Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Витчинова Елена Владимировна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_dukhovno-nravstvennykh_kachestv_ml.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.

        Процесс формирования духовно- нравственных основ личности младшего школьника происходит через  знание и понимание учащимися истоков отечественной,  материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры,  способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты; высокий уровень самосознания, самодисциплины; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей; убежденность в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек; взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания; воспитание экологической культуры.

Хорошо известно, что ведущей для младших школьников является  учебная деятельность – отсюда большая роль  познавательной деятельности в развитии детей. Младшие школьники  любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны,  деятельны и активны по природе . Именно это помогает созданию необходимых условий  для проявления творческой   индивидуальности каждого ученика; интеграции духовно-нравственного воспитания ребёнка через  культуру, литературу, историю, музыку, живопись;  координирования  деятельности  школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

Основными формами  работы с детьми являются  факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, проведение совместных праздников; просмотр  видеофильмов, использование аудиозаписей нравственного содержания; экскурсии, поездки, детская благотворительность, организация совместных мероприятий взрослыми и детьми.

              Из методов  воспитание большое внимание  уделяется игре, игровым приёмам, приданию эмоциональной окраски каждому мероприятию.  Также немаловажное значение имеют и  следующие методы: наглядный, словесный, практический, коммуникативный, проблемный, поисковый  (экскурсии, дидактические игры, чтение литературных произведений , проведение викторин, конкурсов, бесед, аргументирование своего утверждения, создание  взаимоотношений в классе, в школе, в семье, в  обществе)

        Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Каждая семья имеет свои особенности, поэтому с учетом конкретных условий используются наиболее действенные меры нравственного воспитания ребенка. Родители учащихся школы вовлечены  в проведение совместных учебных и внеучебных  мероприятий, родительских лекториев на духовно-нравственные темы, принимают участие в анкетировании и тестировании с целью выявления  ошибок и коррекции духовно-нравственного воспитания в семье.

Такая организация работы  позволяет младшим школьникам  активно включиться в процесс формирования духовно-нравственных основ, что соответствует  их активной и деятельной натуре.

       Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым, поэтому большая роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания учащихся принадлежит начальной школе. Именно в  младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...

Развитие волевых качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе....

Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

«Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию инновационного педагогического проекта на тему «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе».В...