3.5.1. Программа стажировки

Ничков Николай Викторович

Образовательная программа дополнительного образования

«Юный исследователь»

 

ЦЕЛЬСТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «социальное» в рамках реализации ФГОС НОО;

ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:

1. Создать условия для освоения стажёрами теоретических и практических аспектов организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО на примере работы кружка «Юный исследователь» по направлению «Общеинтеллектуальное» через:

  • Разработку индивидуальной программы стажировки по программе дополнительного образования «Юный исследователь»:
  • Заполнение педагогами-тьюторами и стажёрами  карт анализа и самоанализазанятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода посредством использования «Методического конструктора УУД»;
  • Пополнение мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;
  • Создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:
  • разработка этапа мероприятия;
  • соединение этапов в коллективный продукт: технологическую карту занятия по выбранной из предложенных тьютором теме;
  • защита образовательного продукта в форме заочного участия в «Мастерской педагога-стажёра» (размещение технологических карт занятия на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившееся занятие)
  • заполнение «Дневника прохождения стажировки»

2. Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Социальное» в рамках реализации ФГОС НОО;

3. Диссеминация передового педагогического опыта

 

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одного из  направлений, программы (самостоятельное изучение материала).

Тема 2. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО 

Тема 3. Технологическая карта занятия как новый вид методической продукции педагога.

Тема 4. Образовательная программа дополнительного образования «Юный исследователь» (самостоятельное изучение материала).

Тема 5. В мастерской педагога (практикум).

Тема 6. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

            Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.

            Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Образовательная программа дополнительного образования «Юный исследователь»

Пояснительная записка

Автор-составитель программы: ПыриркоН.А.

Статус программы:прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012, 2012-2013  учебном году (1, 2  год обучения), проходит апробацию модуль третьего года обучения.

  Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. 

Социальная направленность программы отражается в умении обучающихся строить отношения  в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Лабораторно-исследовательские работы обучающихся повышают интерес к биологии, экологии, охране природы. У обучающихся  формируются основы специфических умений, подкрепленные соответствующей теоретической базой.

Исследовательская деятельность обучающихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
  • развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнера, отстаивать свое мнение.

Содержание программы:Предлагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся состоит из трех относительно самостоя­тельных подпрограмм:

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.

 

  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают

 

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию

            Актуальностьосновывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Основная часть времени отведена на практические занятия, так как главная задача программы – показать ребятам, как проводить исследования, наблюдения. Обучающиеся принимают участие в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

 

Срок реализации: 3 года

 

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

 

Предполагаемые результаты реализации программы:

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов: (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Второй уровень результатов:(2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов: (4 класс)  предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.