Казакова Светлана Васильевна

есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком

Встречайте новый день своей жизни с улыбкой и оптимизмом

Профессия: педагог - психолог

Профессиональные интересы: ПМПК

Увлечения: путешествия

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: г.Мирный

Место работы: МОБУ ДО "ЦПМСС "Доверие"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlana-pushkar
Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.
В. Брюсов

О себе

Я работаю педагогом - психологом с 1999 года. Начала работу ещё студенткой 3 курса Новокузнецкой Педагогической Государственной Академии. Сейчас имею 1 квалифиционную категорию. В рамках основной работы я являюсь консультантом на ТЭПП (телефоне экстренной психологической помощи), членом ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 

Время идёт вперед, многое меняется вокруг, меняемся и мы сами. Поэтому моя профессия требует  постоянного развития. Во время своей трудовой деятельности я прохожу различные курсы повышения квалификации. Вот некоторые из них:

"Инклюзия в обществе и в образовании: социальный подход и доступная среда";

"Современная эффективная психотерапия: коррекция негативных эмоциональных состояний в профилактике употребления ПАВ";

"Технология лечебноребилитационного биоуправления";

"Технология проведения школы приёмных родителей"

"Методы изучения семейной истории. Работа с генограммой"

"Техники расстановки в индивидуальной работе"

"Избранные техники для работы с симптомом в семейной системе";

"Практикум оказания психологической помощи в ситуации травматического расстройства":

"Технология проведения ШПР 2 ступень"

"Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков"

"Формирование безопасной образовательной среды и профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних";

"Организация работы педагогических работников психолого-медико-педагогического профиля и специалистов ПМПК";

"Психолого-медико-педагогические основы деятельности специалистов ПМПК";

"Экспертиза в психологической практике"

"Формы и методы организации работы по повышению психологической устойчивости молодежи к наркотикам"

"Профилактика и коррекция суицидального поведения"

"Экспертиза в психологической практике";

"Психотерапия кризисных состояний. Формирование, проявления, стратегия терапии и методы работы с кризисными состояниями, последствиями психологической травмы и насилия"

"Практика оказания психологической помощи в ситуации острого травматического расстройства";

"Психологическая коррекция последствий переживания ребенком кризисных ситуаций в семье и школе";

 

Мой взгляд на мир

  Удивительное и волшебное растет внутри нас. Волшебство—это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой ритм и начнется волшебство. Можно научиться слышать внутренний ритм другого человека и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.  Можно научиться видеть в каждом событии урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность… спокойно и с любовью создавайте свою жизнь, излучая вокруг добро и радость.

 

Моё портфолио

 

 

2. Семинар для педагогов "Жестокое обращение с детьми"

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Формы жестокого обращения

- физическая жестокость, в т.ч. побои (синдром истязания младенца или ребенка);

- психологическая жестокость;

- сексуальная жестокость;

- оставление без внимания или заброшенность;

Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на две категории: острое и хроническое жестокое обращение с детьми. К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные факты физического или сексуального насилия.

1. Физическое насилие

   Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.    К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

 2.  Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

3. Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

4. Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Буллинг (от англ.)

 обозначают физический или психологический террор по отношению к ребенку  со стороны одноклассников; травля детей  сверстниками в детских коллективах, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Т.е может проявляться в физическом насилии, угрозах, а также вербальной агрессии и унижении, злоупотреблении силой (властью) для подавления и оскорбления.

Выявление случаев жестокого обращения с детьми.

  • Физическое насилие

  Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

  • Основные типы травм: на теле — синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется кровоизлияниями под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
  • Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

Возраст 3 года — 6 лет:
— примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

— пассивная реакция на боль;
— болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
— негативизм, агрессивность;
— лживость, воровство;
— жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.

Младший школьный возраст:
— стремление скрыть причину повреждений и травм;
— одиночество, отсутствие друзей;
— боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:
— побеги из дома;
— суицидальные попытки (попытки самоубийства);
— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
— употребление алкоголя, наркотиков.

  Особенности поведению родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребёнку:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в происшедшее;
— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
— обвинение в травмах самого ребёнка;
— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;
— рассказы о том, как их наказывали в детстве;
— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Сексуальное насилие

Особенности внешнего вида ребёнка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
— расширение ануса;
— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность;
— повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
— резкие изменения веса (потеря или прибавление);
— вагинальные кровотечения;
— психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети младшего школьного возраста:
— низкая успеваемость;
замкнутость, стремление к уединению;
— изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителя);
— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
— несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;
— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
депрессия;
— побеги из дома или институциональных учреждений;
— низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
сексуализированное поведение;
— употребление наркотиков или алкоголя;
— проституция или беспорядочные половые связи;
— жалобы на боли в животе.

Психическое (эмоциональное) насилие

 Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
— задержка физического и умственного развития;
нервный тик;
— энурез;
печальный вид;
— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность;
— нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние;
— агрессивность;
— склонность к уединению;
— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
— угрозы или попытки самоубийства;
— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
— плохая успеваемость; низкая самооценка.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
нежелание утешить ребёнка, который, действительно, в этом нуждается;
— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
— постоянное сверхкритичное отношение к нему;
— негативная характеристика ребёнка;
— отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником;
— перекладывание на него ответственность за свои неудачи;
— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.

Пренебрежение нуждами ребенка

   Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определённые психические состояния и поведение ребёнка — признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
— утомлённый, сонный вид, опухшие веки;   — санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
— задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребёнке;
— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

— постоянный голод и/или жажда;
— кража пищи;
— стремление, любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
— требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность;
— агрессивность и импульсивность;
— деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
— неумение общаться с людьми, дружить;
— неразборчивое дружелюбие;
— регрессивное поведение;
— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
— низкая самооценка.

Буллинг

Формы

физический (толчки, дерганье за волосы)

 вербальный (обидные насмешки, оскорбления)

социальный (бойкот)

комплексный, в котором сочетается все три формы буллинга (сплетни, вербальные оскорбления и бойкоты).Данный вид является наиболее часто встречающейся формой

Особенности психического состояния и поведения ребёнка,

  • ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу
  • несчастный внешний вид 
  • отсутствие друзей
  • никто не хочет с ним сидеть за партой
  • постоянный объект шуток и юмора
  • снижается успеваемость
  • часто приходит с синяками и разорванными  вещами
  • ребенка не зовут на дни рождения и к нему никто не приходит
  • ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание
  • на соревнованиях дети говорят «только не с ним!»
  • часто проводит время дома в одиночестве
  • никогда не приводит домой друзей
  • выбирает длинный и неудобный путь в школу
  • крадет деньги у родителей (чтобы раздавать).

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с ребенком

Факторы риска, связанные с особенностями ребенка.

  •  гиперкинетический синдром, чрезмерная подвижность, сниженная способностью к концентрации внимания
  •  нелюбимый или «нежеланный» ребенок.
  • физические и психические отклонения ребенка.
  • Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом:
  •  семьи с низким материальным уровнем жизни.
  •  многодетные семьи.
  •  неполные или конфликтные семьи.
  •  семьи, в которых воспитываются усыновленные дети.
  •    Факторы риска, связанные со здоровьем родителей:
  •  алкоголизм одного или обоих родителей.
  •   умственная отсталость родителей.
  •   душевные заболевания родителей.
  •    Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:
  •  раздражительность, агрессивность, сниженный уровень самоконтроля, стремление к доминированию;
  •   повышенный уровень раздражительности;
  •    неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;
  •  нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;
  •   несоответствие физических (включая пол), интеллектуальных возможностей и способностей ребенка ожиданиям родителей;
  •    преувеличение ценности физических наказаний.
  • СИСТЕМА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ  ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ  

  В основе системы профилактики жестокого обращения в отношении детей лежит семейно-центрированный подход, который предполагает ориентацию на внутренние ресурсы семьи, и направлен на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия  семьи и в первую очередь детей.

Первичная профилактика предполагает осуществление в учреждениях системы социальной защиты комплекса мероприятий информационно- просветительского характера: организацию информационно- разъяснительных кампаний по защите прав детей, образовательных курсов для детей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов о вреде жестокого обращения, тренингов ненасильственных отношений и др.; проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерского движения.

 Вторичная профилактика предполагает осуществление комплекса мер, направленных на детей и подростков, еще не переживших инцидента насилия, но находящихся в ситуации повышенного риска. С целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения необходимо проведение в учреждениях социального обслуживания информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков.

Третичная профилактика предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения со стороны родителей. Целями социально-психологической реабилитации являются:

  •  профилактика последствий жестокого обращения;
  • • профилактика повторных случаев жестокого обращения с ребенком;
  • • устранение семейной дисфункции;

 возвращение ребенка в семью.

  Предварительным этапом перед какими-либо действиями по отношению к родителям, допускающими жестокое обращение с ребенком, должна стать диагностика проблем семьи и ребенка. Диагностика предполагает целенаправленное исследование социальных, психологических проблем, семейных отношений, динамики развития неблагополучия и т. д. Полученные результаты помогут определить ресурсы семьи и направления оказания помощи.

Диагностическое направление работы педагога-психолога.

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.
Задачи.
1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие.
2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Диагностика проводится в 3 этапа.
1 этап.
Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации.
2 этап Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть, применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
З этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Психодиагностическая работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия в условиях школы.

   Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т д. Наиболее используемыми являются следующие методики:
1.Психодиагностический опросник Личко
2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.
3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности
4. Рисуночные тесты: «Дом - Дерево Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное», проективный тест «Метод неоконченных предложений», для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

   В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

  Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Гражданско-правовая ответственность.

   Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации),

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации),  изъятие ребенка из семьи при непосредственной угрозе его жизни  или  здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Уголовная ответственность.

    Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы