Профессиональный выбор
материал по психологии (8, 9, 10 класс)

Казакова Светлана Васильевна

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению; формирование готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.


Задачи:

  1. Активизация внутренних психологических ресурсов подростков для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.
  2. Осознание целей выбора будущей профессии. 
  3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. 
  4. Выработка навыков эффективной самопрезентации.
  5. Расширение знаний о мире профессий.
  6. Развитие навыков рефлексии. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_programma.docx130.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

 «Профессиональный выбор»

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок обучения: в течение учебного года

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………...…

3

2. Содержание программы………………………………………………..

5

2.1 Учебно-тематический план……………………………………………..

5

2.2 Содержание занятий…………………………………………………….

6

3. Список литературы……………………………………………………..

14

4. Приложения……………………………………………………………...

15

Пояснительная записка

Актуальность: Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Выбирая себе специальность, многие подростки ориентируются только на личные интересы и склонности. Но при этом некоторая часть подростков не принимают во внимание тот факт, что набор их личных качеств может не соответствовать требованиям выбранной профессии. И это только один из примеров, в котором правильная профориентация старшеклассников не дала бы молодому человеку совершить ошибку в выборе своей будущей профессии.

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности.

Профориентационные мероприятия, которые касаются подростков, должны помочь им выбрать профессию, как в соответствии с личностными особенностями, так и с ситуацией на рынке труда, чтобы выбранное направление могло принести как моральную, так и материальную пользу в будущем.

Проведение тренинга «Профессия, которая звучит!» является одним из способов предоставления возможности старшеклассникам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.

Данный тренинг – ещё один шаг, чтобы ввести подростков в мир профессий. Дать им начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий; повысить ответственность в профессиональном самоопределении; дать понять, что профессиональное самоопределение – алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.

Направленность программы «Профессиональный выбор» по содержанию является социально-педагогической, по форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что:

  • данная программа может быть реализована как в очной, так и в дистанционной форме;
  • в структуру программы включаются упражнения, предназначенные для расширения представлений членов группы друг о друге;
  • программа не ограничена рамками содержания: длительность реализации может варьироваться в зависимости от численности и динамичности группы, временными возможностями ОО.

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению; формирование готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.


Задачи: 

  1. Активизация внутренних психологических ресурсов подростков для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.
  2. Осознание целей выбора будущей профессии. 
  3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. 
  4. Выработка навыков эффективной самопрезентации.
  5. Расширение знаний о мире профессий.
  6. Развитие навыков рефлексии. 

Целевая группа: подростки 14-16 лет (учащиеся 8-10 кл.).

Количество участников: учащиеся одного класса.

Продолжительность: 3 урока по 45 мин.

Формы и методы работы:

•        профориентационные игры;

•        игровые профессиональные упражнения;

•        самоописание;

•        групповая дискуссия;

•        использование конструктивной обратной связи.

Методическое обеспечение:

  • бумага А4;
  • ручки, карандаши;
  • компьютер.

Ожидаемые результаты:

  • получение начальной информации для дальнейшего выбора профессии;
  • повышение интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения
  • повышение ответственности в профессиональном самоопределении;
  • освоение алгоритма профессионального выбора

Способы проверки результатов освоения программы: рефлексия участников по завершению занятий.

Учебно-тематический план

№ пп

Тема

Продолжительность

Всего

Теоретич. Занятия

Практич. Занятия

1

Вводная часть

10 мин.

5 мин.

5 мин.

1.1

Определение цели тренинга

5 мин.

5 мин.

1.2

Знакомство с группой

5 мин.

5 мин.

2

Основная часть

110 мин.

15 мин.

95 мин.

Проверка сформированности личного профессионального плана.

25 мин.

10 мин.

15 мин.

2.1

Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии

15 мин.

15 мин.

2.2

Отработка навыка самопрезентации

45 мин.

5 мин.

40 мин.

2.3

Повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

25 мин.

25 мин.

3

Подведение итогов работы

10 мин.

10 мин.

3.1

Рефлексия

10 мин.

10 мин.

ИТОГО:

130 мин.

110 мин.

Содержание тренинга

Ведущий: цель нашего занятия заключается в активизации процесса готовности вас к профессиональному самоопределению, т.е. активизировать ваш профессиональный выбор.

  1. Упражнение «Профессия из детства»

Предлагаю сейчас каждому сказать кем вы хотели быть в детстве, какую профессию выбирали в дошкольном возрасте, начальной школе?

  1. Мини лекция «Хочу, могу, надо»

В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живём, наши родители, события раннего детства. Всё остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьёзно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трёх вещах.

  • Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовём их словом «хочу».
  • Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счёте, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».
  • В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%.  А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

3.  Упражнение «7 шагов»

Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху. Составьте памятку состоящую из 7 шагов, которые помогут выбрать профессию.

  1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
  2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучите выбранную профессию.
  5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
  7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

4. Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» (10 мин)

Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.

Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали – наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты («да» или «нет»):

  1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
  2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
  3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
  4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
  5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
  6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.

5. Упражнение «Правда или ложь?» (10 минут)
Цель: усиление групповой сплоченности и создание атмосферы открытости.
Необходимые материалы: чистые листы, карандаши.
Процедура проведения. Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть бумага и карандаш.
Участникам необходимо написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех предложений два должны быть правдивыми, а одно – нет. Одно предложение может касаться профессионального выбора.
Первый участник зачитывает свои предложения, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что является неправдой. При этом все мнения должны обосновываться.
Посоветуйте авторам предложений не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков.
В упражнении принимают участие все члены группы.
Рефлексия:
• Возникли ли у кого-нибудь трудности при выполнении задания?
• Кого из участников сложнее всего было угадать? Почему?

6. Профориентационная игра «Ассоциативный эксперимент» (20 мин)

Каждый участник (включая ведущего) называет одну любую профессию. Кто-то из участников может стесняться своего выбора, поэтому ведущий специально отмечает, что называть не обязательно ту профессию, которую выбрал. Просто пусть называются профессии, о которых участникам интересно было бы порассуждать. Этот список профессий ведущий фиксирует у себя в блокноте (дважды одна профессия не записывается).

Далее ведущий по очереди называет эти профессии, участники должны назвать эмоции и чувства, которые эта профессия у них вызывает. Для одной профессии один участник может назвать только одну эмоцию или чувство. Ведущий подчёркивает, что надо сначала представить себя в качестве обладателя данной профессии, а потом уже называть эмоции или чувства, которые приходят на ум.

Ведущий на листе ватмана фиксирует каждое упоминание той или иной эмоции. Например:

Радость                |||

Удивление        ||

Интерес                ||||

Скука                ||||||

Любовь                ||

Ненависть        |||

Воодушевление |

Горе                |

Если участники называют две синонимичные эмоции, например «радость» и «счастье», их лучше объединить в одну. Ведущий тоже называет своим эмоции и чувства – в основном для того, чтобы разбавить лексикон игры.

В конце происходит обсуждение:

– Почему такая-то эмоция упоминалась чаще всего?

– Может ли быть такая профессия, которая вообще не задевает чувств или эмоций человека?

– Почему вообще разные профессии у нас вызывают разные эмоции?

7. Упражнение «Человек – профессия» (15 мин)

Цель: побуждение интереса участников к выбору профессии, чтобы дать им возможность как бы посмотреть на себя со стороны.

Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему даётся на это три попытки. Правило угадывания: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?» Каждый спрошенный участник должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию). После этого у отгадывающего будет возможность подумать  (примерно 30—40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”

Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе…). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

8. Упражнение «Лучший мотив» (20 мин)

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: «Наша задача – выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путём обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше».

Список мотивов включает 16 фраз:

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Лёгкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11. Обогащает знаниями.
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13. Романтичность, благородство профессии.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная, сложная профессия.
  16. Чистая, лёгкая, спокойная работа.

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й … 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.

9. Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание» (15 мин)

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

Ведущий предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти своё призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

Далее предлагается визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.

10. Упражнение «Резюме»
Цель: знакомство обучающихся с навыками самопрезентации,  с требованиями к оформлению резюме, его ролью при поиске работы.

Ведущий: «В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой, составьте свое резюме. Не забудьте указать следующую информацию:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с … по …. специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
4. Дополнительные навыки:
- дополнительное образование (курсы 2-3-месячные);
- знание языков (родной, иностранный);
- компьютерная грамотность (какие программы знает);
- водительские права (на какую категорию машин);
- участие в конференциях и семинарах и т. п.
5. Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.).
6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
7. Для связи: домашний адрес и телефон.
8. Дата и подпись.
2). Несколько учащихся (по желанию) зачитывают своё резюме.»

 Мини-лекция. Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего предприятия.
Обдумайте ответы на вопросы, которые вам обязательно зададут.
Будьте готовы к сюрпризам. Это может быть вполне обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: «Какие у вас преимущества по сравнению с другими претендентами?» Не считайте, что в ваших способностях сомневаются. Просто о них недостаточно информированы. Приготовьте краткие и убедительные примеры, свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии качества. Ваша речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна.
Чаще всего вакансия достается человеку, который не только компетентен, но и способен устанавливать контакты. Поэтому ваша основная задача — найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.

         11. Ролевая игра «Интервью» (осуществляется парная работа, остальные учащиеся выступают в роли зрителей).
В течение нескольких минут побудьте в роли работодателя и соискателя. В ходе беседы вы можете воспользоваться рекомендациями (демонстрация слайда):

Kakustroitsyanaraboty1

Анализ ситуации:
- Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?
- Довольны ли вы результатами собеседования?
- Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?

12. Проективный рисунок «Дорога в жизнь» (20 мин)

На больших листах бумаги (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.

Ведущий: Что нового вы узнали сегодня? Что узнали о себе? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным? Что больше всего понравилось?

Используемые источники

1. Резапкина Г.В. учебно-методическое пособие «Психология и выбор профессии», издательство «Генезис», 2005;

2. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», издательство «ВАКО», 2006

Приложение

Текст для слайдов

Три ориентира

  1. Определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовём их словом «хочу».
  2. Оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, способности, которые определяют, в конечном счёте, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».
  3. Узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».

Семь шагов, которые помогут выбрать профессию

  1. Составь список профессий. Напиши перечень профессий, которые вызывают у тебя интерес.
  2. Определи требования в профессиях. Изучи, какое требуется образование, есть ли медицинские противопоказания у выбираемой профессии.
  3. Составь список своих требований. Определи, чем бы ты хотел заниматься на работе и что тебя точно не устраивает.
  4. Познакомься с будущей профессией. Узнай должностные обязанности, навыки, плюсы и минусы этой специальности.
  5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
  6. Выбери ВУЗ или колледж. Подумай, в каком учебном заведении сможешь получитьпрофессию и практический опыт.

     7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте  настойчивы в достижении намеченных целей.

«Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

  1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
  2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
  3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
  4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
  5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
  6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

Список мотивов

  • Возможность получить известность, прославиться.
  • Возможность продолжать семейные традиции.
  • Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.
  • Возможность служить людям.
  • Заработок.
  • Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  • Лёгкость поступления на работу.
  • Перспективность работы.
  • Позволяет проявить свои способности.
  • Позволяет общаться с людьми.
  • Обогащает знаниями.
  • Разнообразная по содержанию работа.
  • Романтичность, благородство профессии.
  • Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  • Трудная, сложная профессия.
  • Чистая, лёгкая, спокойная работа.

Ролевая игра «Интервью»

Kakustroitsyanaraboty1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Памятка профессионального выбора подростка

Памятка содержит материал для профессионального выбора подростка...

План-конспект урока "Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор"

Каждый человек мечтает найти для себя профессию, которая всегда будет востребована на рынке труда. Материальная обеспеченность и возможность карьерного роста и развития – это основные составляющие для...

Презентация "Мой профессиональный выбор"

Презентация "Мой профессиональный выбор" создана в рамках проведения областного профессионального конкурса "Учитель года Дона 2011".Конкурс проходил в городе Волгодонске в 2011году. Презентация помога...

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...