3.1.1. Программа стажировки

Ничков Николай Викторович

Образовательная программа дополнительного образования

«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»

 

ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;

ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:

1. Создать условия для освоения стажёрами теоретических и практических аспектов организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО на примере работы кружка «Прекрасное – своими руками!» по направлению «Общекультурное» через:

· Разработку индивидуальной программы стажировки по программе дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»;

· Заполнение педагогами-тьюторами и стажёрами  карт анализа и самоанализа занятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода посредством использования «Методического конструктора УУД»;

· Пополнение мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;

· Создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:

* разработка этапа мероприятия;

* соединение этапов в коллективный продукт: технологическую карту занятия по выбранной из предложенных тьютором теме;

* защита образовательного продукта в форме заочного участия в «Мастерской педагога-стажёра» (размещение технологических карт занятия на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившееся занятие);

* заполнение «Дневника прохождения стажировки»

2. Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;

3. Диссеминация передового педагогического опыта

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одного из  направлений, программы (самостоятельное изучение материала).

Тема 2. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО 

Тема 3. Технологическая карта занятия  как новый вид методической продукции педагога.

Тема 4. Образовательная программа дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» (самостоятельное изучение материала).

Тема 5. В мастерской педагога (практикум).

Тема 6. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

            Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.

            Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

Образовательная программа дополнительного образования

«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»

Пояснительная записка

            Авторы программы: Ничков Н.В., Ничкова Т.А.

            Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012, 2012-2013  учебном году (1, 2  год обучения), проходит апробацию модуль третьего года обучения. Программа прошла лицензирование департаментом образования ЯНАО.

            Кружковые объединения типа «Прекрасное – своими руками!», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.

 Работа по данной программе обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся начальных классов в данном аспекте, что даёт большой воспитательный эффект, ведь человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым

Цели:

· Формирование у обучающихся навыков работы с проволокой на основе использования базовых фигур и техники объёмного плетения;

· Формирование творческой личности и создание условий для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;

· Приобщение детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;

· Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные:

· Обучающимся овладеть знаниями элементарных приемов работы с проволокой: сгибание по контуру, скручивание, обматывание на основе работы с базовыми фигурами;

· Формировать навыки работы с проволокой, создания собственных проволочных конструкций путём сгибания по контуру, на основе базовых фигур и с применением техники объёмного плетения.

· Обучающимся овладеть  элементарными приемами работы по контуру, на основе базовых фигур, объёмного плетения работы с проволокой: «Винт», «Колодец».

Развивающие:

· Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности;

· Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

· Формировать коммуникативную  и общекультурную компетенции;

· Воспитывать чувство любви и уважения к традициям и культуре родной земли;

· Формировать культуру общения в группе.

            Актуальность и практическая значимость программы: полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

            Внеурочная деятельность в рамках данной программы направлена на развитие воспитательных результатов:

· приобретение обучающимися социального опыта;

· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

            Новизна программы в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами. Интеграция основана на привлечении лингвистического материала (этимология слова, его закрепление в речи в форме фразеологизмов), на использовании тематических подборок литературного материала (малые жанры фольклора).

            Срок реализации: 3 года

            Целевые индикаторы реализации программы:

· Уровень усвоения обучающимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)

· Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).

            Параметры:

· Знать/понимать

· Умение использовать

· Владение опытом

· Наличие личностных качеств

            Ожидаемые результаты:

            Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

· Наличие интереса к трудовой деятельности, стремление к творческому самовыражению через работу с проволокой;

· Владение основными приемами работы с проволокой: скручивание, обматывание, изготовление спиралей и т.п.;

· Проявление навыков плетения из проволоки на основе применения базовых фигур;

· Умение работать по алгоритму.

            Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

            Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

            Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями. Разработана рабочая тетрадь-портфолио для 1 и 2 года обучения.

 

Программа очного модуля педагога-тьютора Ничкова Н.В., кабинет №18

 

 

17 декабря (вторник)

18 декабря (среда)

Отчётность стажёра

9:45-10:25  Завтрак, столовая (Слабко О.В.)

9:30-10:15 Регистрация участников стажировочной площадки, административный зал (Бородина Г.А., Андреева Е.Г.)

10:10-10:25  Экскурсия по школе(Подгорных Н.А.)

9:30-10:25   Завтрак, столовая (Слабко О.В.)

 

 

  • Заполненные карты анализа посещённых занятий, построенные на основе системно-деятельностного подхода посредством использования «Методического конструктора УУД»;
  • Технологическая карта разработанного группой (или индивидуально) занятия по выбранной из предложенных тьютором теме согласно специфике программы внеурочной деятельности педагога-тьютора
  • Защита образовательного продукта в форме заочного участия в «Мастерской педагога-стажёра» (размещение технологических карт занятия на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившийся)
  • Заполнение «Дневника прохождения стажировки»

 

10:30 -11:00  (актовый зал) Пленарная часть:

  • Приветствие участников стажировки (Дубникова Е.В., Толстикова Г.Л.)
  • Теоретические аспекты системно-деятельностного подходаво внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО  (Бородина Г.А.)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ групп (Ничкова Т.А.)
  • О форме отчётности (Ничкова Т.А.)

 

10:30 –12:45   ПРАКТИКУМ «Занятия с детьми» (каб. №18)

10:30 – 11:05, 1 класс  (тема на 2 часа, 2-ое занятие)

Перемена 15 минут

 

11:20 – 11:55, 2 класс (тема на 2 часа, 2-ое занятие)

Перемена 10 минут

 

12:05-12:40РЕФЛЕКСИЯ – Работа с картой наблюдения: анализ по схеме, самоанализ (стажёр проверяет своё умение распределять УУД, этапы занятия и т.п.).

11:10 – 12:20 (каб. №16)

Обучающий семинар «Работа с технологической картой»

(Бородина Г.А.)

12:20 – 13:20 ОБЕД

12:45 – 13:45 ОБЕД

13:30 – 16:20          ПРАКТИКУМ

(каждый тьютор по своей программе стажировки)

13:50 – 17:10Работа с тьютором(каб. №18)

13:50 – 14:50 Консультация с тьютором. Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия

Перемена 10 минут

 

15:00 – 16:00 Консультация с тьютором. Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия

Перемена 10 минут

 

16:25 – 17:10 Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия

Перемена 10 минут

Тема рассчитана на 2 часа

Ничков Н.В., кружок «Прекрасное – своими руками!» (каб. №18)

13:30 – 14:05, 1 класс(тема на 2 часа, 1-ое занятие)

Перемена 15 минут

 

14:20 – 14:55, 2 класс(тема на 2 часа, 1-ое занятие)

Перемена 10 минут

 

15:05-15:35 РЕФЛЕКСИЯ – Работа с картой наблюдения

30 минут: анализ по схеме, самоанализ (стажёр проверяет своё умение распределять УУД, этапы занятия и т.п.).

15:40 – 17:15

  • Знакомство с программой дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
  • Консультация с тьютором (выбор темы, этапа занятия в рамках  зачётного задания)

При необходимости: работа по подбору материала (Интернет)

17:20-18:00

МАСТЕР-КЛАСС по танцам (разгрузка)

17:20-18:00Коллективная рефлексия:

  • Закрытие стажировочной площадки;
  • ПРЕСС-РЕЛИЗ;
  • Заполнение дневника стажировки

18:05 – 18:40 УЖИН

18:05 – 18:40 УЖИН

Выполнение домашнего задания (в интернате или дома)

Отъезд иногородних стажёров