3.6.1. Программа стажировки

Ничков Николай Викторович

Образовательная программа внеурочной деятельности

«Краеведение»

 

ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное» в рамках реализации ФГОС НОО;

ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:

1. Создать условия для освоения стажёрами теоретических и практических аспектов организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО на примере работы кружка «Краеведение» по направлению «Духовно-нравственное» через:

  • Разработку индивидуальной программы стажировки по программе дополнительного образования «Краеведение»;
  • Заполнение педагогами-тьюторами и стажёрами  карт анализа и самоанализазанятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода посредством использования «Методического конструктора УУД»;
  • Пополнение мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;
  • Создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:
  • разработка этапа мероприятия;
  • соединение этапов в коллективный продукт: технологическую карту занятия по выбранной из предложенных тьютором теме;
  • защита образовательного продукта в форме заочного участия в «Мастерской педагога-стажёра» (размещение технологических карт занятия на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившееся занятие)
  • заполнение «Дневника прохождения стажировки»

2. Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное» в рамках реализации ФГОС НОО;

3. Диссеминация передового педагогического опыта

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одного из  направлений, программы (самостоятельное изучение материала).

Тема 2. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО 

Тема 3. Технологическая карта занятия как  новый вид методической продукции педагога.

Тема 4. Образовательная программа дополнительного образования «Краеведение» (самостоятельное изучение материала).

Тема 5. В мастерской педагога (практикум).

Тема 6. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

            Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.

            Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому учителю. Для того,чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Образовательная программа дополнительного образования«Краеведение»

Пояснительная записка

 

Авторы-составители программы:Пырирко Н.А, Хороля Н.С.

Статус программы:прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012, 2012-2013  учебном году (1 год обучения)

Направление программы – духовно-нравственное. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. 

Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Программа педагогически целесообразна, так как направлена на оказание помощи педагогу в раскрытии индивидуальных способностей ребенка (которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке), в развитии духовно-нравственной личности с чувством гражданской ответственности, позитивно относящейся к базовым ценностям общества, способной на разработку и реализацию творческих проектов.

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Работа по данной программе обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся начальных классов в данном аспекте, что даёт большой воспитательный эффект, ведь человек, сколько он помнит себя, всегда старался сохранить многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира, жилища, одежды, быта, понимать природу своего края.

 

Цель: Расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края.

Задачи:

  • Формировать у обучающихся знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и  взаимозависимости природы,
  • общества и человека.
  • Воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.
  • Развивать стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды родного края.
  • Обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

            Актуальность программы заключается в том, что, к сожалению, к середине 20 века в результате необдуманного освоения богатствами природы, с ухудшением экологии произошел упадок, исчезает материальная и духовная культура народа. Постепенно, начиная с 90-х годов прошлого века, вновь возрождается и развивается материальная и духовная культура народа. С развитием общества развивается и история. Вытесняются традиционные орудия труда, и ремесел, охота и рыболовство, предметы быта и украшения. В связи с этим возникла необходимость их сбора и сохранения, изучения. Для этого стало необходимым краеведческое движение. Краеведение для школьников- один из основных путей сближения учащихся с жизнью, с практикой. В то же время это способ широкой постановки научной работы по местной теме. Важно, чтобы материал по истории не только был средством, но и целью, чтобы он развивал любознательность школьников, стал бы предметом научного и познавательного интереса.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

            Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

            Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

            Главная идея программы заключается в том, что в ней прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие творческих способностей и практических умений учащихся.

 

Срок реализации: 1 год

 

Целевые индикаторы реализации Программы:

  • Уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • Уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения

 

Ожидаемые результаты:

            Показатели личностной сферы ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 

Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.