Тренинговое занятие "Адаптация первоклассников"
план-конспект занятия (1 класс)

Казакова Светлана Васильевна

Программа сопровождения первоклассников «Теперь я первоклассник»

    Начало обучения в школе – сложный период для каждого ребенка. Меняется весь склад его жизни. Появляется множество правил, запретов, обязанностей. Появляется много новых людей – детей и взрослых, с которыми нужно научиться общаться. Нередко бывает, что дети приходят неготовыми к школе. И, главным образом, психологически.

         Задача взрослого на этом этапе помочь ребенку адаптироваться в школе.

     Предлагаемое   занятие -  вводное  мероприятие перед реализацией основной программы психологического сопровождения первоклассников, проводимое в период адаптации   в середине первой четверти школьного обучения (октябрь). Оно носит  диагностический характер для учителя и психолога, помогает увидеть уже сформировавшиеся группы, определить дезадаптированных  учащихся, наметить стратегию дальнейшей работы с классом. Детям помогает лучше узнать  друг с друга, способствует снижению тревожности, повышению самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_zanyatie_dlya_pervyh_klassov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Программа сопровождения первоклассников «Теперь я первоклассник»

    Начало обучения в школе – сложный период для каждого ребенка. Меняется весь склад его жизни. Появляется множество правил, запретов, обязанностей. Появляется много новых людей – детей и взрослых, с которыми нужно научиться общаться. Нередко бывает, что дети приходят неготовыми к школе. И, главным образом, психологически.

         Задача взрослого на этом этапе помочь ребенку адаптироваться в школе.

     Предлагаемое   занятие -  вводное  мероприятие перед реализацией основной программы психологического сопровождения первоклассников, проводимое в период адаптации   в середине первой четверти школьного обучения (октябрь). Оно носит  диагностический характер для учителя и психолога, помогает увидеть уже сформировавшиеся группы, определить дезадаптированных  учащихся, наметить стратегию дальнейшей работы с классом. Детям помогает лучше узнать  друг с друга, способствует снижению тревожности, повышению самооценки.

      Цель:  создать условия для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни через формирование дружеских взаимоотношений учащихся.  

      Задачи:                    

  • Определить климат классного коллектива;
  • Оценить уровень адаптации детей к школьному обучению;
  • Способствовать принятию каждого ученика себя  как части единого целого (класса);
  •  Развивать творческие способности, умение себя представлять.

       Материалы: ватман, заготовки бумажных цветов, цветные карандаши и фломастеры, корзинка, мяч, релаксационная музыка.

      Вводное занятие по программе  «Теперь я первоклассник»

1часть

  1. Знакомство.
  • Упражнение  «Что я люблю».

 Дети, передавая друг другу мячик, по очереди называют свое имя и любимое блюдо.

  • Упражнение «Мы похожи, мы отличаемся».

Детям предлагается помахать рукой, если они согласны с тем, что говорит психолог.

Помашите мне рукой те, кто (у кого) :

Сегодня чистил зубы

Всегда помогает маме

Убирает за собой игрушки

Любит ходить в школу

Одет в форму

Есть домашние животные

Мальчик (девочка)

Светлые (темные) волосы

Светлые (темные) глаза

Ученик(ца)  первого класса

В процессе того, как дети машут рукой, их задача: посмотреть вокруг и отметить, сколько ребят делают так же.

По окончании двух упражнений дети делятся своими наблюдениями и делают вывод, что у них есть много общего, но есть отличия.

  1. Разминка.
  • Дотронься до…

      Детям по команде нужно дотронуться до предмета, части тела, одежды.

  1. Путешествие на цветочную поляну.

«Представьте, что наш класс – большая цветочная поляна. Здесь растут разные цветы и очень красивые. Закройте на минуту глаза. Сейчас вы – маленькие семечки. Вас пригревает солнышко, поливает теплый дождик и семечко начинает расти (встаньте рядом со стульями). Росток тянется к солнцу все выше и выше (поднимитесь на носочки, руками потянитесь к солнцу). Какие красивые цветы выросли!»

Достаньте из корзинки любой цветок,  разукрасьте его так, как вам хочется, а в середине напишите свое имя.

Кто будет готов, подойдите к нашей поляне (ватману) и посадите на нее свой цветок в любое место.

  1. Дорожки дружбы.

Поляна теперь усыпана разными цветами. По очереди подойдите к поляне и проведите дорожку к тому цветку, с кем вы дружите или хотите подружиться со словами «Я хочу подружиться с (имя ребенка)». Может быть, кто-то захочет сделать несколько дорожек.

  1. «Мы»

Ребята, а какие вы? (веселые, умные, аккуратные, дружные, трудолюбивые).

Дети хором выкрикивают.

6. Аплодисменты.

  1. часть
  1. Знакомство (2).
  • Упражнение  «Что я люблю».

 Дети, передавая друг другу мячик, по очереди называют свое имя и любимое животное, и чем он, возможно, похож на него (внешность, черты характера и т.д.).

Зачастую,  дети называют схожие группы животных. Поэтому, можно опять  подвести  к тому,  что у них есть много общего, но есть отличия.

  1. Разминка .
  • «Зоопарк»

-  У каждого животного есть какие то особенности: у оленя – рога (руки скрещены над головой), медведь – косолапит (ходьба на месте  «вперевалочку), у  журавля – длинный клюв (руки вытянуты перед собой).

Дети, слыша название животного, должны его правильно показать (ведущий путает ребят, называя одно животное, а показывая другое).

  1. Рисунок школы

Дети рисуют необычную школу, которая находится на дне моря и учатся в ней морские жители (желательно, что бы ребенок изобразил там и себя).

  1. «Мы»

Ребята, а какие вы? (веселые, умные, аккуратные, дружные, трудолюбивые).

Дети хором выкрикивают.

5 . Аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые упражнения для работы с родителями (формирование коллектива)

В данной работе содержится теоретический материал, который можно использовать при работе с родителями учащихся, начиная с первого класса. Это различные тренинговые упражнения позволяющие начать знаком...

Тренинговые упражнения для учащихся с нарушением письма, обучающихся в общеобразовательной школе.

Данные тренинговые упражнения можно использовать в дистанционном обучении учащихся с нарушением письма в качестве домашних заданий. Родители детей с нарушением письменной речи, как правил...

Тренинговое занятие с элементами игры "Личностный рост"

Тренинговое занятие с элементами игры проводится с целью приобретение опыта совместной работы всей группы над поиском новых ощущений, восприятий, способов поведения через понимание себя и других. Чере...

Тренинговые упражнения по математике для учащихся 2 класса

З\Упражнения помогут закрепить уменяч решать задачи, вычислительные навыки в пределах 100, преобразованию величин....

Тренинговое занятие "Учимся дружить"

Тренинговое заняие "Учимся дружить"...

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)...

тренинговое занятие для детей из детского дома

тренинговое занятие для детей из детского дома направлено на формиоравание и развитие коммуникативных навыков....