Главные вкладки

    Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
    статья по теме

    Лаврентьева Светлана Фёдоровна

     

    Развитие внимания младших школьников

    в учебно-воспитательном процессе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие внимания младших школьников

    в учебно-воспитательном процессе.

    Одним из приоритетных направлений Национального проекта образования является повышение качества школьного обучения и воспитания. Сегодня над вопросом повышения качества обучения учащихся задумывается каждый учитель.

    Актуальность проблемы заключается в том, что в младшем школьном возрасте внимание детей сформировано слабо, носит неустойчивый характер, а это влияет на качество обучения, поэтому учителя в своей практике должны применять методику развития внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    В школе мы часто слышим такое объяснение неудач ученика: «Все ошибки от невнимания».

    Так что же такое – внимание?

    В научной психологии нет единого определения внимания. Оно понимается и как необходимое условие любой психической деятельности, и как самоконтроль, и как состояние человека, и как направленность и сосредоточенность деятельности на реальном или мыслимом объекте.

    Процесс внимания обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом.

    Известно, что в младшем школьном возрасте все эти свойства ещё очень несовершенны, поэтому их необходимо развивать.

    Существуют различные приёмы и способы привлечения и развития внимания. Это использование наглядности (предметы, рисунки, таблицы, схемы и др.), использование «опор» для привлечения и удержания внимания (помощь указки, последовательное открывание заданий, проговаривание слов при письме и др.).  Для тренировки внимания проводятся упражнения на воспроизведение каких-либо образов (узоров, движений, букв, цифр, других знаков или одновременный подсчёт двух-трёх предметов). Другой важный приём развития внимания – сравнение, выявляющее особенности предметов и явлений. Применяются приёмы взаимоконтроля и самоконтроля, где внимание проявляется в планировании,  сличении с образцом, коррекции. Важную роль в развитии способности детей концентрировать своё внимание играет постановка проблемных вопросов, вовлечение учащихся в самостоятельный поиск знаний.

               На уроках я использовала наиболее интересные, эффективные упражнения и задания, направленные на развитие свойств внимания. Например, на уроках русского языка при закреплении темы «Части речи» я использую методику Мюнстерберга и ее различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

                 Пример задания:

    ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЫМЯЧ

    ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР 

    Более простой вариант этого задания: в каждом из данных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем. Например, смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

    На уроках математики использую упражнения на внимание из опыта работы учителей города Москвы. Для этого изготовила около 40 наборов различных знаков, по 6 штук в каждом наборе. На уроке используется один набор (4-6 знаков). Например, такой набор:

     

    Учитель показывает знаки поочередно. Время демонстрации каждого знака 1-2 секунды. После чего он убирается из поля зрения учащихся. После изображения всех знаков дети меняют простой карандаш на цветной. Все знаки одновременно в заданной последовательности демонстрируются на доске.

    Учащиеся сверяют свои работы с образцом, вносят исправления. Подсчитывают количество допущенных ошибок.

    Для увеличения объема внимания детей возможен одновременный показ 5-6 знаков. Время определяется 3-4 секундами. Знаки закрываются. Необходимо зарисовать, как запомнили. Затем сверяют работы с образцом. Проверяется правильность изображения и последовательность.

    Тренируют внимание разнообразные упражнения «Найди пару», «Найди отличия», «Найди лишнее», «Найди недостающее». А также графические диктанты «Узоры из геометрических фигур», «Узоры по клеточкам».

    Для развития устойчивости и перераспределения внимания использую упражнения, принцип которых следующий: ребенку предлагается одновременное выполнение разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (8-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания. Например, детей прошу левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой записывать несложные выражения.

    Другой пример «Счет с помехой». Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается время выполнения задания и число ошибок.

    Другое задание на устный счет.

    7

    3

      2

                         7          4

    5

    9

      5

    1. Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.

    2. Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.

    На уроках чтения с целью выработки распределения внимания раздавала детям листочки с напечатанным текстом и предлагала вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в то же время ставила звукозапись с какой-либо сказкой. Потом следовала взаимопроверка. Проверялось, сколько букв пропущено и что услышано и понято из сказки.

    Для развития устойчивости внимания проводила упражнения «Переплетенные линии».

    Ребенок называет линии у начала (слева), затем прослеживает глазами по этой линии до конца (справа). Называет номер линии у конца (лучше этот номер отмечать). Вписывает свой результат. (Я нашел __ линий. Время работы __ минут). Другие варианты этого задания: по сторонам могут находиться слова, связанные каким-либо свойством (одинаковый состав, близкое или противоположное значение, измененные по грамматическим категориям и т.д.).

    Во время физминуток дети не просто выполняли движения, а делали их в зеркальном отображении.

    Подобные развивающие упражнения представляют собой своеобразный диагностический материал для учителя.

    Для исследования различных свойств внимания я использовала следующие психологические методики: «Цифровые таблицы» Шульте, «Корректурную пробу» Бурдона, «Красно-чёрную» таблицу Горбова, другие психологические методики для определения объёма внимания.

               А для дальнейшего изучения внимания детей планирую использовать методику П.Я.Гальперина и С.Л.Кабылицкой «Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников».

                Развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность, у детей формируются такие важные качества как неравнодушие и отзывчивость, что особо дефицитно в современном обществе.

    Список литературы.

    1.  Артюхова Ирина Сергеевна. «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников» – М.: Чистые пруды, 2008. (Библ. «1-го сентября, сер. «Шк. психолог», вып.21).
    2. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М., 2006.
    3. Ерломаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1980
    4. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М., 1980.
    5. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.
    6. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. Спб.: Знание, 1998.
    7. Начальная школа (газета) 2002 г., №№1, 3, 8, 23, 25, 26; 2007 г. № 10.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

    Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...

    Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

    Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

    В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....