Лаврентьева Светлана Фёдоровна

Лаврентьева Светлана Фёдоровна

сайт учителя начальных классов Лаврентьевой Светланы Фёдоровны

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Развитие способностей учащихся

Увлечения: Спорт, прикладное искусство, путешествия.

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: город Саранск

Место работы: МОУ "Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17"

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.
А.П.Чехов

Я хочу быть точкой во вселенной.
Точкою, летящей по простору
С бесконечной скоростью, мгновенно.
С множеством незримых траекторий.
Каждый миг присутствующей всюду.
И ничем, и всем. Простой и тайной
Точкой, неделимой, недоступной.
Точкою без точных очертаний.
Без мотивов и без целей, только
Всё осознавая, видя, чуя…
Я хочу быть маленькою точкой.
До чего же многого хочу я!                                               (Антип Ушкин)

О себе

Родилась в 1969 году в Саранске. Окончила лицей №4 в 1987 году. Затем окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева по специальности "Педагогика и методика начального обучения" в 1991 году. Работаю в школе №24 с августа 1991 года по системе общего развития ребёнка Л.В.Занкова. В 1996 году окончила МГУ им.Н.П.Огарёва по специальности "Бухгалтерский учёт и аудит".  Люблю находиться в кругу своей семьи и радоваться успехам дочери Инны. Люблю детей, свою работу и радуюсь каждому новому дню!!!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Вишнёвый сад" А.П.Чехова,  рассказы М.Зощенко, басни И.А.Крылова и др.

Мой взгляд на мир

Люблю заниматься творчеством, общаться с близкими людьми, отдыхать на природе, посещать театры.

Мои достижения

 

                  1.Тема инновационного педагогического опыта

«Развитие внимания детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе для повышения качества и  прочности знаний, формирования нравственных качеств личности»

2.Актуальность и перспективность опыта

    В последнее время одним из приоритетных направлений Национального проекта образования является повышение качества школьного обучения и воспитания. Ведётся поиск оптимальных путей решения этой проблемы.

Сегодня над вопросом повышения качества обучения учащихся задумывается каждый учитель. Известно, что учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы, а недостаточная сформированность этих процессов вызывает трудности в обучении детей.

Многие проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. Особое беспокойство вызывают проблемы развития внимания. Оно непроизвольное, неустойчивое, носит кратковременный характер. Детям трудно сосредоточиться на задании, часто отвлекаются. Кроме того, из окружающей среды получают массу часто ненужной информации, которая засоряет их память, рассеивает внимание. Конечно, школьные психологи ведут развивающую коррекционную работу, но охватить всех учащихся им просто невозможно. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике «Методики развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности», эта тема особо актуальна.

Бесспорно, каждый учитель использует методы привлечения внимания детей к учебному материалу, программы развивающего обучения содержат в учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс. Новизна идеи заключается в том, чтобы применяя в работе определенные психологические знания, адаптировать их к особенностям процесса обучения младших школьников. Реализации данной проблемы способствует система развивающего обучения Л.В.Занкова, по которой я одной из первых начинала работать и работаю по сей день.

Основная моя работа – формирование и развитие внимания каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, а также формирование универсальных учебных действий.

 

           3.Концептуальность

Внимание само по себе не есть такой психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, творит ли художник, мыслит ли ученый, непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание.

В научной психологии нет единого определения внимания. Оно понимается и как необходимое условие любой психической деятельности, и как самоконтроль, и как состояние человека, и как направленность и сосредоточенность деятельности на реальном или мыслимом объекте.

Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует и оно выступает лишь как сторона другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание есть независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что находясь под постоянным наплывом новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.

   Исследователи, возглавляемые Л.В.Занковым, отмечали, что изучение развития каждого ребенка является неотъемлемой функцией деятельности каждого учителя.

Эта работа убедила меня в том, что необходимо формировать и развивать свойства внимания, опираясь на психологические методики(Гальперина П.Я., Мюнстерберга и др.), опыт видных мастеров-педагогов таких как: Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова, И.П.Волкова, С.Н.Лысенковой.

    4. Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта являются основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование».

     5.Ведущая педагогическая идея   

Ведущая идея – формировать и развивать у учащихся   внимание  сообразно универсальным учебным действиям, способствовать дальнейшему развитию учащихся, их социализации.

       6.Оптимальность и эффективность.

 Стандартные методики я адаптировала к условиям обучения и возрастным особенностям учащихся.

Практическая ценность данного исследования заключена в следующем:

– проведена работа по определению уровня сформированности внимания учащихся и их предметной успешности во 2-м классе (русский язык и математика);

– подобраны, адаптированы к возрастным особенностям учащихся и апробированы стандартные психологические методики для изучения свойств внимания;

– определены приемы и способы достижения качества и прочности знаний учащихся.

Настоящее исследование включало следующие этапы:

1 этап – входная проверка.

2 этап – организация 2-й и 3-ей проверки.

3 этап – анализ и обобщение результатов.

В результате исследования получены следующие данные:

1. Приемы и способы исследования внимания могут быть использованы учителями в своей работе.

2. Разработаны некоторые методические рекомендации, которые способствуют адаптации психологических методик, применяемых на данной ступени обучения.

3. Составлены памятки для родителей.

Реализовать приёмы формирования и развития внимания младших школьников для достижения  качества и прочности знаний мне удаётся при условии постоянного профессионального самосовершенствования (изучение современной психолого-педагогической литературы, систематическое повышение квалификации на курсах ГОУ ДПО(ПС) «МРИО», на различных семинарах, конференциях, посещение уроков учителей города Саранска).                                                                                                                                                                                                                                          

     7.  Результативность опыта

Это исследование помогло мне в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка, и проведения, в случае необходимости, коррекционно-развивающей работы. Оно наметило индивидуальный план работы с учащимися.

В результате проведенной работы была выявлена роль включения специальных упражнений и психологических методик в учебно-воспитательный процесс для формирования внимания учащихся. Это нашло отражение в повышении качества обученности учащихся. В перспективе можно планировать организацию просветительской работы с родителями, учить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни.

В результате проведенной работы было установлено:

1. Дети легче стали воспринимать учебный материал, возросла их учебная активность и как следствие этого, повысилась успеваемость учащихся.

2. Было выявлено, что учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы, чем те, чей уровень развития психических процессов ниже.

3. Кроме того, развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность, у детей формируются такие важные нравственные качества как неравнодушие и отзывчивость, что особо дефицитно в современном обществе.

Анализ результатов исследования позволил выработать некоторые методические рекомендации для учителей и родителей учащихся.

Учащиеся моего класса принимают активное участие и занимают призовые места во всероссийских конкурсах, предметных олимпиадах, исследовательской деятельности.

        8. Представление педагогического опыта

•  Выступления на педагогических советах;

• Выступление на школьных методических объединениях

• Публикации в сборниках, на форумах сообщества учителей начальных классов, на НС портале. 

• Публикация исследовательской работы, статьи, открытые уроки  на сайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Моё портфолио

ФИО: Лаврентьева Светлана Фёдоровна

Дата рождения: 8 октября 1969 года.

Образование: высшее, МГПИ им.М.Е.Евсевьева 1991г.

Специальность: "Педагогика и методика начального обучения"

Место работы: МОУ "Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа  №17" г.о. Саранск

Должность: учитель начальных классов

Общий стаж работы: 27 лет

В МОУ "СОШ №24": 26 лет

В МОУ "ЦО "Тавла" - СОШ №17": 1 год
Квалификационная категория: высшая.
Разряд: 14

Методическая проблема: Исследование результативности применения методов развития познавательных процессов учащихся.Учебная программа: Система общего развития ребёнка Л.В.Занкова, Перспективная начальная школа.

Награды, поощрения, благодарности, звания: Благодарственные письма Главы РМ Н.И.Меркушкина (2011г.), В.Д.Волкова (2016г.), благодарственное письмо мера Саранска П.Н.Тултаева за достойное воспитание дочери (2017г.), благодарственная грамота Секретаря Мордовского Регионального отделения Всероссийской политической Партии "Единая Россия" В.В.Чибиркина за активную гражданскую позицию и личный вклад в развитие гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (2016г.), благодарственное  письмо Администрации МБУДО "ДХШ №1 им.П.Ф.Рябова" за воспитание дочери (2017г.), благодарственное письмо МРИО за проведение практических занятий по обмену опытом  на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (2003г.), благодарственное письмо МРИО за активное участие и проведённый мастер-класс по проблемному обучению на практических занятиях курсов повышения квалификации учителей начальных классов "Обновление содержания начального образования" (2007г.), благодарственное письмо Ректората ГБОУДПО(ПК)С "МРИО" за активное участие и обмен опытом работы на КПК учителей ОРКСЭ по теме "Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ" (2014г.), благодарственное письмо Ректората, кафедры дошкольного и начального образования ГБОУДПО(ПК)С "МРИО" за активное участие и творческий подход к деятельности на курсах повышения квалификации учителей начальных классов "Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях" (2015г.), благодарность директора МОУ "СОШ №24" С,С,Сурайкина за высокое педагогическое мастерство и достигнутые положительные результаты в педагогической деятельности (2016г.). 
Курсы повышения квалификации:
- ГОУ ДПО (ПК) С "МРИО": курсы переподготовки «Информатика и ИКТ в начальной школе» (2009 г.)
- ГОУ ДПО (ПК) С "МРИО": краткосрочное повышение квалификации по программе "Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов"(2011г.).

ГБУ ДПО "МРИО": "Формирование метапредметных УУД средствами системы развивающего обучения Л.В.Занкова", 8 часов, 21 ноября 2013 г.

- ГБОУ ДПО (ПК) С "МРИО": Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", 72 часа, с 06 октября

2014 г. по 18 октября 2014 г.

- ГБОУ ДПО (ПК) С "МРИО": "Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»,  72 часа, с 01 июня 2015 г. по 11 июня 2015 г.

- ГБОУ ДПО (ПК) С "МРИО": "Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»,  72 часа, с 13 марта 2017 г. по 17 апреля 2017 г.

- ФГБОУ ВО «МГПИ им.М.Е.Евсевьева»: «Современные образовательные технологии и инновации в условиях реализации ФГОС НОО», 72 часа, С 8 июня по 19 июня 2017г.

Мои публикации:

Воспитательная работа
Дистанционное обучение
Изобразительное искусство
Математика
Окружающий мир
Психология
Разное
Региональный компонент
Русский язык
Сценарии праздников
Технология
Физкультура
Чтение

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио