Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.
статья (1 класс) по теме

Салмонова Ирина Николаевна

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevye_i_treningovye_igry.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевые и тренинговые игры.

                               

   Успешность выполнения семьей воспитательных функций зависит от ряда факторов. Одним из них является психолого-педагогическая  культура родителей. В психолого-педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад  семейной жизни, служит основой собственно  педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нетрадиционных, нестандартных ситуациях.

     Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей, надо обладать и соответствующими умениями. В быстро меняющемся мире воспитание ребенка  в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т. е. если материнство и отцовство становится для них творчеством. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей во многом определяется тем, как они любят детей, и что для них значит родительство.

    Важным моментом в воспитании детей и общении с ним является присутствие взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано по разному: как понимание целей, мотивов, установок детей, или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

     Способ понимания другого человека  определяется как эмпатия. Для родителей, в их общении с детьми, развитие этого качества весьма важно, т. к. в данном случае высокий уровень развития эмпатии способствует развитию эмоционально благополучных взаимоотношений родителей и детей; и наоборот, низкий уровень развития эмпатии у родителей способствует развитию негативных взаимоотношений между родителями и детьми, формированию эмоционально неблагополучных взаимоотношений.

       В связи с вышесказанным необходимой частью работы классного руководителя в 1-2 классах считаю проведение  ролевых и тренинговых игр, направленных на развитие эмпатии между детьми и родителями.

       Приведем примеры используемых мною упражнений, которые направлены на разрешение следующих задач:

- развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека;

-  формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Упражнение 1.

   Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть дочери». При этом, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место, а тот кто останется без места, продолжает игру. Кроме того, каждый. кто оказывается в центре, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного из участников наблюдателем, называя его имя. Когда все поменяются местами, именно наблюдатель перечислит тех, у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него  возникнут затруднения».

Упражнения 2.

    Участникам предлагается встать и подходить друг к другу в любом  порядке.  Надо подойти к каждому. Подойдя к другому участнику группы, надо постараться заметить, что нового появилось в его облике, состоянии, поведении по сравнению со вчерашним днем и сказать ему о том, что замечено. При этом в сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать: «Ты выглядишь утомленным», но не стоит говорить: «Ты выглядишь утомленным, наверное, ты не выспался». В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным  впечатлениям, переживаниям, реальности?»

Упражнение 3.

    Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны  имена участников группы. Инструкция: «Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет «раз» вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей  карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения. Когда я скажу: «два», а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: «Кто наблюдал за вами?», «Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?»

    Через три минуты тренер обращается к одному из участников с вопросами. Если на первый вопрос получен правильный ответ, то следует второй вопрос,  уже наблюдателю.

Упражнение 4.

   Тренер раздает участникам  карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие  карточки читают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают это состояние. Все смотрят и стараются понять, какое состояние изображено, высказываются, а затем тренер называет это состояние. После этого тренер интересуется, на какие признаки ориентировались участники, называя состояние.

Упражнение 5.

Участникам  предлагается подумав некоторое время сказать, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего  состояния. Участники должны  охарактеризовать то  состояние, в котором они находятся сейчас и пояснить, почему они выбрали для его обозначения именно тот цвет, который назвали.

Упражнение 6.

    Участники группы сидят по кругу. Каждому предлагается по очереди сделать движение, отражающее его внутреннее состояние, а все остальные будут повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние.

Упражнение 7.

    Группа делится на пары. Инструкция: «Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать действительности, а часть – нет. Те, кто сначала будут слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями».

    При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

В конце работы  группы можно провести упражнение «Восприятие чувств ребенка».

    Инструкция: Дети сообщают родителям значительно больше, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Родителям представляется 20 типичных высказываний ребенка. Например: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше  пробовать её решать?» Родителям предлагается записать, какие чувства или чувство испытывает  ребенок, говоря ту или иную фразу. Допустим: «Чувствует себя глупым», «Обескуражен», «Испытывает желание бросить решение».

     Закончив работу,  родители сравнивают список с ключом, оценивая свой результат в соответствии с инструкцией по подсчету баллов. Таким образом, можно увидеть эффективность проводимых коррекционно-развивающих занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Конфликты между родителями и детьми."

Рекомендации по проведению родительского собрания....

ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников всегда была актуальна, но особенно остро она стоит в настоящее время....

13 советов по построению отношений между родителями и детьми (рекомендации родителям)

1. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.2. Если вы видите, что вашему ребёнку сейчас трудно, обязательно помог...

Советы родителям "Что самое важное в отношениях между родителями и детьми"

Отношение ребенка к самому себе зависит в большей степени от того, как относятся к нему окружающие и блихайшие родстенники. Именно родительская оценка имеет для ребенка наивысшее значение....

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...

Советы родителям "Что самое важное в отношениях между родителями и детьми"

Советы родителям "Что самое важное в отношениях между родителями и детьми"...