сказать, что в течение последних лет произошли качественные и нравственные изменения в развитии детей. Они стали внимательнее и заботливее относиться ко всему живому, познакомились с окружающим миром и природой во всей её красоте и многообразии, стали осознавать своё место в нём и активнее включаться в работу по улучшению качества окружающей среды. Также значительно возрос уровень знаний детей о своем родном городе, его структуре и достопримечательностях; интерес к истории, культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система детского и родительского коллективов.  

После изучения и отбора необходимого содержания мною был составлен перспективный план работы для детей и перспективный план по работе с родителями по данной теме, разработаны конспекты занятий, экскурсий, опытов и дидактических игр по ознакомлению с родным городом и с природой родного края. Разработаны экологические и национальные проекты: «Посадим маленький дубок», «Сбережём планету вместе», «Природа нашей Родины». Также мною была создана и актуализирована предметно-развивающая детская среда и презентации: «Мастера Русской земли», «Моя родная улица», «Генеалогическое древо моей семьи», «Дары родной природы».

Педагогический опыт моей работы по направлению патриотического воспитания дошкольников путём ознакомления с родной природой многократно обобщался в стенах детского сада и на методическом объединении среди педагогов нашего города, где я продемонстрировала результаты своей работы по данному направлению.

В 2019 году я стала участником научно-практической конференции с республиканским участием «Образование и воспитание дошкольников в условиях поликультурного региона», где я поделилась своим педагогическим опытом.

В 2021 году принимала участие в семинаре повышения профессионального мастерства педагогических работников, где выступала с докладом по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края». А также была участником Республиканского образовательного форума «Я - воспитатель!

Итогом моей работы стало педагогическое кредо, не наступит такого момента, когда я скажу себе: «Достаточно, ты сделал все, что хотел, больше нечего достигать, не к чему стремиться».

Применяемые мною приёмы в целях приобщения чувства патриотизма дошкольникам в связи с бережным отношением к природе родного края полностью соответствуют современным требованиям стандартов образования.

Таким образом, выбранная система работы помогла развить и приумножить у детей имеющиеся знания и навыки, дала возможность использовать их постоянно и регулярно, пережить радость собственных открытий и побед. Знание окружающего мира и родной природы во всём её прекрасном представлении даёт детям большие возможности для открытого и интересного многостороннего творчества, развивает познавательную активность, успешную самостоятельность, творческое умение планировать, слаженно и продуктивно работать в своём коллективе. Поэтому образование и обучение в нашем детском саду стало ещё более интересным и увлекательным.

Литература.

1. В.Ю.Александрова. «Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий»,-Волгоград: Учитель, 2019.

2. М.Ю.Новицкая. «Патриотическое воспитание в детском саду»,-М:Линка-Пресс,2017.

3. О.Я. Чебан, Л.Л. Бурлакова. «Знакомим дошкольников с народной культурой»,-М.:СФЕРА,2015.

4.К.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет».:Методическое пособие.-М.:ТЦСФЕРА,2015.

5. П.А.Позднякова. «Гражданское воспитание в дошкольном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»,2020.

6.Д.Н. Журавлева. «Проектная деятельность старших дошкольников».-М.:ТЦ-учитель.

7. Е.Г. Шаламова. «Патриотическое воспитание». // Ребенок в детском саду. №5-8.  А.Е. Антонов «Великой победе посвящается». – М.: А,2015.

8.Л.Г.Киреева. «Формирование экологической культуры дошкольников». Учитель.-Волгоград,2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"

Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...

2. Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников

quot;Кто не любит природы, тот не  любитт человека, тот не гражданин" Достоевский Ф.М....

2. Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников

quot;Кто не любит природы, тот не  любитт человека, тот не гражданин" Достоевский Ф.М....

«Экологическое воспитание детей через экологические сказки»

Проект по экологическому воспитанию детей 5-6 лет...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя "МОУ Веневский центр образования №1" структурное подразделение "Детский сад №5"«Патриотическое воспитание детей через знакомство с Малой Родиной»

Обобщённый педагогический опыт воспитателя МОУ  «Веневский центр  образования №1 имени И.И. Мусатова»  структурного  подразделения  «Детский  сад №5&raq...