1.1.0. Технологическая карта урока/занятия как новый вид методической продукции педагога

Ничков Николай Викторович

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", «Ознакомление" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов- "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать«, «развивать» и пр.

 

Технологическая карта урока  как новый вид методической продукции педагога

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот  к личности обучаемых и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этого стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной жить в изменяющихся социально-экономических условиях.

Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде. Согласно образовательным стандартам, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих следующие характеристики современного урока: гибкость организационной структуры обучения, целостность, открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность.

Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию знаний. Иными становятся и роли участников образовательного процесса: школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта,  а педагог – в роли организатора коммуникации. Основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач  учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. Таким образом, становится очевидным создание  технологической карты урока.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и обучающихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно предложить несколько форм построения технологической карты урока/занятия.

Вариант 1.

 

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2.

 

Этап урока, прогнозируемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы приемы и формы обучения

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

             

 

Вариант 4.

 

Этап урока

 

Время

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые УУД

 

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

 

 

Включение в деловой ритм урока

 

Подготовка класса к уроку

 

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные:

анализ объектов с целью выделения ведущих признаков

 

Пояснение: на первом этапе актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

3.Постановка учебной цели и задач

 

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию

Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи,  ставят проблему

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические: формулирование проблемы

4.  Построение проекта выхода из затруднения

 

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют  средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

 

Пояснение: на втором этапе построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

  • Например, включает:

            на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний (каким образом?);
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» (каким образом?);
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

5. Первичное закрепление

 

Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение

Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

 

Пояснение: на третьем этапе  первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование

 

Пояснение: на четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся.

 

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

•максимально полного отражения после­довательности всех осуществляемых дей­ствий и операций, приводящих к намечен­ному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.

Деятельность  учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и так далее. 

Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия,  выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и другими.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:                                                

  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.

 

 

Пример технологической карты занятия по внеурочной деятельности

Ф.И.О. учителя:Ничков Николай Викторович

Класс/год обучения:1 класс/ 1 год обучения

Дата:______________

Занятие кружка«Прекрасное – своими руками!»

Тема урока/занятия/: "Сидит кошка на окошке".

Место и роль урока/занятия/ в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные):

  1. Формирование представления о кошках как о частых героях мультфильмов и сказок;
  2. Закрепление навыка работы с проволокой в технике «плетение по контуру»;
  3. Формирование эстетического чувства прекрасного;
  4. Формирование целостной картины мира;
  5. Развитие навыков мелкой моторики;
  6. Развитие воображения, логического мышления;
  7. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Оборудование: тематические распечатки с алгоритмом действия, тематические слайды, мультимедийный проектор, компьютер, экран, образец изделия, клей, ножницы.

Материалы: 2-е половинки листа формата А4, набор простых геометрических фигур из картона.

 

Расход материалов на группу 16 человек (+ учитель и образец)

 

№ п/п

Наименование материала

Характеристика материала

Количество

1

Половинки листа формата А4

-

36 шт.

2

Набор простых геометрических фигур

-

16 комплектов

 

Характеристика этапов урока

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Время, мин

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые УУД

 

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

 

1

Включение в деловой ритм урока

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к занятию.

Подготовка класса к уроку

Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте (клей, ножницы набор простых геометрических фигур из картона,  цветные карандаши, рабочая тетрадь, 2-е половинки листа А4).

 

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

4

Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки

-Сегодня мы продолжаем работать над поделками в технике «Плетение проволокой по контуру». При изготовлении модели животного вам понадобятся некоторые базовые формыв технике плетения по контуру, изученные на прошлых занятиях.

-С какими базовыми формами плетения из проволоки по контуру вы уже знакомы? (На слайдах производится показ изученных простых форм  плетения из проволоки по контуру в порядке их называния обучающими)

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

 

 

 

 

 

Обучающие называют уже изученные простые формы плетения из проволоки по контуру (круг, треугольник, четырехугольник, спираль, звезда, листик)

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные:

анализ объектов с целью выделения ведущих признаков

Пояснение: на первом этапе актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

3.Постановка учебной цели и задач

5

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию

-А контур какого животного мы будем создавать вам подскажет загадка:

 

-Что за зверь со мной играет? –

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки.

 

-Молодцы, конечно, это кошка.

-А в каких сказках и мультфильмах встречаются коты и кошки?

 

 

-Молодцы, очень много сказок и мультфильмов вы вспомнили, героямикоторых являются эти симпатичные животные. (Дальнейшая речь учителя сопровождается слайдами с изображениями котов и кошек из известных мультфильмов и сказок)

Ну, конечно, это и Кот в сапогах из одноименной сказки Шарля Пьеро.И кот Базилио из сказки «Буратино». И мультипликационный кот Леопольд. И кот ученый из пролога Александра Сергеевича Пушкина «У лукоморья».И Том из диснеевского мультфильма «Том и Джерри».

Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи,  ставят проблему

Обучающиеся по словам-подсказкам отгадывают животное, о котором идет речь в загадке.

-Кошка (кот).

 

 

Дети вспоминают мультфильмы и сказки, героями которых являлись коты и кошки.

 

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические: формулирование проблемы

4.  Построение проекта выхода из затруднения

7

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации

 

 

 

-Чем очень часто любят заниматься кошки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы, вы очень наблюдательны и любите своих пушистых четвероногих друзей. А чтобы узнать, какое любимое занятие котов и кошек отражает будущая поделка, вам надо выполнить задание.

-В рабочей тетради-портфолио раскрасьтепо клеточкам рисунок. Каждая цифра соответствует определенному цвету: 1 – желтый, 2 – коричневый, 3 – серый, 4 – черный.

-А теперь ответьте, какому любимому занятию кошек и котов будет посвящена будущая поделка.

Составляют план достижения цели и определяют  средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)

Дети, опираясь на свой жизненный опыт, рассказывают о любимых занятиях их домашних любимцев. (Примерные варианты ответов: мурлыкать, ловить мышей, спать, свернувшись  клубком, сидеть на окошке и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся цветными карандашами раскрашивают таблицу в своей рабочей тетради в соответствии с цветовой схемой.

-Кошка на окошке.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Пояснение: на втором этапе построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

  • Например, включает:

            на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний (каким образом?);
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» (каким образом?);
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

5. Первичное закрепление

9

Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение

 

 

-Так как кошки очень любопытные животные, у них есть одно из самых любимых занятий – это смотреть в окошко на улицу. И отражение этого занятия кошки люди очень часто используют в своих изделиях. Обратите внимание на слайд. Здесь вы видите и аппликацию из бумаги, и рисунок, выполненный красками, и вышивку бисером. А наша кошка будет изготовленаиз проволоки по контуру. Но прежде чем вам приступить к изготовлению контура из проволоки, необходим шаблон кошки, но где его взять?

-Это, конечно, можно сделать и названными вами способами, но я предлагаю другое не менее интересное дело.

-Для начала давайте рассмотрим изображение кошки, выполненное из цветной бумаги. Скажите, на какие простые геометрические фигуры можно разложить этот рисунок?

-Молодцы. А теперь положите перед собой белый лист бумаги, возьмите те простые геометрические фигуры из картона, которые вам понадобятся для изготовления кошки, составьте модель и наклейте ее на лист.

-Какие симпатичные  получились у вас кошечки, но это еще не шаблон.

-Что теперь необходимо сделать, чтобы получился шаблон, по которому можно  изготовить изделие из проволоки?

Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах)

Обучающие рассматривают предлагаемые учителем варианты поделок изделия «Кошка на окошке», выполненных в разных техниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей: нарисовать карандашом, найти в Интернете и распечатать и т.д.

 

-Ушки кошки – это треугольники, голова – круг и т.д.

 

 

 

 

Обучающиеся с опорой на слайд изготавливают и приклеивают к половинке листа формата А4модель кошки, используя  простые геометрические фигуры.

 

Дети предлагают свои варианты, если им не удается прийти к необходимому решению, то учитель направляет их рассуждения в нужное русло (оптимальный вариант: вырезать получившуюся кошку и обвести ее контур карандашом на другом листе).

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Пояснение: на третьем этапе  первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

9

Организует деятельность по применению новых знаний

 

 

 

-Правильно, ребята. Но прежде чем вы приступите к изготовлению шаблона, скажите, как необходимо пользоваться ножницами?

-Возьмите ножницы и вырежьте контур  кошки, затем обведите ее на другой белый лист бумаги. Вот и готов шаблон изделия, которое вы будете изготавливать на следующем занятии.

-Ребята, с каким животным вы познакомились на сегодняшнем занятии?

-Чему научились?

-Вы очень хорошо потрудились. Вам многое удалось.

-Вам понравилось?

- Отметьте в ваших рабочих тетрадях галочкой тот смайлик, которому соответствует ваше настроение на конец занятия.

-Приведите ваши рабочие места в порядок. Спасибо всем за работу, до свидания.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Дети перечисляют правила безопасной работы с ножницами.

 

 

Дети выполняют задание учителя, сравнивая с образцом, данным на слайде.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Обучающиеся отмечают свое настроение от проделанной работы. РЕФЛЕКСИЯ в рабочей тетради

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование

Пояснение: на четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся.

 

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):

обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):

репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока:

урок достиг поставленных целей  

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных

целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на...

Формулирует задание...

Напоминает обучающимся, как...

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным

материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения...

Контролирует выполнение работы. Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка

цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о...

Наводящими вопросами помогает выявить

причинно-следственные связи в...

Обеспечивает положительную реакцию детей

на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют...

Обосновывают выбор написания...

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают,

комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают

его друг другу вслух.

Озвучивают понятие...

Выявляют закономерность...

Анализируют...

Определяют причины...

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают... Читают текст. Читают план описания...

 

Подчеркивают характеристики...

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют...

Слушают доклад, делятся впечатлениями о...

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)