Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
методическая разработка на тему

Садыкова Матрена Александровна

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не  только теоретический, но и практический интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_vospitatelya_2.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Садыковой Матрены  Александровны по теме:

«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Тема: «Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не  только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое  начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть   утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореолизовать себя как личность,  любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которых дети черпают мордовские нравы, обычаи, и мордовский дух свободы и творчества. Процесс познания и усвоения должен начинать как можно раньше, как образно говорит· народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки. Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.

 Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше  с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры   дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями  мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Задачи:

1. Дать детям общее представление о Мордовской Республике.

2. Познакомить детей с народным творчеством, традициями мордовского народа, знакомство с с обычаями и национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью.

3. Формировать способы и средства познавательной сферы.

4. Содействовать формированию уважительного и внимательного отношения к близким, способности к сопереживанию, воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, учить заботливому отношению к растениям, животным., бережному отношению к окружающему миру .Воспитывать послушание, трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями календарные праздники.

2.Концептуальность.

Важнейшее средство человеческого общения –это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду является развитие речи, речевого общения.

Своеобразием и особенностью опыта является то, что решение задач речевого развития осуществляется в процессе ознакомления детей с народным наследием, а в частности с устным народным творчеством.

Наша работа была направлена на решение следующих задач:

- расширение, обогащение и активизация словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование правильной разговорной речи.

Новизна опыта состоит в создании в группе развивающей среды, включающей элементы русского декоративного – прикладного искусства, пособий в игровых уголках, самодельных кукол в национальных костюмах, различных видов театров.

Новизна: В содержание образовательной работы реализуется программа «Валдоня», но мною внесены некоторые дополнения: это ознакомление с традициями и культурой в соответствии народным календарем. Большое место уделяется формированию общих представлений о природе как о среде обитания человека. Стремление вымолить у окружающей природы и ее сверхъестественных покровителей необходимые жизненные блага. О фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу  связана с цикличностью народного календаря,  изучением обрядов, праздников, и приуроченных  к ним  песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1 года изучить и воспроизводить некоторые  обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.

Программа является  образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям  дошкольного  возраста  получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе  считается  обязательным. Родители  могут  принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых  в творческом  объединении.

Методы и приемы освоения материала: Беседы, чтение, разучивание стихов, песен, рассматривание репродукций картин, художественно-продуктивная деятельность, инсценирование, театрализованная деятельность, труд, праздники, развлечения ..

Результаты работ:

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка,  аппликация), рассматривание иллюстраций.

Результатом данной работы является диагностика.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.

                 В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлен...

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...