Главные вкладки

    Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
    статья по теме

    Рогатнева Ирина Николаевна

    В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. К концу младшего школьного возраста дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

    Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения детей. Поэтому, развивая различные свойства внимания, можно влиять на повышение успеваемости школьников по разным учебным предметам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в детском возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечения, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

    Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

    Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности.

    Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

    Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определёнными изменениями физического и физиологического состояния организма.

    Нужно отметить, что, несмотря на то, что внимание – это динамическая сторона протекания познавательных процессов, оно обладает вполне определенными свойствами, которые могут быть оценены количественно. Это означает то, что при помощи специальных приемов можно установить, насколько развиты те или иные свойства внимания у человека (ребенка или взрослого).

    Выделяются следующие компоненты внимания: устойчивость;  концентрированность; распределение; переключение; объем. Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Концентрированность характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Объем внимания определяется качеством одномоментно воспринимаемых элементов.

    Следует отметить, что, начиная с первого класса, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. К концу младшего школьного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

    Внимание может быть пассивным (непроизвольным) и активным (произвольным). Факторы, определяющие непроизвольное внимание: интенсивность раздражителя;  качество раздражителя; повторение; внезапность появления объекта; движение объекта; новизна объекта; согласие с наличным содержанием сознания. Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания: первичное внимание, вторичное внимание, постпроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без волевых усилий

    Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов.

    Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности.

    Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Состояние внимания учащихся определяется особенностями преподавания, зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах, – важная форма управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке. Постоянная мыслительная деятельность, поддерживаемая в младших классах многообразными практическими действиями, имеет большое значение для организации внимания. Определенное значение имеет и поддержание оптимального темпа урока.

    Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий. Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание.

    Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. Существует много приемов активизации учебной работы младших школьников. Формирование учебной активизации внимания достигается следующими приемами: Стимулирование учащихся. Почти полное отсутствие замечаний в форме запрещений Разнообразие приемов обучения.

    Таким образом, задача планомерного развития внимания видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.

    В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. К концу младшего школьного возраста дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

    Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения детей. Поэтому, развивая различные свойства внимания, можно влиять на повышение успеваемости школьников по разным учебным предметам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

    Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

    Развитие волевых качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

    Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

    Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе....

    Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

    В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....