3.6.0. Кружок «Краеведение»

Ничков Николай Викторович

 

 

 

 

 

 

Хороля Надежда Сэромовна,

руководитель кружка "Краеведение"

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

 

Краеведение

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Хороля Н.С., учитель родного языка, Пырирко Н.А., учитель начальных классовМКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 1а, 1б классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

Главная идея программы заключается в том, что в ней прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Цели и задачи Программы

Цель:  Расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.
  2. Воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.
  3. Развивать стремление к активнойпрактической деятельности  по охране окружающей среды родного края.
  4. Обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

Научно-методические основы разработки Программы

  1. Документы, положенные в основу Программы развития:
  2. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  3. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  4. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  6. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  7. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  8. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

1 учебный год

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения

Ожидаемые результаты

Показатели личностной сферы ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

 

«…Охранять природу – значит охранять Родину…»

М. Пришвин

Пояснительная записка

     Программа «Краеведение» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского.

     Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по духовно-нравственному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

     Актуальность программы заключается в том, что, к сожалению, к середине 20 века в результате необдуманного освоения богатствами природы, с ухудшением экологии произошел упадок, исчезла материальная и духовная культура народа. Постепенно, начиная с 90-х годов прошлого века, вновь возрождается и развивается материальная и духовная культура народа. С развитием общества развивается и история. Вытесняются традиционные орудия труда, и ремесел, охота и рыболовство, предметы быта и украшения. В связи с этим возникла необходимость их сбора и сохранения, изучения. Для этого стало необходимым краеведческое движение. Краеведение для школьников- один из основных путей сближения учащихся с жизнью, с практикой. В то же время это способ широкой постановки научной работы по местной теме. Важно, чтобы материал по истории не только был средством, но и целью, чтобы он развивал любознательность школьников, стал бы предметом научного и познавательного интереса.

     Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

     Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

     Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

     Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

     Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

     Главная идея программы заключается в том, что в ней прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

     Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие творческих способностей  и практических умений учащихся.

     Цель:Расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края.

     Задачи:

  1. Формировать у обучающихся знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости природы,  общества и человека.

 

  1. Воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.
  2. Развиватьстремление к активнойпрактической деятельности по охране окружающей среды родного края.
  3. Обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

Общая характеристика

     Направление программы – духовно-нравственное. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. 

     Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

     Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

     Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

     Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».

     Занятия в кружке имеют экологическую направленность. Широко используются местные ресурсы: школьная музейная комната, литература и декоративно-прикладное творчество народов севера. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

     Основные принципы содержания кружковой работы:

  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Результативность программы.О результатах  работы можно судить по участию кружковцев в школьных выставках декоративно-прикладного творчества и по уровню подготовки воспитанников.

      Условия реализации программы

     Сроки реализации программы «Краеведение»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет.

Формы  организации учебного процесса

     Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете.

     Подвижная деятельность учащихся  не мешает умственной и практической работе. С этой целью включены подвижные игры, инсценирование коротких сказок, иллюстрирование персонажей прочитанных произведений, создание аппликаций.

     Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,  консультация.

     Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Основное содержание программы

    Содержание данного кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные  факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

     Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения  полученных знаний  на уроках  окружающего мира,  литературного краеведения. Программа кружка составлена из шести направлений:

  1. «Мы на севере живём» 
  2. «Что в северном краю растёт?»
  3. «Кто в северном краю живёт?»
  4. «Кто живёт в реке?»
  5. «О чём расскажут северные орнаменты» 
  6. «Красота и боль родного края в творчестве художников и писателей?» 

     Практическая направленность работы кружка:

  • Проведение тематических, комплексных занятий;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Практическая деятельность школьников

     Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; 
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих       работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

 

1 четверть – 9 часов

«Что в северном краю растёт?»  9 ч.

№ п/п

Дата

Тема занятия

Содержание занятий

1

 

Вводное занятие «Наш Ямальский край»

«Мы на севере живём» 

Символика нашего района. Коллективная работа «Наш посёлок Панаевск» Разучивание стихотворения «Мы на севере живём»

2

 

Северные травы. Прокопий Явтысый. Стихотворение «Пушица», «Иван-чай» Северные родники стр.271.

Знакомство с растительным миром родного края, название трав, полезные свойства северных растений.

Просмотр презентации «Брусника – уникальная ягода»»

3

 

Чем  полезны наши ягоды?

Знакомство с названиями различных ягод. Загадки о ягодах  Аппликация «Северная ягодка».

4

 

Е.Сусой.  Сказка «Ягоды». Северные родники стр.255. Стихотворение «Морошковый белый цветок» Прокопий Явтысый.С.Р. стр.272

Разучивают стихотворение «Морошковый белый цветок». Инсценируют  сказку Е.Сусой «Ягоды»

Рассматривают составные части морошки. (Гербарий)

5

 

Значение дерева в жизни человека. Знакомство с названиями деревьев. Стих. Р. Ругин Лиственница», «Берёза». Северные родник, стр.262, 265. Аппликация «Берёза» «Лиственница»

Разучивают загадки, стихи о деревьях, рассматривают цветные иллюстрации.  Выясняют о значении дерева в жизни  людей, полезные свойства деревьев, об использовании дерева в быту. Почему на севере предпочтение отдают лиственнице и берёзе.  Просмотр презентации «Берёза – дерево жизни»

6

 

Аппликация «Берёза» «Лиственница»

7

 

В гостях у  бабушки Загадки

Викторина. «Загадки о деревьях»

8

 

Подготовка проекта   «Мой ягодный край»

 

9

 

Подготовка проекта   «Мой ягодный край»

 

2 четверть – 7 часов

«Кто в северном краю живёт?»  7ч

10

 

Звери и птицы. Загадки о зверях и птицах. И.Истомин «Мышонок и оленёнок». С.Р.231.

Рисование по шаблону героев сказки «Мышонок и оленёнок»

11

 

И. Истомин. Сказка«Чёрный и белый». С.Р.стр.232

Лепка из пластилина белого и бурого медведя

12

 

Прокопий Явтысый «Песец» С.Р.стр.269

Разучивание стихотворения о песце. Беседа по его содержанию. Поиск ответа на вопрос:  почему песец уходит? Просмотр учебного фильма «Виды охоты». М. Окотэтто

 

13

 

Прокопий Явтысый «Пуночки», «Полярная сова». С.Р. стр. 268

Беседа о перелётных и зимующих птицах. Поиск ответа на вопрос: есть в нашей местности птицы,  нуждающиеся в помощи  в  период холодов. Почему куропатке и сове не нужна такая помощь? Сравнение внешности перелётных и зимующих в тундре птиц (сходство и различие).

14

 

Сказка «Сова и куропатка» С.Р.стр.235

Аппликация «Сова» «Куропатка», «Пуночки»

15

 

Обобщение изученного материала

В гостях у  бабушки Загадки

 

16

 

 

3 четверть – 10 часов

«Кто живёт в реке?»6ч

17

 

Р. Ругин «Обь». С.Р.стр.315.  Загадка о реке. Река - жилище рыб.  Знакомство с названиями рыб.

Песня «Обской вальс» в исполнении Елены Лаптандер. Р.Ругин «Обь». С.Р.стр.315.  Загадка о реке. Знакомство с названиями рыб. Рисование рыб

18

 

Сказка «Почему рыбы живут в воде? С.Р.стр.232

Чтение и обсуждение содержания сказки.  Иллюстрирование героев сказки. Пересказ сказки.

19

 

Сказка о Ерше прыгунке и засоне Карасе. С.Р.стр227

Инсценирование сказки. Просмотр  фильма

Просмотр фильма «Летняя и зимняя рыбалка» М. Окотэтто

20

 

Коллективная работа  «Наш аквариум» (банка, вода и пластилин, блёстки, нитки)

При помощи  шаблона дети вырезают  фигурки рыб, обклеивают их фантиками и блёстками. Зацепляют их тонкой леской и опускают их в банку с водой. Ниточки прищепляют крышкой банки.

21

 

Коллективная работа  «Наш аквариум» (банка, вода и пластилин, блёстки, нитки). Блюда из рыбы.

Дети выбирают себе  маску рыбки и изображают плавающих в воде рыб и весело знакомятся друг с другом.

22

 

В гостях у  бабушки Загадки. Игра «Как зовут тебя, рыбка?»

«О чём рассказывают орнаменты севера?»  (4 ч)

23

 

Что такое орнамент? Знакомство с некоторыми названиями  орнаментов народов Севера.

Что такое орнамент? Рассматривание узоров на ткани, росписи на предметах быта. Орнаменты из геометрических фигур различных народностей. Рассматривание следов птиц и зверей. Выявление сходства. Рисование по шаблону орнамента «заячьи ушки». Составление собственного орнамента с использованием следов птиц и рогов животных. Знакомство с некоторыми названиями  орнаментов народов Севера.

24

 

Работа в парах.Аппликация  «Летняя  женская  одежда». Аппликация «Мужская сорочка». Работа по шаблону.

Дети отгадывают загадки об орнаментах и других украшения одежды и обуви. При помощи шаблона вырезают фигурки и украшают по своему желанию, использовав изученные виды орнаментов.

25

 

 

Рисование зимней обуви. Придумать орнамент для валенок и бурок. Мужской пояс. 

Рассматривают варианты  мужских и женских поясов.

Сравнение поясов. Просмотр учебного фильма «Виды охоты». М. Окотэтто

26

 

Чтение и разучивание наизусть отрывка из поэмы Л.В.Лапцуя «Женщина Ямала». С.Р. стр.387

Проект «Мама мастерица»

Беседа о роли женщины матери. Рассказы детей о своих матерях, о помощи, которую они оказывают маме. Рисуют портреты своих мам.

4 четверть – 7 часов

Красота и боль родного края в творчестве художников и писателей 7ч

27

 

Лар Леонид «Дух воды»

Беседа «Значение искусства в жизни людей» Дети знакомятся с художниками родного края, о развитии прикладного искусства  на Ямале. Готовятся к созданию проекта «Земля наш общий дом»,  готовят рассказы о художниках, выставку по творчеству северных художников  и писателей.

28

 

Художник В. Самбуров «Безмолвие»

29

 

Л.Лапцуй «Смерть совы»

30

 

Ю.Вэлла «Боль вторая»

31

 

Итоговое повторение. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. Проект «Земля наш общий дом»

32

 

33

 

Предполагаемые результаты реализации программы

     Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

     Ожидаемый результат

     Показатели личностной сферы ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

     Планируемые результатынаконец1-го года обучения:

     Личностные результаты:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и  животный мир родных мест,
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе

     Метапредметне результаты:

     Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

     Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

     Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

     Предметные результаты:

  • знать наиболее типичных представителей животного мира Ямальского района
  • знать какую пользу приносят представители животного мира;
  • знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта;
  • знать основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • знать влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • знать значение растений и животных в жизни человека,
  •  узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными (олень и собака);
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов

Материально-техническое обеспечение

     Для осуществления образовательного процесса по Программе «Краеведение» необходимо:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Сканер
  • Мультмедиапроектор

Литература для учителя

  1. Окотэтто М.  Диск с документальными фильмами «Приручение оленят».
  2. Пушкарёва Е.Т., Лапцуй А.Т.  Хрестоматия для детей «Маленький слушатель».
  3. Приходько  М.С. Картинный словарь русско-ненецкого языка «Хомани».
  4. Приходько М., Приходько О. Книга о жизни лесных ненцев. «Хомаку» Сказки, стихи, легенды, загадки.
  5. Самбуров Н. Безмолвие. Фотоэтюды природы Ямала.
  6. Федорова Л.В. Литературно-краеведческая хрестоматия «Северные родники» для школ Ямало-Ненецкого автономного округа.
  7. Фёдорова  Л.В.  Учебное пособие по литературному краеведению для 2 класса «Ямальский калейдоскоп»

Литература для  обучающихся

  1. И.Г. Истомин. Сборник сказок «Сказки неба»