3.8.0. Кружок «Игры народов Севера»

Ничков Николай Викторович

Паспорт программы

 

Наименование программы

Игры народов Севера

Девиз

 

От игры-к спортивным результатам.

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Худи А.Д., учитель физической культуры МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 1-4 классыПанаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность дальнейшее совершенствовать свое физическое развитие, проведению культуры досуга, овладению новыми знаниями в области развития и истории родного края.

Ее актуальностьосновывается на этнической социализации детей младшего школьного возраста, особенностям физического развития, уклада жизни, подготовки  в дальнейшем к жизни на Севере, знаний об истории родного края и освоению самобытных физических упражнений.

Цели и задачи Программы

Цель программы:

Интеллектуальное, нравственное и физическое развитие школьников, формирование и развитие у них общей культуры, физического и тактико-технического потенциала, способности нестандартного мышления и принятию быстрых решений; сохранение национальной культуры.

Задачи программы:

  • Осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и юношей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
  • Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • Привитие молодежи Севера потребности физического и нравственного совершенствования, воспитание волевых качеств,  мужества и выносливости, готовности к труду и обороне России;
  • Овладение учащимися минимумом знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приёмами оценки своего состояния;
  • Этническая социализация молодежи Севера посредством освоения традиционной физической культуры, которая выражена в системе традиционных компонентов (народные игры, состязания и самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, закаливание);
  • Социализация молодежи, котораяпредполагает помимо освоения социально-культурного опыта, воспроизводства системы социальных связей преобразования окружающей действительности и самого себя, так же взаимодействие культур средствами физической культуры и спорта;
  • Обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 12 лет.

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  • Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  • Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  • Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  • Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  • Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

4 учебных года

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • Уровень мотивации внеучебной деятельности.
  • Уровень физического, нравственного развития учащихся, способности нестандартного мышления и коммуникативных навыков общения, сохранение национальной культуры

Ожидаемые результаты

В результате обучения ученик должен:

  • знать историю развития национальных видов спорта;
  • знать особенности движений и передвижений человека и использование знаний для физического совершенства;
  • знать основы спортивной подготовки спортсменов по северному многоборью;
  • знать технику безопасности при занятиях;
  • знать правила соревнований и судейство по северному многоборью;
  • уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках;
  • уметь составлять и правильно выполнять комплекс упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • уметь оценивать состояние здоровья, уровень работоспособности.
  • овладетьприемами подготовительных, специальных упражнениях по северному многоборью

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

 

Пояснительная записка

 

Настоящая программа предназначена для общеобразовательных  школ Российской Федерации и является основным документом планирования и организации учебно-тренировочного и воспитательного процессов. Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами основного общего образования, а также на основании комплексного плана мероприятий по развитию национальных видов спорта в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 – 2015 годы, утверждённого совместным приказом департамента образования автономного округа, департамента по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2012 г. № 1564/189-П/58-од.  При разработке был учтен многолетний опыт работы коллективов тренеров ДЮСШ по национальным видам спорта северного многоборья, а также результаты научных исследований. Настоящая программа является модифицированной программой «Национальные виды спорта северного многоборья», авторы: Зуев В.Н., Сысолятин Г.В. и Конев А.В.

Физкультурная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – нравственное и физическое развитие школьников, сохранение национальной культуры, продолжение национальных промыслов, установление  развитие умения работать с информацией, формирование координационных способностей. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов развитию физических сторон развития, умений найти быстрое и мгновенное решение, обеспечение условиями личностного развития через спортивную секцию “Игры народов Севера».

 Физическая подготовка в стиле национальных видов спорта интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Так возникла идея объединить детей для обучения их во внеурочной деятельности дальнейшему совершенству своих физических возможностей, развитию спортивных интересов.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность дальнейшее совершенствовать свое физическое развитие, проведению культуры досуга, овладению новыми знаниями в области развития и истории родного края.

        Ее актуальностьосновывается на этнической социализации детей младшего школьного возраста, особенностям физического развития, уклада жизни, подготовки  в дальнейшем к жизни на Севере, знаний об истории родного края и освоению самобытных физических упражнений.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность данной программы также объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками подготовленности к физическим напряжениям,трудности,условиям профессиональной деятельности и готовности к защите и обороне России,развивая  деятельность физического развитие. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем  возрасте, очевидно, что первоначальные навыки спортивной деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако недостаточные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал физкультурной деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование навыков быстроты, силы, ловкости, умений у учеников начальной школы. 

Социальная направленность программы отражается в умении обучающихся строить отношения  в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Занятия в секции у учащихся повышают интерес к занятиям по физической культуре,дают заряд бодрости и здоровья. У обучающихся  формируются основы специфических умений, подкрепленные соответствующей практической базой.

 Деятельность обучающихся занятиями в секции «Игры народов Севера» является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

            Основные принципы реализации программы доступность, добровольность,  деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В процессе физкультурной  деятельности при занятиях в секции, начинают постепенно  формироваться  ключевые компетенции младшего школьника:

  • социальная;
  • коммуникативная;
  • информационная;
  • учебно-познавательная.

Основой для формирования ключевых  компетенций являются общеучебные умения и навыки, которые и складываются в результате освоения программы:

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи, исследования?

2.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с разными партнерами;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

3.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс.

 

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельные занятия, желанию заниматься и развивать свои физические возможности, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания занятиям над физическим совершенством организма.

 

Цель программы:  Интеллектуальное, нравственное и физическое развитие школьников, формирование и развитие у них общей культуры, физического и тактико-технического потенциала, способности нестандартного мышления и принятию быстрых решений; сохранение национальной культуры.

Задачи программы:

  • Осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и юношей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
  • Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • Привитие молодежи Севера потребности физического и нравственного совершенствования, воспитание волевых качеств,  мужества и выносливости, готовности к труду и обороне России;
  • Овладение учащимися минимумом знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приёмами оценки своего состояния;
  • Этническая социализация молодежи Севера посредством освоения традиционной физической культуры, которая выражена в системе традиционных компонентов (народные игры, состязания и самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, закаливание);
  • Социализация молодежи, которая предполагает помимо освоения социально-культурного опыта, воспроизводства системы социальных связей преобразования окружающей действительности и самого себя, так же взаимодействие культур средствами физической культуры и спорта;
  • формировать представление о систематическом занятии физической культурой в образовательном процессе обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным упражнениям, необходимым для проведения самостоятельных занятий;
  • формировать и развивать умения и навыки по координации движений;
  • научить детей в прыжках через нарты, в метании тынзяна на хорей, совершенствовать прыжковую деятельность;
  • развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнера, отстаивать свое мнение.
  • Обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 12 лет.

 

Общая характеристика программы

 

Практика использования методов обучению в школе национальными видами спорта пока новое. Современный учи­тель должен все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельные занятия и подготовку к спортивным состязаниям по национальным видам спорта.

Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущест­венно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться технике и приемам занятий национальными видами спорта – дополнительно самостоятельно учится при помощи взрослых в тундре совершенствовать свое мастерство. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Условия реализации программы

 

Сроки реализации программы «Игры народов Севера»: 4 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа в 1 классе,по 36 часа во 2, 3, 4 классах.ласс,34 часа-4 класс во внеурочной деятельности, предназначена для занятий с детьми 6-12 лет. Материал каждого занятия рассчитан на 40  минут.

 

Форма реализации программы

 

Основная часть времени отведена на практические занятия, так как главная задача программы – показать ребятам, как проводить занятия, обучению технике и практике занятий. Обучающиеся принимают участие в тренировочных занятиях, имеет возможность реализовать свои способности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

 

Основные методы и технологии

 

           Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные самостоятельные работы на тренировках, в форме соревнований, проведении  контрольно-переводных испытаний.

         Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

 

Содержание программы

 

Предлагаемая программа делится на две части:

Теоретический раздел программы предусматривает изучение курса:

  • история развития национальных видов спорта;
  • правила соревнований по северному многоборью;
  • спортивная подготовка по северному многоборью;
  • особенности питания спортсменов;
  • техника безопасности во время тренировочных занятий;
  • методика развития физических качеств.

Практический раздел:

  • спортивная подготовка по многоборью;
  • участие в соревнованиях;
  • контроль состояния здоровья и физической подготовленности.

Мониторинг деятельности в спортивной секционной деятельности учащихся

  • Контрольно-переводных испытаний
  • Участие в соревнованиях

 

Межпредметные связи на занятиях по физкультурной деятельности в спортивной секции:

  • с уроками математики; замеры длины прыжка, ведение счета при прыжках через нарты;
  • с уроками русского языка; названияинвентаря, словесные термины и т.д.
  • с уроками труда: при анализировании макета нарты; ее процесс изготовления различных элементов.           

Разделы по годам обучения

№ п/п

Разделы программы

Всего часов

1 год обучения

1 класс

2 год обучения

2 класс

3 год обучения

3 класс

4 год обучения

4 класс

  1.  

Общая физическая подготовка

16

4

4

4

4

  1.  

Специальная физическая подготовка

32

8

8

8

8

  1.  

Технико-тактическая  подготовка

32

8

8

8

8

  1.  

Теоретическая подготовка

16

4

4

4

4

  1.  

Контрольно-переводные испытания

16

4

4

4

4

  1.  

Участие в соревнованиях

16

4

4

4

4

  1.  

Техника безопасности

8

2

2

2

2

 

Всего часов

136

34

34

34

34

 

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Количество часов по программе

теория

практика

 

1

Введение

1

-

1

2

Физическая подготовка

 

10

10

3

Виды спорта:

1

 

1

3.1.

Бег с палкой

 

3

3

3.2.

Прыжки через нарты

1

4

5

3.3.

Перетягивание палки

1

3

4

4.

Соревновательный период

 

4

4

5.

Контрольно-переводные испытания

 

4

4

6.

Техника безопасности

2

 

2

Итого:

 

6

28

34

 

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Количество часов по программе

теория

практика

 

1

Введение

1

-

1

2

Физическая подготовка

 

6

6

3

Виды спорта:

1

 

1

3.1.

Бег с палкой

 

2

2

3.2.

Метание тынзяна на хорей

2

6

8

3.3.

Прыжки через нарты

 

4

4

3.4.

Перетягивание палки

 

2

2

4.

Соревновательный период

 

4

4

5.

Контрольно-переводные испытания

 

4

4

6.

Техника безопасности

2

 

2

Итого:

 

6

28

34

 

Учебно-тематический план

(3-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Количество часов по программе

теория

практика

 

1

Введение

1

 

1

2

Физическая подготовка

 

4

4

3

Виды спорта:

1

 

1

3.1

Бег с палкой

 

2

2

3.2.

Метание тынзяна на хорей

 

4

4

3.3.

Подвижные игры

 

2

2

3.4.

Метание топора

2

2

4

3.5.

Прыжки через нарты

 

4

4

3.6.

Перетягивание палки

 

2

2

4.

Соревновательный период

 

4

4

5.

Контрольно-переводные испытания

 

4

4

6.

Техника безопасности

2

 

2

Итого:

 

6

28

34

Учебно-тематический план

(4-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Количество часов по программе

теория

практика

 

1

Введение

1

 

1

2

Физическая подготовка

 

4

4

3

Виды спорта:

1

 

1

3.1

Бег с палкой

 

1

1

3.2.

Метание тынзяна на хорей

 

4

4

3.3.

Подвижные игры

 

2

2

3.4.

Метание топора

1

3

4

3.5.

Прыжки через нарты

 

2

2

3.6.

Тройной национальный прыжок

1

3

4

3.7

Перетягивание палки

 

1

1

4.

Соревновательный период

 

4

4

5.

Контрольно-переводные испытания

 

4

4

6.

Техника безопасности

2

 

2

Итого:

 

6

28

34

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

 

1. Особенности подготовки детей в национальных видах спорта (северном многоборье)

            Современная система подготовки детей включает опыт подготовки воспитанников в различных видах спорта (мини-футбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, триатлон, полиатлон, десятиборье).

            Подготовка школьника, специализирующегося в северном многоборье, разработана с учетом общих принципов и закономерностей спортивной тренировки и имеет следующие особенности:

  • Взаимное влияние видов спорта друг на друга.
  • Единство физической и технической подготовки. Повышение уровня физических качеств должно реализовываться в совершенствовании элементов техники отдельных видов, с одной стороны. С другой стороны, работа над техникой соответствующим образом развивает физические качества. Технической подготовке необходимо уделять повышенное внимание (метание тынзяна на хорей, метание топора), так как часто уровень развития физических качеств зачастую опережает уровни других видов подготовленности.
  • Необходимость воспитания специальной работоспособности школьника, которая способствует росту результатов в многоборье, достижению высокой надежности в выполнении всех его видов в любых погодных условиях и других факторах.
  • Зависимость эффективности тренировочного процесса от количества тренировок в каждом виде многоборья.

Специфика северного многоборья как вида спорта накладывает отпечаток и на систему подготовки школьников, в том числе и на ее отдельные виды: физическую, техническую, тактическую и психологическую.

 

2. Проведение тренировок

1.  Метание топора на дальность

Инвентарь

Основной спортивный снаряд - топорик. Вес его не менее 350 гр. (вместе с топорищем). Форма топорика и топорища - произвольные. Топорик состоит из 2-х частей: металлическая часть, сам топорик и рукоятка. Металлическая часть топорика состоит из лезвия и обуха.

Размеры: длина лезвия -140-160 мм, ширина лезвия - 30-35 мм, ширина обуха - 30-35 мм, длина обуха -55-60 мм, толщина - 2-3 мм. Рукоятка (топорище) изготавливается в основном из березовой, сосновой, лиственничной или кедровой древесины и имеет следующие размеры: длина - не менее 50 см, ширина - около 6 см вверху, 3,5 см внизу, толщина (в средней части) - около 1,5 см. Конец ручки равномерно утончен по ширине и толщине. Край ручки по всей длине в верхней части слегка округлен, по нижней части заострен. Рукоятка может быть и другой конструкции: в середине выпуклой, а по краям заостренной. Ручка может быть изготовлена для правой или левой руки. Топорик изготавливается самими спортсменами с учетом своих физических возможностей (рост, гибкость, быстрота и т.д.)

Место проведения тренировок

Метание топора на дальность относится к тем видам спорта, при проведении которых,  прежде всего необходимо обеспечить технику безопасности. В связи вэтим, предъявляются особые требования к площадке, где производится метание топора. Она должна быть ровной, хорошо обозреваемой во все стороны (открытое поле).

Площадка состоит:

  • из сектора для разбега - 20 м от начала разбега до линии запуска топора;
  • коридора приземления топора: до 100 метровой отметки ширина равна 40 м, и со 100-метровой отметки и далее ширина равна 50 м, коридор приземления с сорокаметровой отметки должен быть размечен метражными линиями через каждые 20 метров, по краям коридора устанавливаются метражные планшеты. Все линии (ограничения, метражные) обозначаются натяжением по земле белой ленты или веревки.

Правила метания.

При броске необходимо выполнять следующие правила:

  • допускается топор весом не менее 350 гр. (вес вместе с топорищем);
  • воспитанник входит в сектор метания только по вызову тренера;
  • запуск топора производится по команде тренера, подаваемой голосом "можно";

попытка засчитывается: если воспитанник при запуске топора не сделал заступ линии броска (не наступил и не перешагнул ее) и запущенный им топор приземлился в пределах коридора  метания.          

 

Техника безопасности.

Тренеры, обслуживающие тренировки по метанию топора, воспитанники обязательно должны пройти инструктаж по технике безопасности. Перед броском топора тренер должен убедиться в плотности насадки топора на рукоятку. Шатающийся, не плотно подогнанный топорик не допускается для бросков. Метать топорик можно только в сторону сектора по метанию и только по разрешению тренера. Нельзя метать топорик против ветра и если впереди в зоне сектора по метанию находится человек. Во время полета топорика тренер следит за ним до его приземления. Строго запрещается нахождение воспитанников или посторонних лиц в секторе для метания и примыкающих к сектору зонах. Для выполнения воспитанником следующей попытки топор в стартовый сектор приносит тренер в поле или воспитанник, ранее метавший топор. В зоне метания находится только один человек.

 

2. Метание тынзяна на хорей

Инвентарь

Сечение готового аркана должно иметь не более 6-7 мм. Для детей изготавливается аркан с диаметром (в поперечном разрезе) около 5 мм. В переднем конце аркан имеет костяшку-сармик с двумя отверстиями  малым и большим, через которые просунут сам тынзян и этим образовывается петля. Тынзян должен быть изготовлен из кожи оленя (применение искусственного тынзяна запрещено). Его необходимо периодически растягивать, чтобы при наматывании на руку не закручивалась петля аркана. Длина тынзяна не ограничена.

Хорей - деревянная палка высотой - Зм, диаметром 3-5 см. Подставка для хорея - труба диаметром 5-7 см, высотой до 1 м, внизу тренога.

Место проведения тренировки

Площадка, на которой проводится метание тынзяна на хорей должна быть равнинной. Хорей устанавливается в центре площадки вертикально высотой 3 м. Метание производится с любой точки круга. Радиус круга равен 15 м. Для детей младшего и подросткового возраста радиус круга устанавливается в пределах: 10-13 лет -10м, 13-15 лет -13 м, старше 15 лет - 15 метров.

Правила метания

При метании тынзяна на хорей необходимо придерживаться следующих правил:

  • воспитанник выходит на линию броска по вызову судьи "на старт" и метает по команде "можно";
  • на выполнение одного броска дается две минуты (отсчет времени производится с команды тренера "можно");
  • для набора тынзяна воспитаннику дается время 3 минуты;
  • воспитанник собирает тынзян без помощи постороннего;
  • разрешается помогать только при растягивании тынзяна;
  • результат броска тынзяна засчитывается, если воспитанник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга и хорей оказался накрытым тынзяном (внутри петли) при этом тренер объявляет "есть";
  • воспитаннику разрешается входить в круг только по разрешению
    тренера

 

3. Прыжки через нарты

Инвентарь

Основным инвентарем в данном виде соревнований являются макеты нарт. Макеты изготавливаются из брусков 5 x 6 см. Размеры взрослых нарт: высота - 50 см, ширина вверху - 50 см, ширина у основания - 70 см, длина - 150-200 см.

Для учащихся до 14 лет размеры нарт следующие: высота - 40 см, ширина вверху - 40 см, ширина у основания - 60 см, длина- 100см.

 

Место проведения тренировки

Нарты располагаются на ровной местности в ряд на расстоянии 50 см друг от друга. Расставляют 10 нарт.

Правила преодоления нарт

Прыжки через нарты производятся по следующим правилам:

  • прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног места;
  • нарты расставляются строго по прямой линии, их положение отмечается мелом или другими веществами, не создающими воспитаннику помех, чтобы было видно, сдвинуты нарты или нет;
  • воспитанник выходит на исходную позицию по вызову тренера и начинает выполнять прыжки только с разрешения тренера;
  • разрешается произвести перенос ног через нарты только прямо
    перед собой;
  • воспитанник, преодолевший 10 нарт, прыжком делает поворот на 180 °, обязательно с одновременным отталкиванием двух ног, на поворот дается 5 сек. (отсчет времени производится с момента приземления после преодоления последней нарты до момента отталкивания для преодоления нарты);
  • прыжки через нарты выполняются участником до первой ошибки;
  • перед началом прыжков,  до команды тренера "можно", воспитанник имеет право передвигать, переступать ногами, подпрыгивать на месте.
  • прыжки выполняются в спортивной обуви, кроме чешек, разрешается прыгать босиком.

Тренер прекращает прыжки:

  • во время преодоления нарт воспитанник сделал остановку между ними, т.е. сбился с ритма прыжков;
  • нарушил правило 5 сек. на повороте;
  • сдвинул нарту с места любой частью тела;
  • совершил переступание или передвижение стоп;
  • произвел перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону;
  • коснулся нарт руками или любой частью тела выше пояса;
  • самостоятельно прекратил прыжки.

 

4. Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног

Место проведения тренировки

Место проведения соревнований оборудуется следующим образом:

  • зона разбега - 20-25 м;
  • место первоначального отталкивания: доска (длина - 120-130 см, ширина - 20-25 см, толщина - 4-5 см) вкапывается в землю перпендикулярно линии разбега, чтобы она была вровень с поверхностью земли, посыпается песок с одного края доски или накладывается планка для определения заступа;
  • зона прыжков и приземления: длина - 15-20 м, ширина - 2-4м.

Правила тройного прыжка с одновременным отталкиванием двух ног

Тренировки проводятся по следующим правилам:

  • тройной прыжок состоит из 3-х прыжков, выполняемых последовательно без остановок, отталкиванием одновременно двумя ногами; последнее приземление осуществляется на обе ноги;
  • прыжки можно выполнять с места или с разбега (по желанию воспитанника);
  • результат прыжка определяется путем измерения кратчайшего расстояния, от бруска первоначального отталкивания до ближайшей точки соприкосновения любой частью тела с землей;
  • результат не засчитывается (судья объявляет "нет" и производит повторные отмашки внизу или поднимает белый флажок), если:
  • воспитанник выполнил прыжки без команды тренера "можно";
  • отталкивание в любом из прыжков произведено одной ногой;
  • в первоначальном прыжке сделал заступ (наступил)

 

5. Бег с палкой по пересеченной местности на 3 км.

Инвентарь

Воспитанник должен иметь:

  • палку (длина не менее 130 см., диаметр не менее 10 мм., вес - произвольный);
  • палка может быть металлической, дюралевой, деревянной или из другого материала;
  • обувь любая, кроме легкоатлетических туфель с шипами;

Место проведения соревнований

Место проведения соревнований по бегу с палкой по пересеченной местности состоит из дистанции и стартовой - финишной - площадки (городка). Дистанция, по которой проводятся соревнования, прокладывается по лесным тропинкам, грунтовым дорогам в тундре, а на отдельных участках должны быть естественные препятствия в виде канав, ручейков, ям и т.д., при преодолении которых, спортсмен мог бы использовать палку. Для взрослых - дистанция 3 км, для юношей до 15 лет - 1 км. Желательно, чтобы дистанция была проложена по замкнутому маршруту со стартом и финишем в одном месте, на одной площадке.

            Результат бега не засчитывается, если воспитанник допустил сокращение дистанции, помешал, толкнул, свалил, нанес травму сопернику, или прекратил бег, или финишировал вне финишного створа.

 

3. Физическая подготовка

Среди физических качеств, необходимых воспитаннику, считают важнейшими выносливость и силу. На базе выносливости развиваются аэробная и анаэробная работоспособность, необходимая для успешного выступления во всех видах многоборья, а также специальная выносливость на беге на 1 км, с палкой и прыжках через нарты (табл.1).

 

Определяющие физические качества в отдельных видах северного многоборья

 

№ п/п

Вид

Быстрота

Сила

Выносливость

Гибкость

Ловкость

Реакции

Движений

 

Скор остная

Абсолютная

Относи

тельная

Об

щ ая

Скоро

стная

 

 

1.

Бег с палкой

-

2

-

-

-

3

2

1

2

2.

Тройной прыжок

-

3

3

-

2

-

-

2

1

3.

Метание

Топора

-

3

3

-

-

-

-

3

3

4.

Прыжки через нарты

-

3

3

-

-

-

-

-

3

5.

Метание тынзяна на хорей

3

3

-

2

-

-

-

-

-

*3-ведущее качество в подготовке

 

4. Скоростная подготовка

Быстрота -  это способность выполнять движения с максимально возможной скоростью, качество, необходимое для большинства видов многоборья. Существенное влияние на проявление максимальной скорости во всех видах, кроме метания тынзяна на хорей, имеет быстрота движений в комплексе со скоростной силой и техникой движений. Диапазон изменения максимальной скорости в процессе тренировки довольно большой, поэтому за счет увеличения скорости у школьника происходит значительный рост результатов в беге, прыжках и метании. Основными средствами для развития быстроты движений и максимальной скорости,  являются сами виды многоборья, а также специальные упражнения, выполняемые с предельными и около предельными (контролируемыми скоростями): бег на месте с максимальной частотой, взрывные движения рук с максимальной имитацией метания тынзяна на хорей и метания топора, бег с ходу, бег с грузом, бег и разбеги в прыжках в длину по наклонной дорожке, а также по наклонной имитация прыжков через нарты, метание облегченных снарядов из видов легкой атлетики.       

 

5. Силовая подготовка

Сила в различных проявлениях (относительная, скоростная) влияет на большинство видов многоборья, особенно велико значение скоростной силы (скоростно-силовых способностей). Для силы многоборца характерно хорошее развитие практически всех основных мышечных групп: сгибателей и разгибателей туловища, голени, бедра, плеча, предплечья, сгибателей стопы.

Основные средства силовой и скоростно-силовой подготовки:

  • упражнения с отягощениями:  гантели, блины от штанги, набивные мячи и т.д.;
  • упражнения с партнером: противодействия, приседания, переноска, и др.;
  • упражнения с упругими элементами: резина, эспандер и др.;
  • упражнения с преодолением собственного веса: на гимнастических снарядах, на канате, акробатические и др.;
  • легкоатлетические упражнения с отягощениями: бег и прыжки с утяжеленным поясом или жилетом, метания утяжеленных снарядов;
  • прыжковые упражнения: «скачки», «шаги», «лягушка», прыжки через барьеры, прыжки по лестнице, прыжки в гору, прыжки с отягощениями (штанга, блины), прыжки в глубину, упражнения на тренажерах: велотренажеры, бегущая дорожка и др.

Во время силовых тренировок рекомендуется в паузах между силовыми упражнениями выполнять упражнения на гибкость и расслабление.

 

6. Развитие выносливости

Данный раздел физической подготовки реализуется преимущественно через беговую подготовку. Беговая подготовка, обеспечивая рост результатов в беговых видах многоборья, а также в прыжках, является важнейшей частью тренировочного процесса многоборцев. Средствами беговой подготовки решаются задачи развития общей и скоростной выносливости, повышения работоспособности многоборцев. В тренировке многоборцев бег применяется в течение всего годичного цикла, имея определенную направленность на разных этапах.

В начале подготовительного периода (октябрь-декабрь) акцент в подготовке многоборцев делается на кроссовом, на развитие общей выносливости. Через 10-12 недель (конец декабря - начало января) начинается активная работа над развитием скорости и скоростной выносливости. Весной на открытом воздухе для адаптации к новым условиям рекомендуется на 3-4 недели снизить интенсивность бега до 80-85% (от соревновательной скорости) и увеличить объем кроссового бега.

Для развития общей выносливости в тренировках применяют кроссовый бег на 1000 м., равномерный бег с заданной скоростью на неполную дистанцию в начале и в конце занятия.

Для развития скоростной выносливости используется, в основном, бег на отрезках 100-500 метров.     

       

  1. Прыжковая подготовка

Одним из важнейших видов подготовки в северном многоборье является сочетание его прыжковых видов: тройной, через нарты. Большие перегрузки, возникающие во время прыжков максимальной интенсивности, требуют проведения предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата. Наибольшие объемы прыжковой подготовки планируются на период тренировки в спортзалах (октябрь-апрель).

Основные средства в тройном прыжке – прыжки с полного и укороченного разбега, бег по разбегу, нетрадиционные прыжки, многоскоки-прыжки на двух ногах: с места тройной, пятерной, десятерной, а затем на правой и левой ноге сериями.

Объемные тренировки по прыжкам в длину проводятся в январе-марте, на базе хорошей силовой и скоростной подготовленности.

Основными средствами тренировки в прыжках через нарты являются подготовительные и специальные упражнения: многоскоки, прыжки через барьеры, прыжки на лестничных ступеньках, прыжки в гору, прыжки у шведской стенки и т.д.  Прыжки через нарты - это вид, который включает в себя наибольшее сочетание физических качеств по сравнению с другими видами многоборья. Учащийся, который стремится к мастерству в прыжках через нарты, обязан развивать по максимуму быстроту движений, скоростную силу, скоростную выносливость, а также большое значение должно придаваться гибкости и ловкости.            

 

  1. Допустимые нормы температуры воздуха и состояния ветра

Виды северного многоборья многосторонни и проводятся в разных местах, в зависимости от времени года и климатических условий. Летом состязания по видам проводятся на улице. В другие времена года прыжковые виды проводятся в закрытом помещении. Зимой, когда проводится метание топора, бег с палкой метание тынзяна на хорей, климатические условия должны соответствовать условиям проведения.

 

Допустимые нормы для занятий

п/п

Возрастные

группы

Состояние ветра, м/с

 

0-1 тихо

6-8 умеренный

ветер

12-15

Сильный

ветер

25 очень

сильный

ветер

Температура в градусах по Цельсию

1.

Младшая детская 9-11 лет

 

-20

-15

-13

Не проводятся

2.

Старшая детская группа

12-13 лет

-22

-20

-15

Не проводятся

3.

Юношеские группы:

а)младшие (14-15 лет)

б) старшие (16-17 лет)

 

-25

-30

 

-20

-28

 

-18

-20

 

Не проводятся

4.

Группа взрослых (18 и старше)

 

-35

-30

-25

Не проводятся

             

 

На начальном этапе обучения (1-2 год обучения) годовой план включает подготовительный, соревновательный и переходный период. Главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, включение средств с элементами специальной физической подготовки и  расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. По окончании годичного цикла воспитанники обязаны выполнить контрольно-переводные нормативы, участвовать в соревнованиях.

При последующих этапах (3-4 годы обучения) организуются тренировки средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, и на этой базе повышается уровень специальной физической работоспособности, развиваются специальные физические качества, совершенствоваются  технические навыки.

В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов прошлого года обучения, а также выполнение контрольно-переводных нормативов.

 

Методические рекомендации

 

Тестирования по ОФП и СФП учащихся школы по национальным видам спорта северного многоборья осуществляется два раза в год: в начале и конце учебного года.

Перед тестированием проводится разминка.

Примерный комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:

  • бег на 30 м выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В каждом забеге участвуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. Разрешается только одна попытка;
  • прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Испытуемый встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно и толчком двумя ногами со взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах;
  • челночный бег 3x10 м выполняется с максимальной скоростью. Испытуемый встает у стартовой линии, стоя лицом к стойкам, по команде обегает препятствия. Время фиксируется до десятой доли секунды. Разрешается одна попытка;
  • подтягивание на перекладине из виса выполняется максимальное количество раз хватом сверху, и.п.: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок испытуемого находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из и.п. Запрещены движения в тазобедренных и коленных суставах и попеременная работа руками;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа - выполняется максимальное количество раз. И.п.: упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют одну единую линию. Отжимание засчитывается, когда испытуемый, коснувшись грудью пола (горизонтальной поверхности), возвращается в и.п. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах;
  • бег на 1000 м проводится на дорожке стадиона или по пересеченной местности на стандартном кругу. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.

Примерный комплекс контрольных упражнений по СФП включает следующие тесты:

  •  метание топора на дальность. Метание производится с 3-х попыток, в зачет идет лучший результат. Попытка засчитывается: если участник при запуске топора не сделал заступ линии броска (не наступил и не перешагнул ее) и запущенный им топор приземлился в пределах коридора метания.
  •  метание тынзяна на хорей в каждой из трех попыток продолжается до первого промаха, т.е. с первым промахом попытка считается законченной. Результат броска тынзяна засчитывается, если участник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга, хорей оказался накрытым тынзяном (внутри петли) и при броске конец тынзяна остался у участника. В зачет идет лучший результат из 3-х попыток.
  • прыжки через нарты проводятся на нескользкой поверхности. Прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места. Разрешается произвести перенос ног через нарты только прямо перед собой. Участник, преодолевший 10 нарт, приземляется на обе ступни перпендикулярно нартам, прыжком делает поворот на 180°, обязательно с одновременным отталкиванием двух ног, на поворот дается 5 сек. (отсчет времени производится с момента приземления после преодоления последней нарты до момента отталкивания для преодоления нарты). Запрещается во время преодоления нарт делать остановку между ними, т.е. сбиваться с ритма прыжков, нарушать правило 5 сек. на повороте, сдвигать нарту с места любой частью тела, совершать переступание или передвижение стоп, производить перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону, касаться нарт руками или любой частью тела выше пояса. Прыжки через нарты выполняются участником до первой ошибки. Каждый участник имеет право на 3 попытки, в зачет идет лучший результат из 3-х попыток.
  • тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами выполняется последовательно без остановок, отталкиванием одновременно двумя ногами; последнее приземление осуществляется на обе ноги. Прыжки можно выполнять с места или с разбега (по желанию участника). Запрещается при отталкивании от стартовой линии делать заступ (наступать на линию), наступать на линию двухметрового коридора. Результат прыжка определяется путем измерения кратчайшего расстояния, от бруска первоначального отталкивания до ближайшей точки соприкосновения любой частью тела с землей. Участник имеет право на 3 попытки, в зачет идет лучший результат.
  • бег с палкой по пересеченной местности. Дистанция, по которой проводятся контрольные испытания, прокладывается по лесным тропинкам, грунтовым дорогам в тундре, а на отдельных участках должны быть естественные препятствия в виде канав, ручейков, ям и т.д., при преодолении которых учащийся мог бы использовать палку. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.

Педагогу необходимо на местах самостоятельно определять уровень общей и специальной физической подготовленности учащихся по указанной батарее тестов.

  • Для определения общей и специальной подготовленности юных спортсменов, занимающихся национальными видами спорта северного многоборья, рекомендуются следующие контрольно-переводные нормативы по годам обучения

 

Восстановительные средства и мероприятия

Успешное решение задач, стоящих перед педагогом в процессе подготовки юных спортсменов, невозможно без системы специальных средств и условий восстановления, которые решаются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла подготовки.

Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства педагогического, психологического, гигиенического и медико-биологического воздействия.

 

                     Схема определения степени утомления воспитанников

Критерий

Степень утомления

Слабая

Средняя

Высокая (переутомление)

Цвет лица

Небольшое
покраснение

Значительное
покраснение.

Резкое покраснение
(побледнение, синюшность)

Речь
и мимика

Речь
отчетливая, мимика обычная

Речь затруднена, выражение лица напряженное

Речь крайне затруднена,
иногда невозможна, выражение страдания на лице.
Большая, выступление соли

Потливость

Небольшая

Большая
потливость
в верхней
части тела

Большая, выступление соли

Дыхание

Учащенное,
ровное

Сильно
учащенное

Сильно учащенное,
поверхностное, иногда
беспорядочное, с отдельными
глубокими вдохами

Движения

Четкие,
походка
бодрая

Нечеткие,
покачивания
при ходьбе

Резкие покачивания,
дрожание, вынужденные позы
с опорой, падения

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на
усталость,
боль в
мышцах,
сердцебиение,
отдышку

Жалобы на усталость, боль в
мышцах, сердцебиение,
отдышку, головокружение,
боль в правом подреберье,
головную боль, тошноту,
иногда икоту и рвоту

 

 

Планируемые результаты реализации программы

 

Программа предусматривает достижение определенных результатов по окончании курса по спортивной секции «Игры народов Севера».

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты:

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

 

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты

 

В результате обучения ученик должен:

  • знать историю развития национальных видов спорта;
  • знать особенности движений и передвижений человека и использование знаний для физического совершенства;
  • знать основы спортивной подготовки спортсменов по северному многоборью;
  • знать технику безопасности при занятиях;
  • знать правила соревнований и судейство по северному многоборью;
  • уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках;
  • уметь составлять и правильно выполнять комплекс упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • уметь оценивать состояние здоровья, уровень работоспособности.
  • овладетьприемами подготовительных, специальных упражнениях по северному многоборью

 

 

По окончании курса учащихся должен показать уровень физической подготовленности не ниже контрольных результатов, указанных в таблице «Зачетные нормативы по общей и специальной физической подготовке для перевода воспитанников на следующий год обучения»

 

Способы проверки ожидаемого результата

 

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль, инструктаж Тб по спортивной секции – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тестирование).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр определенных результатов.
  • Промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: в форме соревнования или тестирования
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (Контрольно-переводные испытания).

 

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест);
  • подведение итогов в конце каждого учебного года;
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;

 

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • сбор фотоматериалов
  • определение лучших учащихся, награждение
  • методика поощрения как лучших спортсменов на линейке
  • альбом
  • выпуск газеты
  • ведение дневника наблюдения здоровья и результаты

 

Материально-техническое обеспечение

 

Для осуществления образовательного процесса по программе «Игры народов Севера» необходимо:

  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Мультмедиапроектор
  • Нарты (макеты)-10 штук
  • Тынзян (аркан)- (с расчетом на группу)
  • Палка для перетягивания
  • Стойка для хорея (тренога)
  • Хорей -1 шт.
  • Топорик (350 гр.)
  • Рулетка-10-20 метров
  • Секундомер
  • Мячи б/б
  • Мячи в/б
  • Мячи ф/б
  • Бита-1 шт
  • Теннисный мяч (для игры «Лапта»)
  • Конусы-8 шт.
  • Маты- 2 шт.
  • Перекладина-1 шт.
  • Стойки для прыжков в высоту-2 шт.

 

Учебно-методические материалы.

 

  1. Теоретические материалы:
  • CD-диск  (материалы).
  1. Справочные материалы:
  • Термины в спортивной секции;
  1. Методические материалы:
  • памятки «Техника тренировок»,
  • Олимпийский урок (носитель)

 

Литература для педагога

 

1.         Абсалямов Г.Ш. – Национальные виды спорта в РСФСР. – М., 1967.

2.         Аванесов В.У. Экспериментальное обоснование системы использования средств восстановления работоспособности в учебно-тренеровочном процессе: Автореф. дис. …кан. пед. наук. М., ВНИИФК, 1973. – 28 с.

3.         Агаджанян Н.А., Кайков А.Ю. Резервы нашего организма. – М., 1990.

4.         Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни – цель обучения в системе физкультурного образования // Физическая культура в школе. – 1993. - № 9-10. – с. 10.

5.         Антонова О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб.пособие. – М., 1999.

6.         Базанов А.Г., Певгова Л.В. – Игры детей народов Крайнего Севера. – Л., 1949.

7.         Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

8.         Волков А.В. Мильнер Е.Г. Человек и бег. – М., 1987.

9.         Волков В.М., Филин В.П. – Спортивный отбор. – М: Физкультура и спорт, 1983.

10.       Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов ФК. Под редакцией Н.К. Меньшикова. – СПб., 1998 – 463 с.

11.       Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие. – М., 2000.

12.       Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебн. пособие. М., 2000.

13.       Гуревич И.А. – Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 1985.

14.       Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 288 с.

15.       Единая Всероссийская Классификация по национальным видам спорта северного многоборья. – М., 2002.

16.       Единая Всероссийская Спортивная Классификация 2001-2005 г.г. Часть - 1 – М., 2002.

17.       Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. – М., 2000.

18.       Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. – М., 2000.

19.       Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

20.       Зуев В.Н. – Управление системой соревнований в северном многоборье. - Омск 1996. – 171 с.

 

Зачетные нормативы

по общей и специальной физической подготовке для перевода воспитанников на следующий год обучения

 

 

Год обучения

Возраст

Бег на 30 м

Бег на 60 м

Бег на 100 м

Бег на 1000 м

Прыжки в длину с места

Тройной прыжок с места

Подтягивание на перекладине

Прыжок в длину с разбега

Прыжок в высоту с разбега

Метание топора на дальность

Прыжки через нарты

Тройной национальный прыжок

Метание тынзяна на хорей

1

6-8

6,3

10,8

-

-

140

400

-

200

75

-

-

-

-

2

8-9

6

10,6

-

Без учета времени

145

480

4

220

80

-

40

-

-

3

9-10

5,7

10,6

15,2

4,2

150

500

5

250

85

50

60

-

1

4

10-12

5,5

10,4

15

4,1

160

560

6

300

90

60

80

600

2

Зачетные нормативы

 

1

6-8

5

9,6

-

-

140

500

-

200

75

-

-

-

-

2

8-9

4,4

9

-

-

145

520

4

220

80

-

50

-

-

3

9-10

4,3

8,9

13

3,08

150

600

5

250

95

140

80

-

1

4

10-12

4,1

8,7

12,8

3,05

160

615

6

300

110

145

100

600

2

 

Календарно – тематическое планирование по программе «Игры народов Севера»

  2 год обучения (34 часа)

 

№ п/п

Дата

Темы занятий

Количество часов

Педагогические средства

Виды деятельности воспитанников

Информационно-методическое обеспечение

Прогнозируемый результат

 

Примечание

Всего

Педагогические средства

Виды деятельности воспитанников

Информационно-методическое обеспечение

I четверть – 9 часов

 

Инструктаж Тб спортивной секции – 1 час

 

1.

 

1.ОРУ типа зарядки. Инструктаж Тб по секции. Упражнения со скакалками. Эстафеты беговые с предметами. Игра «Перестрелки»

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

Беседа, рассказ. Практическое занятие

Групповая

 

Инструктажи по Тб начало и середину учебного года.

 

 

Введение – 1 час

 

2.

 

1.Введение. История развития национальных видов спорта. Инструктаж Тб. Подвижные игры.

1

1

-

1

Беседа, рассказ

Групповая

Мультимедия, компьютер

1.Знакомство с курсом.

2.История возникновения и развития национальных видов спорта.

3.Техника безопасности на каждой ступени обучения.

 

 

 

 

 

Физическая подготовка – 6 часов

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

1. Упражнения на мышцы ног. Прыжки вверх. Дыхание. Замеры ЧСС.

2.ОРУтипа зарядки. Замеры ЧСС. Бег 30 метров. Подвижные игры.

3.Бег медленный. Дыхание. Прыжки в длину с места. Прыжки со скакалками. Игра «Мини-футбол».

4.Упражнения на укрепления мышц ног. Прыжки с препятствиями. Челночный бег 3х10 м.-1 попытка. Игра «Лапта простая».

5.Бег с ускорением и замедлением. ОРУ с г/палками. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Эстафеты. Игра «Перестрелки»

6.Упражнения на мышцы ног, рук. Вис на перекладине. Упражнения со скакалками. Метание н/мяча. Игра «Два мяча».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

Практическое занятие

Индивидуально-групповая

 

1.Характеристика курса.

2.Общая физическая подготовка.

3.Спортивные игры и упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты.

Практика:

Прыжки, челночный бег 3х10 м., сгибания и разгибания рук, в упоре лежа, эстафетные забеги на скорость. Выполнение «Висы», метания.

 

 

Виды спорта – 1 час

 

9.

 

1. Беседа: «Виды спорта».  Названия спортивного инвентаря. Эстафеты беговые.

1

1

 

1

 

Беседа, рассказ

Групполвая, индивидуальная

Мультимедия, компьютер

1.Ознакомление с видами спорта в северном многоборье,

2.Терминология спортивного инвентаря.

3.Техника безопасности на каждой ступени обучения.

Практика:

Назвать учащимся виды спорта на Севере, какие виды спорта проходят на празднике «День Оленевода» в поселке.

 

 

 

 

 

 

 

II четверть - 7 часов

 

Бег с палкой-2 час

 

10.

 

 

 

11.

 

1.ОРУ типа зарядки. Бег с палкой -/соревнование/. Анализ результатов. Подвижные игры.

 

2.Упражнения на разминку. Бег с палкой.

Подвижные игры.

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

Практическое занятие

Индивидуально-групповая

 

1.Характеристика, особенности бега с палкой по пересеченной местности.

2.Техника безопасности. Условия проведения и правила.

 Практика: Упражнения на мышцы ног, дыхательные упражнения, бег с палкой.

Замеры ЧСС

 

 

 

 

 

Бег с палкой – 1 час

12.

 

1.ОРУ типа зарядки. Бег с палкой -/соревнование/. Анализ результатов. Подвижные игры.

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Практическое занятие

Индивидуально-групповая

 

1.Характеристика, особенности бега с палкой по пересеченной местности.

2.Техника безопасности. Условия проведения и правила.

 Практика: Упражнения на мышцы ног, дыхательные упражнения, бег с палкой.

Замеры ЧСС

 

Метание тынзяна на хорей - 4 часа

13.

14.

 

 

15.

16.

 

1..Инструктаж.Бег. Дыхательные упражнения. Замеры ЧСС. Виды спорта. Сборка тынзяна, растяжка. Имитация метания. Игра «Перестрелки».

 

2Упражнения на кисти рук. Пульс. Сборка тынзяна. Метание.

Подвижные игры.

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

Практическое занятие

Индив.

 

1.Инструктаж по метанию тынзяна, правила.

2.Основы изготовления, материал

3.Выполнение разминочных упражнений перед метанием.

Практика:

1.Подготовительные упражнения к метанию, процесс обучения сборке тынзяна, приемы растяжки перед сборкой.

 2.Выполнение подводящих упражнений в имитации метания.

3.Техника и практика метания тынзяна.

 

III четверть-10 часов

 

Метание тынзяна на хорей - 5 часов

 

17.

 

1.ОРУ типа зарядки. Инструктаж Тб по секции. Упражнения со скакалками. Эстафеты беговые с предметами. Игра «Перестрелки»

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

Беседа, рассказ. Практическое занятие

Групповая

 

Инструктажи по Тб начало и середину учебного года.

 

18.

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

20.

21.

 

1.Инструктаж. Названия спортивного инвентаря. Разминка мышц рук, плечевого сустава. Метание обручей в цель -/имитация метания тынзяна/. Игра «Перестрелки».

2.Бег. Дыхательные упражнения. Замеры ЧСС. Сборка тынзяна, растяжка. Метания тынзяна на хорей. Игра «Олени и пастухи».

3.Эстафеты беговые. Сборка, метание тынзяна. Игра Мини-футбол.

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

Беседа, рассказ, практическое занятие

Групповая, индивидуальная

 

1.Инструктаж по метанию тынзяна, правила.

2.Основы изготовления, материал

3.Выполнение разминочных упражнений перед метанием.

Практика:

1.Подготовительные упражнения к метанию, процесс обучения сборке тынзяна, приемы растяжки перед сборкой.

 

Прыжки через нарты - 4 часа

22.

23.

 

 

 

24.

25.

 

1.Бег с ускорением и замедлением. Инструктаж Тб по прыжкам. Прыжки через скакалку. Прыжки через нарты. Игра «Городки»

 

2.Бег в зигзаге. Дыхательные упражнения. Упражнения на мышцы ног.

Замеры ЧСС. Прыжки через нарты. Мини-футбол.

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

Беседа, рассказ, практическое занятие

Групповая, индивидуальная

 

1.Правила прыжков через нарты, судейство.

2. Постоянное совершенствование умений и навыков данного вида спорта.

3.Соблюдение Тб на всех занятиях

Практика:

1. Выполнение подготовительного этапа техники прыжка: через г/скамейки, дуги, другие предметы.

2.Упражнения со скакалками на отработку техники правильного прыжка

3.Практическое выполнение прыжков через нарты.

 

Перетягивание палки-1 час

26.

 

 

 

 

 

 

1.Упражнения с г/палками. Отжимание. Перетягивание палки -/совершенство/.Упражнения с б/б мячами. Игра «10-ть передач».

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, рассказ, практическое занятие

Групповая

 

 1.Правила проведения соревнований, этапы и последовательность.

 2.Тб при прохождении занятий, терминология спортивного инвентаря.

Практика:

1.Отжимания в упоре лежа. Висы на перекладине. Упражнения на мышцы рук и плечевого сустава, мелкая моторика пальцев рук с г/палками.

2.Выполнение упражнений на отработку техники гибкости кистевого аппарата.

3.Практическая работа « Перетягивание палки», результативность.

 

IV четверть-8 часов

Соревновательный период-4 часа

27.

 

28.

 

 

29.

 

30.

 

 

 

1.Упражнения типа зарядки. Полоса препятствий. Подвижные игры.

2.Бег. Упражнения на мышцы ног. Прыжки через нарты. Эстафеты беговые.

3.ОРУ типа зарядки. Бег 30 метров. Игра «Перестрелки».

4.Упражнения со скакалками. Ведение мяча в баскетболе, броски / снизу вверх./Игра «Городки»-/обучение/.

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

1

 

1

 

 

1

 

1

Практическое занятие

Групповая, индивидуальная

 

1.Правила прохождения соревнований.

2. Соблюдения Тб, результативность.

Практика:

1.Прохождение учащимися полосы препятствий.

2.Выполнение упражнений разминочного характера.

 

Контрольно-переводные испытания-4 часа

31.

 

 

32.

 

33.

 

 

34.

 

1.Бег с ускорением и замедлением. Тестирование.

Подвижные игры.

2.ОРУ типа зарядки. Тестирование.

Эстафеты. Игра «Городки».

3.Упражнения с обручами. Тестирование.

Игра через сетку «Два мяча».

4.Тестирование. Упражнения со скакалками. Подвижные игры. Итоги за год.

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

Практическое занятие

Фронтальная, индивидуальная

  1.  

 

Форма проведения (тестирования, сдача по видам спорта в северном многоборье, сопоставление  с предшествующим результатом)

 

 

 

Итоги:

34

6

28

34