Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного воспитательном процессе."
методическая разработка (2 класс) по теме

Лаврентьева Светлана Фёдоровна

Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc618 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение.

1. Особенности развития внимания младших школьников.

1.1. Характеристика ключевых понятий исследуемой проблемы.

1.2. Формирование внимания у детей.

1.3. Особенности внимания младшего школьника в начальном процессе обучения.

2. Изменение внимания школьников под воздействием процесса обучения.

2.1. Возможные подходы к развитию внимания младших школьников.

2.2. Приемы и способы влияющие на развитие младших школьников.

2.3. Итоги и результаты экспериментально-опытной работы по развитию внимания детей.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

стр.3

стр.6

стр.12

стр.15

стр.18

стр.20

стр.29

стр.40

стр.41

Введение

Данная работа посвящена проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе для повышения качества и прочности знаний учащихся, формирования нравственных качеств личности.

В последнее время одним из приоритетных направлений Национального проекта образования является повышение качества школьного обучения и воспитания. Ведётся поиск оптимальных путей решения этой проблемы.

Сегодня над вопросом повышения качества обучения учащихся задумывается каждый учитель. Известно, что учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы, а недостаточная сформированность этих процессов вызывает трудности в обучении детей.

Многие проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. Особое беспокойство вызывают проблемы развития внимания. Оно непроизвольное, неустойчивое, носит кратковременный характер. Детям трудно сосредоточиться на задании, часто отвлекаются. Кроме того, из окружающей среды получают массу часто ненужной информации, которая засоряет их память, рассеивает внимание. Конечно, школьные психологи ведут развивающую коррекционную работу, но охватить всех учащихся им просто невозможно. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике «Методики развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности», эта тема особо актуальна.

Бесспорно, каждый учитель использует методы привлечения внимания детей к учебному материалу, программы развивающего обучения содержат в учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс. Новизна идеи заключается в том, чтобы применяя в работе определенные психологические знания, адаптировать их к особенностям процесса обучения младших школьников.

Исследователи, возглавляемы Л.В.Занковым, отмечали, что изучение развития каждого ребенка является неотъемлемой функцией деятельности каждого учителя.

Объект моего исследования – образовательный процесс во 2-м классе.

Предмет исследования: изучение внимания учащихся.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и опытным путём проверить влияние применения приемов развития свойств внимания на повышение успешности обучения учащихся.

Задачи исследования:

  1. Изучить специальную литературу.
  2. Определить ключевые понятия исследуемой проблемы.
  3. Организовать диагностические исследования во 2-м классе (входное, второе, третье).
  4. Сравнить результаты педагогического мониторинга на втором году обучения.

Гипотеза исследования: развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, можно достигнуть повышения качества и прочности знаний учащихся. Создания стимулов, для положительной мотивации к обучению, ведущим к преодолению трудностей при переходе учащихся из начального звена в среднее.

Методы исследования:

– сравнительно-сопоставительный анализ литературы по проблеме;

– изучение опыта работы учителей, применяющих в своей практике методики по развитию внимания;

– наблюдение;

– беседы с детьми;

– анкетирование учащихся;

– метод математической статистики;

– изучение и применение психологических методик для изучения свойств внимания.

Стандартные методики я адаптировала к условиям обучения и возрастным особенностям учащихся.

Практическая ценность данного исследования заключена в следующем:

– проведена работа по определению уровня сформированности внимания учащихся и их предметной успешности во 2-м классе (русский язык и математика);

– подобраны, адаптированы к возрастным особенностям учащихся и апробированы стандартные психологические методики для изучения свойств внимания;

– определены приемы и способы достижения качества и прочности знаний учащихся.

Настоящее исследование включало следующие этапы:

1 этап – входная проверка.

2 этап – организация 2-й и 3-ей проверки.

3 этап – анализ и обобщение результатов.

В результате исследования получены следующие данные:

1. Приемы и способы исследования внимания могут быть использованы учителями в своей работе.

2. Разработаны некоторые методические рекомендации, которые способствуют адаптации психологических методик, применяемых на данной ступени обучения.

3. Составлены памятки для родителей.

1. Особенности развития внимания младших школьников.

1.1. Характеристика ключевых понятий исследуемой проблемы.

Для организации и проведения опытно-экспериментальной работы потребовалось изучить и определить ключевые понятия исследуемой проблемы.

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В выделении объекта проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физиологическая основа внимания – механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит на основе установленного И.П.Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга.

Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, значит данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме этого предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление, что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обуславливается переключение внимания с одного объекта на другой.

И.П.Павлов прибегал к образному сравнению для того, объяснить это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющиеся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».[9]

Первоначальная форма внимания – ориентировочный рефлекс, или, как его назвал И.П.Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное. В нем он увидел истоки любознательности как животных, так и человека, вплоть до научной любознательности ученых.

Внимание само по себе не есть такой психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, творит ли художник, мыслит ли ученый, непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание.

В научной психологии нет единого определения внимания. Оно понимается и как необходимое условие любой психической деятельности, и как самоконтроль, и как состояние человека, и как направленность и сосредоточенность деятельности на реальном или мыслимом объекте.

Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует и оно выступает лишь как сторона другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание есть независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что находясь под постоянным наплывом новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим внимание, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. [18]

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении. [26]

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. [18]

Такое множество определений характеризует сложность, многозначность процесса внимания, которое не имеет своего содержания и проявляется в эффективности восприятия, памяти, мышления.

В своей работе мы опираемся на следующее определение: внимание – познавательный психологический процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека, его общения с людьми. [19]

Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых необходим и каждый из которых  играет свою, специфическую роль в жизни.

В число этих видов входят: природное и социально обусловленное, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, непосредственное и опосредствованное внимание.

Природным называют такое внимание человека, которое дано ему с рождения, от природы, которое включается в работу довольно рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Оно не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Уже в конце 1-го месяца жизни ребенок начинает обращать свое внимание на новые раздражители, значит его природное внимание включилось в работу.

Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает и совершенствует в процессе жизни. Например, внимание к предметам и явлениям, представляющим собой достижения человеческой культуры. Это книги, музыка, приборы, а также события, происходящие в обществе.

Непроизвольное – это внимание, которое включается, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия воли человека. Это внимание, которым человек не в состоянии произвольно управлять. Например, неожиданный звук, необычное явление и другое.

Произвольное – это внимание, которое регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. Для того, чтобы удержать внимание на объекте, человек вынужден принимать сознательное решение и прилагать усилия.

Случается и так, что проявив поначалу произвольное внимание к чему-либо и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек вскоре заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нем. В этом случае говорят, что у человека возникло послепроизвольное внимание.

Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено.

Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимание, переключение внимания, отвлечение внимания, концентрация и распределение внимания) регулируются с помощью различного рода дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления вниманием относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определенную сторону, жест и т.п.

Свойствами внимания называются его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем. Каждое из этих свойств, может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может устойчивым и неустойчивым, концентрированным  и рассеянным (распределенным), переключаемым и ригидным, с большим и с малым объемом. Устойчивостью называется такое свойство внимания, которое проявляется в его сохранении в течение достаточно длительного времени на более или менее постоянном уровне. Если внимание человека устойчивое, то он может в течение долгого времени сохранять свою работоспособность и не допускать ошибок.

Концентрацией внимания называет его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чем-либо одном, для формирования образа данного объекта, отвлекаясь от всего остального, что он воспринимает в данный момент времени.

Распределением внимания называется такое его свойство, благодаря которому оно может одновременно удерживаться сразу на нескольких объектах.

Под переключаемостью внимания понимается его способность переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от одного объекта и сосредотачиваться (концентрироваться) на другом объекте. Регидность как противоположное переключаемости свойство проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причем отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же, как и концентрация внимания на новом объекте.

Все указанные свойства внимания представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объемом. Под ним понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени.

По мнению известного психолога П.Я.Гальперина внимание необходимо рассматривать в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявление внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, так как оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Еще более важная роль внимания по отношению к памяти. Здесь внимание принимает участие практически во всех ее процессах: в запоминании, припоминании, узнавании и забывании. При запоминании внимание направлено на тот материал, который человек в данный момент времени запоминает. Если внимание не сосредоточено на воспринимаемом материале, то его человек не может запомнить или запоминает с большим трудом. Если человеку необходимо что-либо вспомнить, то он также должен сосредоточить на этом свое внимание и удерживать его до тех пор, пока припоминаемый материал не будет восстановлен в памяти с должной степенью полноты и точности. Узнавание также происходит вследствие того, что человек удерживает в поле внимания то, что он должен узнать или что связано с узнаваемым материалом. Забывание обычно происходит по причине того, что в течение длительного времени человек не обращает внимания на определенную информацию, хранящуюся в его памяти, не припоминает и практически не пользуется ею. Существенна роль внимания в процессах воображения и мышления. Пытаясь представить себе что-либо, мысленно человек все время должен удерживать это представляемое в сфере внимания. Например, чтобы решить задачу, человек, во-первых, должен удерживать в сфере внимания условия задачи, во-вторых – процесс и промежуточные результаты ее решения.

Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и ее активизации.

Внимание играет важную роль в управлении поведением человека. Разумное поведение человека является целенаправленным. Необходимо удерживать во внимании цель поведения и сознательно, а значит внимательно, контролировать все действия. Особенно существенна роль внимания в тех процессах поведения, которые имеют внутренний характер и включают в себя умственное планирование поведения. Сознательный контроль поведения невозможен при отсутствии внимания.

Велика роль внимания в человеческих взаимоотношениях. Вступая в общении с людьми, человек, помня о своей цели, должен правильно оценить другого человека как личность. Одновременно нужно слушать и понимать другого человека, наблюдать за его поведением, воспринимать и правильно оценивать его реакции. Всё это требует повышенного внимания, проявления всех его свойств.

Развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или по отдельным свойствам – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объема. Под развитием внимания также понимают переход от более простых к более сложным видам, от врожденных к приобретенным его видам.

Рассмотрев необходимые для исследования ключевые понятия, проследим, как развивается внимание детей от рождения до младшего школьного возраста.

1.2. Формирование внимания у детей

При воздействии сильных и внезапных раздражителей у новорожденного ребенка наблюдается вздрагивание, изменение частоты пульса и дыхания, прекращение сосательных движений. Это есть первые проявления реагирования на новизну – ориентировочной реакции. В ней отражаются индивидуальные особенности центральной нервной системы ребенка.

С каждым днем разнообразие воздействий растет. По мере физиологического созревания и под влиянием внешней среды вырабатываются условно-рефлекторные реакции, и разворачивается целостная система ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. Он уже может поворачивать голову в сторону шума, тянуться ручками к привлекательному предмету, отталкивать неприятное.

Важное значение для развития внимания имеет общение ребенка со взрослыми, особенно в первые месяцы жизни. Развитие внимания в младенчестве идет от недифференцированного и оборонительного его характера в первые дни жизни к формирования избирательного «сосредоточения» в период от 2,5 до 3 месяцев. Здесь велика роль единства в направлении зрительного внимания ребенка и взрослого в их общении.

Ученые отмечают поразительную скорость, с которой мать и младенец следуют за изменениями направленности внимания друг друга и согласовано обращаются к общим конкретным фокусам внимания – к бутылочке с молоком, к игрушкам, к другим людям. В результате такой «сонаправленности» внимания в общении со взрослым, наблюдений за действиями взрослого с окружающими предметами, совместных игр и разговоров внимание ребенка приобретает предвидящий и предсказывающий характер.

Возраст 2-3 месяца считается критическим для развития внимания, так как обнаруживаются значительные индивидуальные различия привыкания к стимулу – учащения ориентировочной реакции, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы и с приобретенным опытом.

На 2-3 месяце жизни внимание ребенка более всего привлекает человек. Это положение главного, наиболее сильного действующего объекта – человека сохраняется на протяжении всего первого года жизни. На втором году, когда ребенок овладевает ходьбой, круг предметов, привлекающих его внимание, резко увеличивается. Затем, особенно после 2-х лет, внимание ребенка уже активно направляется на новый объект. При этом сосредоточение внимания на словах взрослого становится необходимым условием развития слушания, а затем и собственной речи ребенка.

Развитие внимания ребенка в более позднем возрасте – от 3 до  10 представляет собой сложный процесс с периодами ломки установившихся отношений и становления новых систем.

Так у детей в возрасте от 3 до 7 лет для возбуждения внимания были эффективны эмоционально значимые стимулы. Лишь к 9-10-ти летнему возрасту эффективность нейтральных стимулов начинает преобладать и приближаться к уровню взрослых, что отражает интеллектуализацию внимания – совершенствование способностей к выделению более широкого набора признаков разного качества и сложности за счет развития мышления.

У 3-4 летних детей при появлении нового стимула сложившаяся система связей не нарушается, и механизм ориентировочной реакции, поддерживаемый эмоциональной активацией, осуществляет поиск аналогий в памяти.

В 9-10 лет к этому способу добавляется новый. Это ведет к более оперативной и эффективной обработке новой информации с включением большего количества систем исследования новизны.

Внимание 3-4 летних детей плохо подвергается внешнему управлению с помощью словесных приказов и определяется, главным образом, непосредственными признаками раздражителя. Все знают, как трудно отвлечь 3-летнего ребенка от яркого, привлекательного зрелища. В 6-7 лет внимание ребенка становится более управляемым, послушным, а к 9-10 годам оно приобретает дифференцированный и адекватный заданию характер.

Однако в этом возрасте внешняя словесная инструкция становится уже менее значимой, чем в 6-7- лет. Так как к 9-10 годам собственные внутренние механизмы начинают играть существенную роль в поддержании и динамике внимания. Ребенок сам ставит вопросы и организует свою познавательную деятельность. Постепенно, по мере накопления знаний и опыта, происходит переход к целенаправленной и организованной стратегии исследования.

В дошкольном и младшем школьном возрасте важную роль играет также появление и усиление произвольности в управлении вниманием, что является одним из важнейших условий успешности обучения в школе. Непроизвольное внимание малышей становится у дошкольников и у младших школьников все более управляемым, начинает регулироваться более осознанно и подчиняться сознательно поставленным целям.

Остановимся на этом подробнее.

1.3. Особенности внимания младшего школьника в начальном периоде обучения.

Фактически все познавательные процессы начинаются с внимания, которое определяет, что из окружающего мира выделит, увидит, услышит, запомнит ребенок, что и как войдет в систему его знаний. По образному выражению педагога К.Д.Ушинского, внимание – есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в сознание человека из окружающего мира.

Известно, что в младшем школьном возрасте развиваются все свойства внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции обучение невозможно.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. В первое время обучения у младших школьников, как и у дошкольников, преобладает непроизвольное внимание.

Поэтому задачей первостепенной важности для учителя является развитие произвольного внимания школьников, условием их дальнейшей успешной деятельности.

В начале обучения внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешнее впечатление захватывает учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей, событий, явлений, затрудняет контроль над своей деятельностью.

Другие свойства внимания также еще очень несовершенны. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, всего 2-3 знака. Менее развито и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать. Но уже ко 2-му классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если организовать учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела так, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий.

В начале обучения у младших школьников проявляется и большая неустойчивость внимания (10-20 минут). Следует помнить, что в первом и втором классах устойчивость внимания выше при выполнении детьми внешних действий и ниже, при выполнении умственных. Поэтому методисты рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков, чертежей.

Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. В начале обучения у них еще не сформированы учебные умения и навыки, что мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому. Только совершенствование деятельности учения уже ко второму классу приводит к формированию у детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой. Следует заметить, здесь ярко проявляются индивидуальные особенности человека. Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, то есть с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания. Итак, развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.

Развитие разных свойств может быть как относительно независимым, так и взаимосвязанным. Свойства внимания учащихся могут быть развиты в разной степени. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие дети быстро переключаются на другой вид  деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. А у третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются «невнимательные» ученики, концентрирующие свое внимание на чем угодно, только не на изучаемом предмете – на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на чем-нибудь. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правила и упражнения, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к сегодняшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных.

Для большинства невнимательных младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.

Следовательно, педагогам необходимо систематически включать в учебный материал упражнения, развивающие отдельные свойства внимания. Знать и владеть приемами для его развития.

Рассмотрим различные подходы психологов и педагогов к развитию внимания детей младшего школьного возраста.

2. Изменение внимания школьников под воздействием процесса обучения.

2.1. Возможные подходы к развитию внимания младших школьников.

Под руководством психолога П.Я.Гальперина был разработан оригинальный метод развития внимания через овладение средствами организации. Обучение самоконтролю школьников 3-го класса, отличившихся невниманием в письменных работах по русскому языку, проводилось на материале учебных письменных работ и различных заданий на внимание. Было установлено, что ошибки учащихся порождены не незнанием правил, а неумением сравнивать свою работу с эталоном. Психологом был выяснен состав и последовательность операций по проверке слов, выделен контроль «по смыслу» (правильность употребления слов) и «по написанию» (правильность орфографии), составлено правило проверки. Это правило предлагалось учащемуся в записи на карточке. Разделение текста на слова или слоги вначале производилось им при помощи отчеркивания карандашом, затем следовало их отчетливое произнесение и оценка. После ее освоения самоконтроль осуществлялся в форме громкой речи, затем шепотом и наконец «про себя» под контролем экспериментатора по отдельным операциям (по результатам применения отдельных правил). После отработки всех этапов самоконтроль осуществлялся по правильности конечного ответа.

В результате обучения деятельность, первоначально развернутая во внешнем плане, предусматривающая этапы планирования, коррекции и контроля, выполняемая в контакте с учителем, постепенно свертывалась и переходила во внутренний план, превращалась в действие самоконтроля. Самоконтроль становился обобщенным, сокращенным и автоматизированным, школьники стали внимательнее, повысилась их успеваемость.

Разработанный П.Я.Гальпериным метод был использован учительницей С.С.Левитиной при организации самостоятельной работы учащихся IV класса с программированным учебником по русскому языку. Она считает, что учебник позволяет планировать действие контроля, действовать в соответствии с планом и постоянно производить операцию сличения с образцом. Но для реализации заложенных в учебнике возможностей необходимо регламентировать действия учащихся инструкцией, которая должна поэтапно отрабатываться вместе с учителем. [10]

Практика показывает, что организуя умственную деятельность учащихся как совокупность хорошо отработанных операций, применяемых  в заранее определенных ситуациях, можно обеспечить быстрое достижение хорошего учебного результата. Но при этом ученики смогут воспроизводить лишь то, что в них вложено. Существует другой, более трудный, но и более плодотворный путь развития самостоятельного творческого мышления, способного открывать новое, приходить к новым обобщениям.

Отмечая две тенденции в обучении – научение, тренировку навыков и руководство самостоятельными проявлениями познавательной активности, – известный психолог С.Л.Рубинштейн считал, что ведущим является второй путь воспитания.

Опыт лучших педагогов показывает, что они стремятся развивать внимание в творческих процессах путем стимуляции исследовательской активности учащихся. Они приходят к мысли о необходимости включения в программу обучения «уроков открытых мыслей» (В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов), игр в литературных персонажей (Ш.А.Амонашвили), систем творческих заданий (И.П.Волков). Учителя-новаторы стремятся к созданию творческого климата, обеспечивают самостоятельное творческое исследование и решение проблем учащимися в ситуации поощрения самого творческого поиска.

Психологами разработаны основы проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.), в котором процесс усвоения новых знаний осуществляется как субъективное их открытие учащимися с помощью преподавателя. Высшим уровнем проблемного обучения является творческое обучение, в котором учащиеся активно участвуют в поиске и формулировании проблем, затем в их решении. Примером творческого обучения может быть руководство творческим поиском учащегося, когда решение проблемы разбивается учителем на ряд подпроблем – ступеней, решение которых ученик находит самостоятельно. Другим примером является организация специальной тренировки в решении как можно более разнообразных задач, в их постановке, в открытии информации, ее трансформации. При этом определяется последовательность выдвижения идей, способы их комбинаций. Используются направляющие вопросы: «Что будет, если это увеличить, уменьшить, повернуть?» Английский психолог Эд. де Боно считает, что активные творческие возможности человека, позволяющие преодолевать сложившиеся стереотипы и шаблоны, состоят в умении избирательно направлять внимание при исследовании любой ситуации. Это умение достигается через овладение целостной системой мыслительных операций – организации внимания в процессе в процессе исследования и решения проблем.

2.2. Приемы и способы развития внимания на начальных этапах обучения

Дошкольников привлекает все яркое, броское, эмоционально окрашенное. В связи с этим обучение в период дошкольного детства должно быть занимательным и непринужденным, основанным на игре, на действиях с предметами и опираться, главным образом, на непроизвольное внимание. Хорошо помогает использование наглядности: ярких предметов, картинок, рисунков, таблиц.

Элементы такого обучения сохраняются и в первых классах, так как объем внимания еще мал, а ребенок не способен к самостоятельному объединению предметов и явлений по смыслу. Помогает использование «опор» для внимания –  помощь указки при рассматривании картинки или чтении, последовательное открывание слов, примеров, проговаривание слов при письме. Важно ограничить число одновременно выполняемых действий. Например, при проверке выполненного задания необходимо отделить проверку каждого правила и показать как осуществлять эту проверку. Сначала такие действия учащиеся должен проводить вместе с учителем, а затем самостоятельно, с постепенным их усложнением.

Часто детям бывает трудно переходить от яркой, доступной наглядности и более серьезному материалу, когда надо строить самостоятельно свои суждения. В этом случае мне помогают различные схемы. Отвечая на вопросы учителя, дети постепенно заполняют таблицу, цель которой – представить наглядно схему объяснения элементов задачи: условий, вопроса, решения и ответа.

Затем проводится работа по схеме. Составляются и решаются задачи коллективно и индивидуально. Ученик отвечает на вопрос, пользуясь такой схемой. (Из опыта учительницы С.Н.Лысенковой). При этом его внимание направлено не на запоминание и воспроизведение заученного, а на понимание причинно-следственных связей.

Для диагностики и коррекции нарушений внимания разработаны специальные упражнения, основанные на точном воспроизведении каких-либо заданных образов: геометрических узоров, движений учителя, определенной последовательности букв, цифр или слов, арифметических действий. Хорошие результаты для тренировки внимания дает одновременный подсчет двух, трех и более предметов на специальных таблицах или в реальных жизненных ситуациях. Например, дети подсчитывают число встретившихся им на прогулке машин. Необходимо, чтобы все виды тренировок заинтересовали ребенка, иначе будут препятствовать развитию внимания.

Младшие школьники часто не имеют четких представлений о предметах, не умеют называть их части, основные свойства. Еще большую трудность вызывают незнакомые предметы. В этом случае необходимо подсказать ребенку пропущенные моменты. Часто описание предметов бывает неполным из-за отсутствия необходимых слов в словаре ребенка. Например, дети часто не употребляют такие слова, как бесцветный, хрупкий, прозрачный, шероховатый и .т.п. Пополнение их словаря различными определениями помогает развитию внимания и наблюдательности.

Другой важнейший прием развития внимания – это сравнение, открывающее особенности предметов и явлений. Иногда дети просто перечисляют детали предметов. Или сопоставляют, но значительно легче называют различие свойств, чем их сходство.

При развитии умения сравнивать хорошо помогает привлечение третьего предмета, отличающегося от обоих. Постепенно овладевая мыслительной операцией сравнения дети начинают регулировать свое внимание, направлять свою исследовательскую активность от непосредственного восприятия к выделению в предметах  существенных сторон. При этом особенное значение имеет правильная постановка вопросов. От их содержания зависит организация мыслительной деятельности человека, уровень его исследовательской активности.

Учителя-новаторы (С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.) используют такую организацию уроков, которая позволяет передать функцию контролера самим ученикам. Они развивают различные формы взаимоконтроля, которые осуществляются под общим руководством учителя и по данному им эталону. Роль внимания здесь выражается в самых разнообразных проявлениях самоконтроля: планировании, сличении с образцом и коррекции. В соответствии с этим оказываются весьма эффективны и тренировка отдельных свойств внимания с помощью различных корректурных проб, и метод поэтапного формирования самоконтроля.

Но для развития продуктивных форм исследовательской активности этих методов недостаточно. Необходима такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. При таком обучении развитие познавательных процессов осуществляется целостно.

На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работ на другой. Для организации внимания учащихся на уроке можно дать некоторые рекомендации начинающему учителю. Приложение 1.

Наблюдая, я заметила, что по сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление – сильный отвлекающий фактор.

Уровень внимания во многом зависит от слаженной работы всех его составляющих: концентрированности, объема, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося.

Из всего сказанного следует, что учителя в своей работе должны решать следующие задачи:

– развивать интеллектуальные способности учащихся на основе развития внимания;

– научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;

– содействовать развитию произвольного внимания;

– углублять и расширять концентрированность внимания, его объем и устойчивость;

– учить ребенка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса. [2]

Решение поставленных задач будет эффективным только при систематической работе, направленной на внедрение в учебный материал упражнений, развивающих отдельные свойства внимания.

Следует учитывать, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален. Остальные свойства внимания можно и нужно тренировать.

Такую работу, следуя рекомендациям психологов, я провожу по двум направлениям:

1. Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания.

2. Используя упражнения, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Из всего предложенного материала, я отбирала наиболее интересные, эффективные упражнения и задания для работы с младшими школьниками.

Продолжительность упражнений колеблется от  2 до 10 минут. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения включать его в определенную часть урока: организационный момент, этап повторения и закрепления знаний, физкультминутку или итог урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению, проверке уже изученного; помогают разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока.

Например, на уроках русского языка при закреплении темы «Части речи» я использую методику Мюнстерберга и ее различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ

БРПТЯЖЕЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА

АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ

Примеры других буквенных текстов даны в приложении 2. Более простой вариант этого задания: в каждом из данных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем. Например, смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Эффективно развивает внимание упражнение «Корректура». Детям предлагается несколько записанных предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветной ручкой. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки ручкой другого цвета. Возможно проведение работы в парах.

На уроках математики использую упражнения на внимание из опыта работы учителей города Москвы. Для этого изготовила около 40 наборов различных знаков, по 6 штук в каждом наборе. На уроке используется один набор (4-6 знаков). Приложение 3.

Учитель показывает знаки поочередно. Время демонстрации каждого знака 1-2 секунды. После чего он убирается из поля зрения учащихся. После изображения всех знаков дети меняют простой карандаш на цветной. Все знаки одновременно в заданной последовательности демонстрируются на доске. Учащиеся сверяют свои работы с образцом, вносят исправления. Подсчитывают количество допущенных ошибок.

Для увеличения объема внимания детей возможен одновременный показ 5-6 знаков. Время определяется 3-4 секундами. Знаки закрываются. Необходимо зарисовать, как запомнили. Затем сверяют работы с образцом. Проверяется правильность изображения и последовательность.

Тренируют внимание разнообразные упражнения «Найди пару», «Найди отличия», «Найди лишнее», «Найди недостающее». А также графические диктанты «Узоры из геометрических фигур», «Узоры по клеточкам».

Приведу ряд упражнений для развития устойчивости и перераспределения внимания. Основной их принцип следующий: ребенку предлагается одновременное выполнение разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Например, детей прошу левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные выражения.

Другой пример «Счет с помехой». Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается время выполнения задания и число ошибок.

Устный счет, развивающий устойчивость и распределение внимания. Игра «Веселый счет»

12

14

15

17

13

20

18

15

18

11

19

20

17

16

13

16

12

19

11

14

1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, а затем красным.

2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным.

3. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.

Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.

Другие задания на устный счет.

Задание 1.

7

3

  2

                     7          4

5

9

  5

1. Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.

2. Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.

Задание 2.

7

1

   3

  4

       3          7           6

1

5

4

2

Найди:

1) сумму чисел, которые встречаются два-три раза. Запиши ее в первом квадрате;

2) сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши ее во втором квадрате;

3) разность чисел. Запиши ее в третьем квадрате.

На уроках чтения с целью выработки распределения внимания раздавала детям листочки с напечатанным текстом и предлагала вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в то же время ставила звукозапись с какой-либо сказкой. Потом следовала взаимопроверка. Проверялось, сколько букв пропущено и что услышано и понято из сказки. Для развития устойчивости внимания проводила упражнения «Переплетенные линии». Приложение 4.

Ребенок называет линии у начала (слева), затем прослеживает глазами по этой линии до конца (справа). Называет номер линии у конца (лучше этот номер отмечать). Вписывает свой результат. (Я нашел __ линий. Время работы __ минут). Другие варианты этого задания: по сторонам могут находиться слова, связанные каким-либо свойством (одинаковый состав, близкое или противоположное значение, измененные по грамматическим категориям и т.д.)

Во время физминуток дети не просто выполняли движения, а делали их в зеркальном отображении.

Развивающие упражнения можно применять и во внеурочной деятельности, придавая ей игровой характер. Следует заметить, что развивающие упражнения, нацеленные на формирование тех или иных свойств внимания, представляют собой своеобразный диагностический материал для учителя.

На следующем этапе работы я планирую провести просветительскую работу с родителями: показать им необходимость помощи своим детям не просто при выполнении домашнего задания, но и в общем развитии ребенка; учить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни. С этой целью для родителей рекомендованы следующие памятки. Приложение 5.

Методика развития внимания опирается на следующие принципы:

1. Деятельности – любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

2. Психологической комфортности – ребенок не должен чувствовать свои неудачи;

3. Сотрудничества – педагога со школьной психологической службой и родителями;

4. Индивидуальности – необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах;

5. Последовательности – предлагать упражнения начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

6. Поэтапности – сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объема и концентрироваться внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности.

(варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, так как психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);

7. Цикличности – включать развивающие упражнения определенными циклами, продолжительность которых составляет в среднем 2 месяца. Эти циклы повторять в течении учебного года 2-3 раза.

2.3. Итоги и результаты экспериментально-опытной работы по развитию внимания детей

Для исследования различных свойств внимания я использовала следующие психологические методики:

1. Таблицы немецкого психолога Шульте (концентрация, распределение, устойчивость внимания).

2. «Корректурная проба» тест французского психолога Бурдона.

3. «Красно-черную» таблицу Горбова. (для определения переключаемости и распределения внимания)

А для дальнейшего изучения внимания детей планирую использовать методику П.Я.Гальперина и С.Л.Кабылицкой «Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников». Приложение 6.

Следует отметить, что при проведении опытно-экспериментальной работы возникли следующие трудности:

– Изучение отдельных свойств внимания учащихся по психологическим методикам процесс достаточно трудоемкий, требующий много времени, это приводит к необходимости использования различных модификаций этих методик;

– не разработана возрастная шкала уровней развития свойств внимания учащихся, иногда указана лишь примерная норма развития младших школьников, поэтому определив первоначальный уровень развития внимания учеников, в дальнейшем, после применения специальных упражнений, необходимо опираться на изменения индивидуальных показателей уровней внимания  ребенка.

Раскроем содержание каждой  используемой методики.

Методика «Цифровые таблицы»

Методика оценки распределения и устойчивости внимания.

На рисунках а, б, в, г, д приведены пять черно-белых таблиц, в клетках которых в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает подряд все пять таблиц и в каждой из них находит и указывает все цифры от 1 до 25. Определяется, сколько времени потребуется на решение этой задачи с каждой таблицей. Сумма времени, затраченного на все таблицы, делится на число просмотренных таблиц и в результате получается средний показатель времени решения поставленной задачи с одной таблицей. Это и будет показатель распределения внимания.

Для оценки результатов распределения внимания была установлена следующая шкала:

Среднее время, затраченное

на каждую таблицу                                      Уровень

– менее 1 минуты                                          высокий                                    

– от 1 мин до 1 мин 15 сек                            средний

– свыше 1 мин 15 сек                                     низкий

Для того, чтобы определить устойчивость внимания, необходимо сравнить время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если это время от первой до пятой таблицы меняется незначительно, т.е. разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 с, то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

             Рис.а                                  Рис.б                                    Рис.в

             Рис.г                                                        Рис.д

Методика «Определение Объема внимания».

Цель: определение объема внимания.

Инструкция: Рассмотреть расположение точек и перенести их на свой бланк.

Процедура проведения исследования: Испытуемым на короткий срок (1 с) предъявляется по одной из восьми карточек с изображениями 2-9 точек. Каждая карточка экспонируется дважды. Затем на бланке испытуемый отмечает расположение точек. На воспроизведение 2-5 точек дается 10 с, 6-7 точек – 15 с, 8-9 точек по 20 с.

Анализ результатов: Выбирается две карточки с самым большим количеством правильно поставленных точек.

I – 3 точки на 2-х карточках;

II – 4-5 точек на двух карточках;

III – 6-8 точек на 2-х карточках;

IV – 9 точек на 2-х карточках;

V – 10 точек на 2-х карточках;

VI – 11-12 точек на 2-х карточках;

VII – 13-14 точек на 2-х карточках;

VIII – 15 точек на 2-х карточках;

IX – 16 точек на 2-х карточках.

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания; VIII и IX – о большом, промежуточные о среднем.

Корректировка норм. I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III и  IV – средний, V – о большом.

Определение объема внимания.

Необходимо заготовить 4 карточки, каждую на листе картона размером 30х20 см. На одной в горизонтальном ряду изобразить 7 различных знаков, на другой столько же коротких слов, на третьей – столько же цифр (в случайном порядке). Предупредив испытуемых быть внимательными, быстро показываем им поочередно каждую таблицу (5 сек). После показа каждой нужно делать паузу, чтобы дети записали то, что увидели.

Объем             Уровень

7 знаков          высокий

4-6 знаков       средний

1-3 знака         низкий

Я использовала такие карточки:

ДОМ  СНЕГ  ОКНО  ЛУНА  КОТ  ЗВЕЗДА  СОБАЧКА

9   7   4   5   3   1   8   2

Определение переключения и распределения внимания

Квадрат (18х18 см) разделен на 36 одинаковых квадратиков (3х3 см). В них в случайном порядке расположены 18 черных чисел от 1 до 18 красных чисел от 1 до 18. Занятие проводится индивидуально с каждым учеником. Испытуемый попеременно называет и показывает черные и красные числа: черные – в возрастающем порядке (от 1 до 18), красные – в убывающем (от 18 до 1). Счет и показ идет таким образом: «Черное 1, красное 18, черное 2, красное 17, черное 3, красное 16 и т.д. Учитывая время выполнения задания и количество ошибок определяется уровень переключения внимания.

Для выявления уровня концентрации внимания учащихся проведено следующее исследование.

Учитель помещает на доску таблицу:

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39

В эту таблицу в случайном порядке внесены числа от 1 до 40. При этом 15 чисел пропущено (3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38).

Детям дается инструкция: Ваша задача заключается в том, чтобы отыскать пропущенные в таблице числа и по порядку записать себе на лист в течение 3 минут.

Каждое правильно найденное число дает 1 балл.

Уровень                Всего найдено

Высокий               13-15 чисел

Средний                9-12 чисел

Низкий                  1-8 чисел.

Определение концентрации внимания «Поработаем корректорами».

Это модификация известного диагностического и развивающего приема «Корректурная проба».

Ребенку предлагаем находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Текст для младших школьников необходимо использовать с крупным шрифтом.

Время выполнения – 1 минута.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания для младших школьников – четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков – слабая концентрация.

Шкала оценки:      0-2 пропуска – высокий уровень

                                3-4 пропуска – средний уровень

                                 Более 4-х процентов – низкий уровень

Задание можно усложнить: одновременно отыскивать две буквы; одну зачеркивать, вторую подчеркивать; на одной строке буквы обведем кружочком, на второй отметим галочкой и т.п.

Тест «Найди букву».

Как можно быстрее без пропусков в любом наборе букв или тексте с подходящим шрифтом необходимо найти и зачеркнуть какую-либо часто встречающуюся букву. Успешность выполнения оценивается по затраченному времени и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность.

Изучив психологические основы процесса внимания, апробировав в практике развивающего обучения упражнения по развитию и совершенствованию отдельных его свойств, с помощью психологических методик мною были исследованы различные свойства внимания учащихся.

В течение второго года обучения было проведено три обследования.

Первое (входная проверка) в сентябре. Его цель – определить исходный уровень развития свойств внимания учащихся на начало второго года обучения. Определить, как у детей сформированы предпосылки готовности к овладению новыми учебными знаниями и умениями.

Тестирование учащихся класса проводилось по описанным выше психологическим методикам, которые мы адаптировали к возрастным особенностям учащихся. Для обследования каждого свойства внимания была определена оценочная шкала уровней развития (высокий, средний, низкий), соответствующая данному возрасту ребенка.

Это обследование помогло мне в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка, и проведения, в случае необходимости, коррекционно-развивающей работы. Оно наметило индивидуальный план работы с учащимися.

Результаты входной проверки показали, что из 22 человек 2-е учащихся имеют достаточно хороший объем внимания (7 знаков, 13-14 верно поставленных точек на двух картинках), это высокий уровень, 14 человек (4-6 знаков, 8-9 точек на двух карточках) – это средний уровень, 6 человек обладают малым объемом (2-3 знака, 2-4 точки на двух карточках) – низкий уровень.

В ходе обследования выяснилось, что только 1 ученик имеет высокий уровень устойчивости внимания, 7 человек средний и большинство учащихся – 14 человек имеют низкий уровень устойчивости своего внимания. Уровень концентрации и распределения внимания у учащихся класса также невысок. Лишь 2 ученика имеют высокий уровень концентрации и распределения внимания, 6 детей – средний, 14 человек – низкий уровень развития этого процесса.

Таблицы результатов даны ниже.

Второе обследование развития названных свойств внимания учащихся проводилось  в конце I полугодия (декабрь) с помощью тех же психологических методик и их модификаций. Из приведенной ниже таблицы видно, что немного улучшились показатели развития всех изучаемых свойств внимания. Возрос уровень концентрации и распределения внимания, улучшилась устойчивость, увеличился объем. Эксперимент показал, что уже первичное использование специальных упражнений на развитие внимание стимулирует учащихся к учебной деятельности и ориентирует их на дальнейшую работу. Дети с легкостью и желанием выполняют учебные задания, что вызывает положительную мотивацию к обучению.

Третье обследование было проведено в конце учебного года. Методики использовались те же самые, свойства внимания изучались те же. Цель этой проверки: определить уровень развития свойств внимания к концу учебного года, установить динамику изменения этих свойств в течение года.

Было выявлено, что объем внимания большинства учеников увеличился. Если на начало 2 класса составлял 2-4 знака, то к концу года 5-6 знаков. Это хороший результат.

Постепенно повышается и устойчивость внимания. Уровень концентрации и распределения внимания постепенно возрос.

Наилучший показатель по классу имеет объем внимания, затем устойчивость, концентрация и распределение внимания.

Результаты проведенного исследования приведены в таблицах.

1) Уровень концентрации и распределения внимания:

Уровень

Входное

обследование

На конец I полугодия (2-е)

На конец учебного года (3-е)

Высокий

2

4

6

Средний

6

6

5

Низкий

14

12

11

2) Устойчивость

Уровень

Входное

обследование

На конец I полугодия (2-е)

На конец учебного года (3-е)

Высокий

1

4

6

Средний

7

6

6

Низкий

14

12

10

3) Объем

Уровень

Входное

обследование

На конец I полугодия (2-е)

На конец учебного года (3-е)

Высокий

2

5

7

Средний

14

13

12

Низкий

6

5

3

Итоговая проверка свидетельствует о постепенном повышении уровня всех свойств внимания учащихся.

Далее рассмотрим как это повлияло на обученность второклассников по математике и русскому языку.

Результаты проведенной работы свидетельствуют, что развитие качеств внимания отразилось на повышении уровня успеваемости учащихся.

Это можно проследить по результатам итоговых контрольных работ:

Математика

Время проведения

Кол-во уч-ся выполнявших работу

5

4

3

2

% выполнения

% качества

Средний балл

Входная работа (сентябрь)

22 чел

6

9

6

1

95

68

3,9

Итоговая за I полугодие (декабрь)

21 чел

9

6

6

-

100

71

4,1

Итоговая за год (май)

19 чел

7

9

3

-

100

84

4,2

Русский язык

Время проведения

Кол-во уч-ся выполнявших работу

5

4

3

2

% выполнения

% качества

Средний балл

Входная работа (сентябрь)

22 чел

6

6

6

4

82

54,5

3,6

Итоговая за I полугодие (декабрь)

21 чел

7

8

6

-

100

71

4,0

Итоговая за год (май)

20 чел

8

7

5

-

100

75

4,1

Как видно из таблиц, процент качества обученности учащихся по данным предметам постепенно увеличивается. Если в результате выполнения входной работы по математике он составлял 68%, то в конце первого полугодия он возрос до 71%, а к концу года уже стал равен 84%.

Тенденция увеличения качества знаний второклассников прослеживается и по русскому языку. При входной работе он составлял 54,5%, итоговой работе за первое полугодие поднялся до 71% и в результате выполнения итоговой контрольной работы за год процент качества возрос до 75%..

Представлен мониторинг качества обученности учащихся второго класса.

По математике

По русскому языку

В результате проведенной работы было установлено:

1. Дети легче стали воспринимать учебный материал, возросла их учебная активность и как следствие этого, повысилась успеваемость учащихся.

2. Было выявлено, что учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы, чем те, чей уровень развития психических процессов ниже.

3. Кроме того, развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность, у детей формируются такие важные нравственные качества как неравнодушие и отзывчивость, что особо дефицитно в современном обществе.

Анализ результатов исследования позволил выработать некоторые методические рекомендации для учителей и родителей учащихся.

Заключение

В процессе исследования проблемы развития внимания младших школьников было установлено, что внимание – это познавательный психологический процесс, обладающий пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объемом.

Для развития этих свойств были избраны различные приемы и способы, исходя из различных подходов к обучению детей данного возраста.

В результате проведенной работы была выявлена роль включения специальных упражнений и психологических методик в учебно-воспитательный процесс для формирования внимания учащихся. Это нашло отражение в повышении качества обученности учащихся.

Предлагаемые в данной экспериментально-опытной работе упражнения и методики, на наш взгляд, должны внедряться в учебно-воспитательный процесс. С этой целью в работе дано описание методик и методические рекомендации по их использованию.

Работа имеет практическую направленность и представляет ценность для учителей и родителей при организации учебной и домашней работы с учащимися по развитию их внимания, организованности и целенаправленности деятельности. В перспективе можно планировать организацию просветительской работы с родителями, учить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни.

Список использованных источников

  1. Артюхова Ирина Сергеевна. «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников» – М.: Чистые пруды, 2008. (Библ. «1-го сентября, сер. «Шк. Психолог», вып.21).
  2. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М., 2006.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  4. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.
  5. Ерломаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1980
  6. Ермолаев О.Ю. «Внимание школьника». – М.: Нова.
  7. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1967.
  8. Краткий психологический словарь. / Сост. А.А.Карпенко: под ред. А.В.Петровского, М.П.Ярошевского/ –  /М.: Политиздат, 1985.
  9. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.. – М.: Просвещение, 1980.
  10. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М., 1980.
  11. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.
  12. Майк Кордуэлл «Психология. А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С.Ткаченко. – М.: Фаир-пресс, 2000.
  13. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. Спб.: Знание, 1998.
  14. Миляева О.Г. Я учусь… Я умею. Я хочу читать! Рабочая тетрадь. Приложение к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение. 1 класс» – М., ЦОР, 2004.
  15. Начальная школа (газета) 2002 г., №№1, 3, 8, 23, 25, 26; 2007 г. №№ 10,
  16. Начальная школа (журнал) 1999 г. №8. [Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках математики» В.И.Кром]
  17. Немов Р.С. «Практическая психология» Познание себя. Влияние на людей. Учебное пособие для вузов. – М. Владос, 2002.
  18. Немов Р.С. Психология. Т.1. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – кн.3. Психодиагностика.
  19. Немов Р.С.  Психология: Словарь-справочник: В 2 ч.: – М.: Изд-во Владос-пресс, 2003. – 4.1. – 304 с.
  20. Общая психология. Учебн. Пособие для пед. Институтов. Под ред. Проф. А.В.Петровского, М. «Просвещение», 1970.
  21. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова и др.; Под ред. В.В.Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
  22. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  23. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под ред. И.Ю.Левченко, В.Д.Забраленой. – М.: ИЦ «Академия», 2008 г.
  24. Развивающие задания для младших школьников. – М. Экзамен, 2008.
  25. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М.Матюшкина; Научно-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акд. Пед наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб: Питер, 2000.
  27. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. Изд-во «Проспект» М: 2009 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Родительское собрание во 2 классе Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста»

ЦЕЛЬ: показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье.ОБОРУДОВАНИЕ: бумага А4, ручки, цветные карандаши.Развитие творческих способностей детеймладшего школьного возрастаДуховная ж...

Доклад на тему: «Развитие внимания детей младшего школьного возраста»

Для учителя начальной школы проблема развития вни­мания детей является традиционной. Это во многом обус­ловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невниматель...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...