3.7.0. Школа массового спортивно-бального танца

Ничков Николай Викторович

 

 

 

 

 

Пенкин Владимир Васильевич,

руководитель школы массового спортивно-бального танца

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

 

 

Наименование программы

Адаптированная модифицированная образовательная программа

дополнительного образования детей «Танцевальная карусель»

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Пенкин В.В., педагог дополнительного образования МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 1-4 классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Цели и задачи Программы

Цель программы:

Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца.

Задачи:

Обучающие:

  • Развитие у воспитанников посредством музыкально-ритмического психотренинга следующих психических процессов: внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
  • Формирование нравственно - эстетических знаний, художественно-пластических умений и развитие психомоторных навыков.

Развивающие:

  • Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.
  • Развитие у детей музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.

Воспитательные:

  • Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.

Научно-методические основы разработки Программы

  1. Документы, положенные в основу Программы развития:
  2. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  3. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  4. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  6. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  7. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  8. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

3учебных года

Целевые

индикаторы  реализации Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень воображения, фантазии, художественного и творческого вкуса.

Ожидаемые результаты

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов (первый год обучения):

  • Знать правила безопасности при работе в паре. Общие правила поведения в танцевальном зале.
  • Знать название, стилевые и ритмические особенности предлагаемых танцев.
  • Соблюдать правила поведения в танцевальном зале, при работе над тренингом.

Программа предусматривает достижение второго уровня результатов (второй год обучения):

  • Уметь эмоционально выражать танцевальный образ в движении под музыку
  • Выполнять основные фигуры Ча-ча-ча, Самба, Джайв, Пасодобль.

Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов (третий год обучения):

  • Выполнять танцевальные фигуры Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена), Фристайл, Ча-ча-ча.
  • Самостоятельно создавать небольшие этюды и композиции на свободную тему продолжительностью 1-1,5 минуты.
  • Определять на слух характерные ритмические рисунки танцев латиноамерисканской и европейской программы.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Пояснительная записка

 

История спортивного бального танца богата многочисленными  и фееричными турнирами. Уже больше века спортивные бальные танцы волнуют нас своими фигурами и незабываемой техникой танцоров. Последние годы интерес к бальным танцам проявился и на российском телевидении в программе «Танцы со звездами»

 

Из истории спортивного бального танца

 

XX век по одному образному выражению «родился в бальных туфлях» и на вершине, охватившего тогда весь мир олимпийского движения (первые олимпийские игры состоялись в 1896 году) танцорам оставалось только нацепить себе на спину порядковый номер и разработать правила игры. О возникновении самой идеи танцевальных соревнований можно спорить, толи она родилась во всю прогрессирующей в то время Америке, толи в старой доброй Европе, но все-таки первым известным танцевальным состязанием стал турнир по танго в Ницце. Он был организован в 1907 году Камилем де Реналем и затем с успехом повторился в Париже в 1909 году. Жестких правил проведений чемпионатов еще не существовало. Профессионалы и любители соревновались вместе на одном паркете. Господствовало полная и абсолютно произвольная свобода творчества, как со стороны танцоров, так и со стороны судей. Такое положение дел имело место еще на Парижском чемпионате мира в 1911 году, но после раскола между любителями и профессионалами в 1922 году в Лондоне разрабатываются первые правила к проведению чемпионатов и отчетах о них. Наряду с уже существовавшей Всемирной организации танцоров-любителей создается FID (Всемирная федерация танцев – 15 мая 1926г) в Париже. А 8 сентября 1929 года в Цюрихе создается еще и LIG (Ассоциация международных турниров).

Конфликт помогла разрешить «Большая Конференция», проходившая в Лондоне (апрель 1929 г), «английский стиль» в танцах безапелляционно и полновластно «подмял» под себя всю Европу.

В это время заявляет о себе пока еще не коронованный, но уже престижный Блэкпул – чемпионаты мира там проводились уже в то время на очень высоком уровне. Проходит Лондонский турнир «Star», в котором приняли участие все танцевальные лидеры. Конкурсные бальные танцы преподаются сегодня во всем мире, благодаря чему получил название «Интернациональный».

Все современные конкурсы бальных танцев имеют в своем составе две основные программы: Европейскую и Латиноамериканскую. Каждая из них предполагает исполнение пяти стандартных танцев.

Пять классических европейских танцев: Венский вальс, Медленный вальс, Медленный фокстрот, Квикстеп, Танго исполняются во всем мире, как на бытовом, так и на высоком профессиональном уровне. Мелодические европейские танцы текуче-грациозны, движение в них начинается в верхней части корпуса, с рук. Партнеры танцуют символически гармонично. Фигуры европейских танцев были в свое время жестко стандартизированы и разнесены по категориям, соответствующим различным уровням танцевального обучения.

Латиноамериканскую конкурсную программу входят пять танцев: Самбо, Румба, Пасодобль, Ча-ча-ча и Джайв. Эти танцы предназначены только для парного исполнения. Позиции в этих танцев варьируются от фигуры к фигуре, иногда они исполняются в закрытой танцевальной позиции, иногда партнеры поддерживают контакт друг с другом только руками. Все фигуры этих танцев стандартизированы, существует несколько уровней обучения, единая техника, ритм и темп исполнения этих танцев. Конкурсные бальные танцы преподаются сегодня во всем мире, благодаря чему их стиль получил название «интернациональный».

На чемпионатах по бальным танцам появился новый вид соревнований – «формейшн». В турниры по формейшн входит исполнение все тех же 10 бальных танцев, только в ансамблевом варианте.

В России движение спортивного бального танца приобрело огромную популярность и престиж. В рамках Федерации Спортивного Танца России проходит множество соревнований различного регионального и общероссийского уровня. Неизменным является чемпионат России по спортивным бальным танцам. Огромной популярностью пользуется Международный турнир «Кубок Спартака» в г. Москве.

Данная программа «Танцевальная карусель» является адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программой программы «Воспитание танцем» и предназначена в основном для детей коренной национальности, но может быть использована в любых детских коллективах.

В процессе реализации авторской программы «Воспитание танцем» выявились её сильные и слабые стороны. Несомненно, программа, отвечает цели программы — создает условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца, развивает посредством музыкально-ритмического тренинга внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.Что подтвердили тестирования и анализ в рамках НОУ проведенных учащимися школы Гайнановым Русланом (6а класс) в 2009-2010 уч.г. и Кузиной Лидией (7а класс) в 2010-2011 уч.г.

Выполнены главные отличительные особенности программы: подготовлены инструктора танца, в рамках программы организованно массовое танцевальное движение в школе. На начало 2011-2012 уч.г. бальными танцами занималось свыше 140 детей. Добрая половина детей в школе получило в той или иной степени психомоторное развитие. Дети стали сами придумывать и ставить танцы.

Наряду с выше изложенным, программа имеет ряд недостатков. Программа сильно перегружена по объему и выполнима только с очень большой степенью переработки по часам. Программа подразумевает работу не одного преподавателя дополнительного образования, а всего коллектива школы, в первую очередь заместителя по воспитательной работе и классных руководителей задействованных классов. Уровень сложности и объем программы неоправданно велик. В силу этого программа становится громоздкой и трудновыполнимой в условиях общеобразовательных школ Крайнего Севера. Сказывается также оторванность от соревновательного процесса в рамках Федерации танцевального спорта России. В связи с этим назрели необходимые изменения и адаптация её к условиям работы в общеобразовательных школах крайнего севера:

  1. акцент в работе с группами делать не на массовость и соревновательный процесс в рамках спортивного бального танца, а на развитие профессионального мастерства эстрадного танца на основе латиноамериканских танцев (латина соло);
  2. подготовку инструкторов танца перепрофилировать с подготовки танцоров по классу начинающих в рамках спортивного бального танца на постановку эстрадного танца в свободной манере;
  3. итоги работы и мониторинг проводить не по результатам соревнований в рамках спортивного бального танца, а по итогам показательных выступлений полугодовых и годовых выступлений.

 

Цель программы:

Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца.

 

Задачи:

Обучающие:

  1. Развитие у воспитанников посредством музыкально-ритмического психотренинга следующих психических процессов: внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
  2. Формирование нравственно - эстетических знаний, художественно-пластических умений и развитие психомоторных навыков.

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.
  2. Развитие у детей музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.

Воспитательные:

  1. Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.

 

Основные отличия:

  • Развитие творческих способностей ребенка посредством импровизационных постановок и создания своих собственных танцев с постановкой их среди коллектива сверстников.
  • Комплексный подход к содержанию воспитательного процесса.

 

Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические

 

Принципы:

  • уважение к личности ребенка;
  • признание права ребенка на ошибку;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 

Методы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

 

Программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца. Для занятий необходим танцевальный зал с оборудованием для работы над классическим станком или сцена, а также технические средства.

 

Параметры танцевальных композиций

 

Координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы:

  • объем движений;
  • переключаемость движений;
  • интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора упражнений в соответствии с музыкальным ритмом:

  • быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
  • подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
  • маховые движения – 80-90 у.м.;
  • наклоны – 70 у.м.;
  • повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.

Определение сложности музыкально-ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом. Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.

 

 

Ключевые определения танцевальных движений

 

Ключевые определенияФристайл

LEGSACTION – Действия ног

 

 

Типы действий

Описание основного действия

Варианты, устойчивые соединения, фигуры

Позиции

Knee Lift

Кни лифт

Любые действия ног, при которых происходит подъем ноги со сгибом в колене

Kick – кик,

Quick-kick – квик-кик, Kick-Ball-Change – кик-болл-чендж

Knee Lift

Кни лифт

Point (Toe, Hiel) Точка (носок, каблук)

Положения (выключенной) выпрямленной в колене рабочей ноги, указывающей носком или каблуком в пол в любом направлении

Step-Point –степпоинт,

Low-Step-Point –лоустеппойнт

Arabesque – арабеск

Rond– ронд

Любые круговые движения ногой

 

 

Spring – пружина

1. Пружинавколенях

2. Пружинавстопах

 

 

Releve – релевэ

Подъемна полупальцах

 

 

Slip – слип

Короткое скольжение на стопе в любую сторону

 

 

Pressure – пресс

Давление на одну из ног за счет частичной подачи на нее веса корпуса

 

Pressure-Line– пресс лайн

Wisk – Виск

Занос рабочей ноги назад за опорную ногу с точкой или частичным переносом веса

 

 

Whip – хлыст

Виск с хлыстообразным движением рабочей ноги

 

 

Cross – кросс

Пересечение с рабочей ногой впереди опорной с точкой или частичными переносом веса

 

 

Twist – твист

Вращательно-возвратные действия:

а) в стопах;

б) в бедрах;

в) в стопах и бедрах одновременно

Toe-Heel-Twist –

тоухилтвист,

Contr-Twist –

контр твист

 

Plie– плие

Любые варианты приседаний

 

 

 

TRANSFERПеремещение

 

Типы действий

Описание основного действия

Основные варианты

Устойчивые соединения

Steps – шаги

Перенос веса с ноги на ногу

Run – ран, Slip-Step – слип-степ, PressureStep – прессстеп,StepRond – степ-ронд,Check – чек, CrossStep – кросс-степ

Botafogo – ботафого,

Zif-zag – зигзаг,

Chasse –шассе

Rock – рок

Перенос веса с ноги на ногу без отрыва ног от пола

 

 

Twist – твист

Перемещение за счет твистовых действий стоп и бедер

Charlston –чарльстон

Contr-Twist – контр твист

 

 

Действия рук

 

Позиции рук: горизонтальная, параллельная, диагональная, противоположная, высокая и низка V.

 

 

Типы действий

Описание основного действия

Основные варианты,

устойчивые соединения и позиции

Push-Pull

пуш пул

Резкое толкающее или тянущее движение рук

Flick – флик,

Pump– насос

Clap – клэп

Любые варианты хлопков

 

Roll – роул

Вращательно-круговые движения рук

Rolly-Polly – роли-поли,

Roll-Point – роул-пойнт

Swing свинг

Маховое, маятниковое действие рук

 

 

 

JUMP – Прыжок

 

 

Типы действий

Описание основного действия

Основные варианты,

устойчивые соединения

Jump прыжок

Прыжок с двух ног на две или с двух на одну.

Направление:

а) на месте;

б) в любом направлении

Criss-Cross-Jump – крис кросс джамп (прыжки крест-накрест), Tour-Jump – прыжоквокругоси

 

Подробное описание базовых фигур

Венский вальс «Правый поворот» (NaturalTurn)

 

Мужчина

 

шаг

Позиция ступней

построение

Степень поворота

Подъем и снижение

Работа ступни

наклон

1

ПН вперед

По ЛТ

1/8 между предшествующими шагом и шагом 1

Подъем в конце шага 1

Каблук носок

Прямо

2

ЛН в сторону

Спиной к центру

¼ между шагом 1 и 2

Вверх на шаге 2

Носок

ВП

3

ПН приставляется к ЛН

Спиной ДЦ

1/8 между шагом 2 и 3

Вверх на шаге 3 снижение в конце шага 3

Носок каблук

ВП

4

ЛН назад в сторону

Спиной по ЛТ

1/8 между шагом 3и 4

Подъем в конце шага 4 БПС

Носок каблук

Прямо

5

ПН в сторону

Указывая ДЦ

3/8 между шагом 4 и 5 корпус поворачивается меньше

Подъем корпуса на шагах 5 и 6

Носок

ВЛ

6

ЛН приставляется к ПН

Лицом ДЦ

Корпус завершает поворот

Снижение в конце шага 6

плоско

ВЛ

 

 

Дама

 

шаг

Позиция ступней

построение

Степень поворота

Подъем и снижение

Работа ступни

наклон

1

ЛН назад в сторону

Спиной по ЛТ

1/8 между предшествующими шагом и шагом 1

Подъем в конце шага 1 БПС

носок Каблук

Прямо

2

ПН в сторону

Указывая ДЦ

3/8 между шагом 1 и 2 корпус поворачивается меньше

Подъем корпуса на шагах 2 и 3

Носок

ВЛ

3

ЛН приставляется к ПН

Лицом ДЦ

Корпус завершает поворот

снижение в конце шага 3

плоско

ВЛ

4

ПН вперед

По ЛТ

1/8 между шагом 3 и 4

Подъем в конце шага 4

каблук Носок

Прямо

5

ЛН в сторону

Спиной к центру

¼ между шагом 4 и 5

Вверх на шаге 5

Носок

ВП

6

ПН приставляется к ЛН

Спиной ДЦ

1/8 между шагом 5 и 6

Вверх на шаге 6

Снижение в конце шага 6

Носок каблук

ВП

 

Джайв

«Фоллэвэй рок»

Мужчина

 

шаг

Позиция ступней и ведение

Степень поворота

счет

Ритм

1

ЛН назад в позиции «Фоллэвэй», поворачивая дама ВП

1/8 ВЛ на шаге 1

1

Б

2

Перенесите вес вперед на ПН в ПП, начиная поворачивать даму ВЛ

Начинайте поворот ВП

2

Б

3-5

ЛН в сторону, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ, продолжая поворачивать даму ВЛ

Продолжайте поворот, на шагах 2-5 сделайте поворот на 1/8 ВП

3 и 4

Б а Б

6-8

ПН В сторону, начиная исполнение «Шассе» - ПЛП

нет

3 и 4

Б а Б

Начинайте из закрытой лицевой позиции, вес – на правой ноге

Заканчивайте в закрытой лицевой позиции 1 ½ такта

 Дама

 

шаг

Позиция ступней и ведение

Степень поворота

счет

Ритм

1

ПН назад в позиции «Фоллэвэй»

1/4 ВП

1

Б

2

Перенесите вес вперед на ЛН в ПП

Начинайте поворот ВЛ

2

Б

3-5

ПН в сторону, начиная исполнение«Шассе» - ПЛП

Продолжайте поворот, на шагах 2-5 сделайте поворот на 1/4 ВЛ

3 и 4

Б а Б

6-8

ЛН В сторону, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ

нет

3 и 4

Б а Б

 

Заканчивайте в закрытой лицевой позиции 1 ½ такта

 

Ча-ча-ча

«Основное движение»

Мужчина

 

шаг

Позиция ступней и ведение

Степень поворота

счет

1

ЛН вперед

Начинайте поворот ВЛ

2

2

Перенесите вес на ПН

Продолжайте поворот ВЛ

3

3-5

ЛН в сторону и немного назад, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ

Продолжайте поворот, на шагах 1-5 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ)

4 и 1

6

ПН назад

Продолжайте поворот ВЛ

2

7

Перенесите вес на ПН

Продолжайте поворот ВЛ

3

8-10

ПН в сторону, начиная исполнение «Шассе» - ПЛП

Продолжайте поворот, на шагах 6-10 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ)

4 и 1

Начинайте из закрытой лицевой позиции, ступни ног – на расстоянии друг от друга, вес на правой ноге

 

Заканчивайте в закрытой позиции 2 такта

Работа ступни: подушечка, плоско на всех шагах

 

Дама

 

шаг

Позиция ступней и ведение

Степень поворота

счет

1

ПН вперед

Начинайте поворот ВЛ

2

2

Перенесите вес на ПН

Продолжайте поворот ВЛ

3

3-5

ЛН в сторону и немного назад, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ

Продолжайте поворот, на шагах 1-5 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ)

4 и 1

6

ПН назад

Продолжайте поворот ВЛ

2

7

Перенесите вес на ЛН

Продолжайте поворот ВЛ

3

8-10

ЛН в сторону, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ

Продолжайте поворот, на шагах 6-10 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ)

 

Начинайте из закрытой лицевой позиции, ступни ног – на расстоянии друг от друга, вес на левой ноге

 

Заканчивайте в закрытой позиции 2 такта

Работа ступни: подушечка, плоско на всех шагах

 

Самба «Основное движение с ПН»

Мужчина

 

шаг

Позиция ступней

Рекомендуемые построения

Степень поворота

счет

1

ПН вперед

 

В соответствии с тем, как закончена предшествующая фигура

 

Без поворота или до ¼ ВП на шагах 1-4

1 или М

2

ЛН приставляется к ПН, оказывая давление на пол, без веса

2 или М

3

ЛН назад

1 или М

4

ПН приставляется к ЛН, оказывая давление на пол, без веса

2 или М

Заканчивайте в закрытой лицевой позиции

Работа ступней: подушечка, плоско на всех шагах. (Работа ступни на 1-ом шаге может быть «Каблук, плоско», но при этом не следует исполнять этот шаг с ведущим каблуком)

 

 

шаг

Позиция ступней

Рекомендуемые построения

Степень поворота

счет

1

ЛН вперед

 

В соответствии с тем, как закончена предшествующая фигура

 

Без поворота или до ¼ ВП на шагах 1-4

1 или М

2

ПН приставляется к ЛН, оказывая давление на пол, без веса

2 или М

3

ПН назад

1 или М

4

ЛН приставляется к ПН, оказывая давление на пол, без веса

2 или М

Дама

 

Заканчивается в закрытой лицевой позиции

Работа ступней: подушечка, плоско на всех шагах. (Работа ступни на 1-ом шаге может быть «Каблук, плоско», но при этом не следует исполнять этот шаг с ведущим каблуком)

 

Примечание: Список используемых сокращений

ЛН – левая нога ДС – диагональ к стене ВП – вправо

ПН – правая нога ДЦ – диагональ к центру ПДК – противодвижение корпуса

ВЛ – влево ЛТ – линия танца БПС – без подъема ступни

ППДК – позиция противодвижение корпуса

 

Условия реализации программы

 

Программа «Танцевальная карусель» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 216 учебных часов практических и теоретических занятий. Каждый год обучения –по 72 часа.

 

Этапы реализации программы

Формы работы:

  1. Индивидуальная.

Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночноготанцевания. Индивидуальная наработка техники правильноготанцевания.

  1. Работа в группе.

Отработка композиций ансамблевого исполнения фристайл.

 

Программа «Танцевальная карусель» – это сочетание развития индивидуальных исполнительских и творческих способностей с представлением их на суд публики и оценочной комиссии два раза в год (полугодовые и годовые итоговые выступления).

Итоговый зачет после трех лет обучения проводится по итоговому годовому выступлению и оценке представленной авторской композиции на свободную тему.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям, умениям воспитанников школы танца

 

Знать (теория)

Уметь (практика)

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов (первый год обучения):

Правила безопасности при работе в паре. Общие правила поведения в танцевальном зале.

Соблюдать правила поведения в танцевальном зале, при работе над тренингом.

Название, стилевые и ритмические особенности предлагаемых танцев

Уметь эмоционально выражать танцевальный образ в движении под музыку

Программа предусматривает достижение второго уровня результатов (второй год обучения):

Краткая история развития танцевального искусства в Европе.

Выполнять основные фигуры Ча-ча-ча, Самба, Джайв, Пасодобль

Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов (третий год обучения):

Краткая история развития конкурсного танца.

Выполнять танцевальные фигуры Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена), Фристайл, Ча-ча-ча. Самостоятельно создавать небольшие этюды и композиции на свободную тему продолжительностью 1-1,5 минуты.

Название основных фигур и особенности исполнения латиноамериканской программы.

Определять на слух характерные ритмические рисунки танцев латиноамерисканской и европейской программы.

Оценка и контроль результатов школы танца

Эффективность обучения школы танца

 

Сроки

Вид деятельности

Форма контроля и оценка результатов

первый год обучения

Первое полугодие

Приобретение знаний, умений, навыков в эмоциональном восприятии танца.

Полугодовой академический концерт

Второе полугодие

 

Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур в соответствии с типом и ритмом музыкального произведения.

Итоговый экзамен

второй год обучения

Первое полугодие

 

Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур Ча-ча-ча, Самба.

Полугодовой академический концерт

Второе полугодие

 

 

Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур Джайв, Румба, Пасодобль.

Итоговый экзамен

третий год обучения

Первое полугодие

 

 

 

 

Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальной программы Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена)

Полугодовой академический концерт

Второе полугодие

 

Приобретение знаний, умений, навыков по созданию этюдов и танцевальных постановок игрового танца.

Итоговый экзамен

Примечание: Репертуарный план меняется на усмотрение педагога. Необходимым условием является соблюдение уровня сложности предлагаемых движений и композиций

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

 

№ п/п

Название раздела, темы

 

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

Правила поведения в танцевальном зале.

Форма одежды, обуви. Прослушивание музыки.

3

3

0

2

Тэмп

Джамп (Jump),

Клеп (Clap) 120 у.м.

4

0,5

3,5

3

Ритм

 

Счет такта (2/4) до двух, (4/4) до четырех, (3/4) до трех. Керц, Clap

4

1

3

4

Такт

Понятие о такте, затакт

4

1

3

Игровые и сюжетные танцы

1

Игровые и сюжетные танцы

 

 

 

Композиция «Буратино»

12,5

1,5

11

Композиция «Кремена»

12,5

1,5

11

Композиция «Жук»

12,5

1,5

11

Композиция «Танцкласс»

12,5

1,5

11

Основы бального танца 6 ч

1

Европейские танцы

Медленный вальс (3/4) основной шаг

6

1

5

2

Итоговое занятие за год

 

1

 

1

ИТОГО:

72

12,5

59,5

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

 

№ п/п

Название раздела

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Латиноамериканская программа соло

Самба (Samba)

12

1

11

Ча-ча-ча(Cha-cha-cha)

12

1

11

Джайв(Jive)

12

1

11

2

Фристайл постановка и отработка этюдов и танцев

Этюд в латиноамериканском ритме

18

2

16

Этюд в свободном ритме современного танца

17

2

15

3

Итоговое занятие

 

1

 

1

ИТОГО:

 

72

7

64

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы основывается на материалах учебника: «Бальные танцы», Т.А. Лисицкая., М.- Просвещение, 1997.«Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев», Имперское общество учителей танцев, - Лондон, 1996.

 

Ресурсное обеспечение:

  • программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца: хореографа, тренера спортивного бального танца;
  • для занятий необходим паркетный зал размерами не менее 8х10 м (или спортивный зал);
  • технические средства: музыкальный центр, телевизор, компьютер, плеер CD, DVD, CD, DVD диски с записями музыкальных произведений, аудиокассета, видеокамера;
  • наградной фонд (согласно табеля наград для поощрения на каждом этапе программы);

 

Требования к подбору музыкальных произведений:

- музыкальное произведение должно иметь ярко выраженный ритмический рисунок исполняемого танца. Подбор музыкальных произведений в разделе «Европейские танцы» и в разделе «Латиноамериканские танцы» производится в соответствии с правилами, принятыми в ФСТ России:

  • ярко выраженный ритмический рисунок;
  • темп музыкальных произведений:

Медленный вальс – 29 тактов в минуту (т.м.)

Венский вальс – 60 т.м.

Квикстеп – 50-52 т.м.

Медленный фокстрот – 29 т.м.

Танго – 32 т.м.

Самба – 50 т.м.

Ча-ча-ча – 32 т.м.

Румба – 25 т.м.

Посодобль – 60 т.м.

Для работы в школе танца педагог совместно с инструкторами анализирует для каждой группы следующие параметры танцевальной композиции:

  • координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы;
  • объем движений;
  • переключаемость движений;
  • интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора музыки:

  • быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
  • подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
  • маховые движения – 80-90 у.м.;
  • наклоны – 70 у.м.;
  • повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.

Определение сложности музыкально – ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом.

Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.

 

Предполагает знакомство с европейской программой спортивного бального танца и приобретение опыта постановки этюдов и постановочных танцев в группе сверстников.

В период обучения ребят по дополнительной образовательной программе планируется уделить пристальное внимание сохранности контингента инструкторов и школы танца.

Для каждого года обучения разработаны требования к знаниям и умениям, а также оценочно-результативный блок, позволяющий оценить:

  • эффективность обучения по дополнительной образовательной программе;
  • уровень личностного развития воспитанников.

Оценка проводится по бальной системе и заносится в сводную таблицу достижений.

 

Методы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

 

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

  • Мониторинг уровня профессионального мастерства воспитанника.
  • Мониторинг уровня личностного развития.
  • Мониторинг участия воспитанников в конкурсах различного уровня по профилю объединения.

 

Уровень личностного развития ребенка

Критерии:

  • Трудолюбие (1-3 год обучения)
  • Социальная воспитанность (1-3 год обучения)

Трудолюбие.

Периодичность: октябрь, декабрь, февраль, апрель

Метод: наблюдение, беседа, 3 бальная система, заполняется таблица.

Трудолюбие:

3 – проявляет упорство в достижении результатов по освоению танцевальной программы

2 – добросовестно выполняет поставленные задачи по наработке техники исполнения танцевальной программы

1- не допускает пропуска занятий по неуважительной причине

0 – допускает пропуски занятий по неуважительной причине

Социальная воспитанность:

3 - поддерживает хорошие отношения в коллективе. Уважительное отношение в паре помогает достижению спортивных результатов

2 – поддерживает хорошие отношения в коллективе

1 – на уроках ведет себя спокойно и внимательно

0 – отношения в коллективе и в паре мешают достижению результатов по освоению программы конкурсных танцев

Таблица достижений заполняется в конце каждого года обучения

 

Сводная таблица уровня личностного развития ребенка

 

 

Личностные качества

Фристайл

Латин. Бит

Стандарт

 

трудолюби

соц. воспитанность

средний балл

музыкальность

эмоциональность

внимание

память

пластичность, гибкость

Средний балл

музыкальность

эмоциональность

внимание

память

пластичность, гибкость

Средний балл

музыкальность

эмоциональность

внимание

память

пластичность, гибкость

Средний балл

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень знаний, умений по программе

Уровень личностного

развития

Результативность участия в конкурсах разного уровня

 

Итоговый балл

 

 

 

 

школа

район

округ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма показателей:

  • высокий уровень – 4,8 – 5,0 баллов
  • средний уровень – 4,0 - 4,7 баллов
  • достаточный уровень - 3,0 - 3,9 баллов
  • допустимый уровень - 2,0 - 2,9 баллов
  • низкий уровень - 1,0- 1,9 баллов

 

 

 

Литература для педагога:

 

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург 1997 г.
  2. Васильева М.– Рождественская Историко-бытовой танец. Москва. 1963 г.
  3. Волынский А. Книга ликований: Азбука классического танца. М., 1999г
  4. Жак-Далькроз Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – «Театр и искусство» 1922г.
  5. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера // Медный всадник, 2001, №7.
  6. Лисицкая Т.А. «Бальные танцы». М.- Просвещение, 1997г.
  7. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. Москва. Знание, 1987г.
  8. Пенкин В.В., Ядрышникова О.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание танцем» Яр-сале, 2008.
  9. «Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев». Имперское общество учителей танцев. Лондон 1996г.
  10. Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., 2001.
  11. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд.3-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999.- 196с.
  12. Энциклопедия «Балет» Советская Энциклопедия. М.- 1981г.

 

Литература для учащихся:

 

  1. Альманах «Апология танца», №1., №4, №9 – 1997г; №7.,№9,№10 – 1999г;
  2. Современные бальные танцы. №5., №7, №9 – 2000 г; №7.,№9,№11 – 2003г;

Современные бальные танцы. №1., №3, №9 – 2005 г; №7.,№9,№10