3.2.1. Программа стажировки

Ничков Николай Викторович

Образовательная программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»

 

ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;

ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:

1. Создать условия для освоения стажёрами теоретических и практических аспектов организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО на примере работы кружка «Прекрасное – своими руками!» по направлению «Общекультурное» через:

  • Разработку индивидуальной программы стажировки по программе дополнительного образования «Умелые ручки»;
  • Заполнение педагогами-тьюторами и стажёрами  карт анализа и самоанализазанятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода посредством использования «Методического конструктора УУД»;
  • Пополнение мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;
  • Создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:
  • разработка этапа мероприятия;
  • соединение этапов в коллективный продукт: технологическую карту занятия по выбранной из предложенных тьютором теме;
  • защита образовательного продукта в форме заочного участия в «Мастерской педагога-стажёра» (размещение технологических карт занятия на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившееся занятие)
  • заполнение «Дневника прохождения стажировки»

2. Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;

3. Диссеминация передового педагогического опыта

 

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одного из  направлений, программы (самостоятельное изучение материала).

Тема 2. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО 

Тема 3. Технологическая карта занятия как как новый вид методической продукции педагога.

Тема 4. Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» (самостоятельное изучение материала).

Тема 5. В мастерской педагога (практикум).

Тема 6. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

            Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.

            Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки»

Пояснительная записка

 

Автор программы: Лусникова Е.А.

Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012 учебном году (первый год обучения), в 2012-2013 учебном году проходит апробацию (второй год обучения).

Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
  • воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять
  • характерные черты изготавливаемой поделки;
  • совершенствование трудовых умений и навыков.

Актуальность и практическая значимость Программы

            Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

            Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 

            Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Срок реализации: 3 года

Целевые индикаторы реализации Программы:

  • Уровень усвоения знаний учащимися (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
  • Уровень умений (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • адекватно воспринимать оценку учителя

Второй уровень результатов:

  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • планировать свои действия;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов

Третий уровень результатов:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи, устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.

 

            Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.

 

Программа очного модуля педагога-тьютора Лусниковой Е.А.

 

 

17 декабря (вторник)

18 декабря (среда)

Самостоятельная работа

10:00 Регистрация участников стажировочной площадки

10:30 –ПРАКТИКУМ

 (каждый тьютор по своей программе стажировки)

Выполнение итогового задания: разработка технологической карты зачётного мероприятия

 

 Участие (дистанционное) в «Мастерской педагога-стажёра»

 

 

Рефлексия

(интерактивное голосование)

10:30 -11:00  (актовый зал) Пленарная часть:

  • Приветствие участников стажировки
  • Теоретические аспекты системно-деятельностного подходаво внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО  (Бородина Г.А.)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ групп (Ничкова Т.А.)
  • О форме отчётности (Ничкова Т.А.)

10:30 – 11:05, 2 класс«Красная книга России» (изготовление альбома в технике пейп-арт

(тема на 2 часа, 2-ое занятие)

 

Перемена 10 минут

 

11:15 – 11:50РЕФЛЕКСИЯ – Работа с картой наблюдения

30-40  минут: анализ по схеме, самоанализ (стажёр проверяет своё умение распределять УУД, этапы занятия и т.п.).

11:10 – 12:20 (каб. №16)

Обучающий семинар «Работа с технологической картой»

12:20 – 13:20 ОБЕД

12:45 – 13:45 ОБЕД

13:30 – 16:20          ПРАКТИКУМ

 (каждый тьютор по своей программе стажировки)

13:50 – 17:15          ПРАКТИКУМ

 (каждый тьютор по своей программе стажировки)

13:30 – 14:05,2 класс «Красная книга России» (изготовление альбома в технике пейп-арт)

(тема на 2 часа, 1-ое занятие)

 

Перемена 10 минут

 

14:15 – 14:50, мастер-класс «Рыбы, птицы, звери» (Вторая жизнь газет)

Перемена 10 минут

 

15:00-15:35 РЕФЛЕКСИЯ – Работа с картой наблюдения

30 минут: анализ по схеме, самоанализ (стажёр проверяет своё умение распределять УУД, этапы занятия и т.п.).

13:50 – 16:20 Консультация с тьютором. Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия

 

16:25 – 17:15 Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия

 

15:40 – 17:15 Консультация с тьютором (выбор темы, этапа занятия в рамках  зачётного задания)

При необходимости: работа по подбору материала (Интернет)

17:20-18:00

МАСТЕР-КЛАСС по танцам (разгрузка)

17:20-18:00

Коллективная рефлексия:

  • Закрытие стажировочной площадки;
  • ПРЕСС-РЕЛИЗ;
  • Заполнение дневника стажировки

18:05 – 18:40 УЖИН

18:05 – 18:40 УЖИН

Выполнение домашнего задания (в интернате или дома)