Программа для первоклассников "Здравствуй, школа!"
рабочая программа (1 класс)

Казакова Светлана Васильевна

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. цель адаптационных занятий: создание социально - психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_shkola_1.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Здравствуй, школа!»

Актуальность программы:

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. С помощью игровых методов можно помочь ребенку в успешной адаптации.

Цель адаптационных занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

  • создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
  • создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;
  • помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
  • создание благоприятных условий для знакомства друг с другом;
  • создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Направленность программы «Мы разные, но мы вместе» по содержанию является социально-педагогической, по форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.

Формы и методы работы:

- групповая диагностика;

- упражнения-активаторы;

- психологические упражнения;

- методы арт-терапии, сказкотерапии.

Целевая группа: учащиеся первых классов.

Количество участников: учащиеся одного класса (20 -30 детей).

Продолжительность: 1 раз в неделю (сентябрь-октябрь), 30-40 минут. Всего 3 -4 занятия.

Необходимые материалы:

  • Цветные карандаши
  • Бумага
  • Мяч или игрушка
  • Музыкальное сопровождение
  • Ватман
  • Клей
  • Доска (мел или маркеры).

Ожидаемые результаты: снижение риска дезадаптации учащихся; ускорение процесса принятия школьных правил, позиции ученика, знакомства детей друг с другом.

Способы проверки результатов освоения программы: рефлексия участников по завершению занятий, наблюдение за взаимодействием школьников,  направленные беседы с педагогами.

Содержание программы

Учебно-тематический план

№ пп

Тема

Продолжительность

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Вводно-диагностическое занятие

40 мин.

1.1

Знакомство с группой

10 мин.

10 мин.

1.2

Принятие правил

5 мин.

5 мин.

1.3

Исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе.

25 мин.

25 мин.

2

Основная часть

110 мин.

110 мин.

2.1

Школьные правила

20 мин.

20 мин.

2.2

Узнай свой класс

10 мин.

10 мин.

2.3

Расширение представлений о положительных качествах человека

10 мин.

10 мин.

2.4

 Расширение представлений о дружбе

20 мин.

20 мин.

2.5

Принятие положительных качеств в себе

5 мин.

5 мин.

2.6

Отработка навыка самовыражения

10 мин

10 мин.

2.7

Идентификация себя частью детского коллектива

10 мин.

10 мин.

2.8

Игры - активаторы

10 мин.

10 мин.

3

Заключительная часть

15 мин.

15 мин.

3.1

Подведение итогов работы

10 мин.

10 мин.

3.2

Рефлексия

5 мин.

5 мин.

ИТОГО:

160 мин.

160 мин.

Занятие 1

  1. Приветствие
  2. Знакомство.  Дети, передавая игрушку, называют свое имя и одну любимую игру, мультик и т.д.
  3. «Здравствуй друг» Цель: вовлечение всех участников группы в работу.

Сейчас мы предлагаем вам поприветствовать друг друга не обычным способом. Внимательно посмотрите. Как мы это будем делать. Повторите.

Здравствуй друг! (пожимают руки)

Как ты тут? (кладут правую руку на плечо партнеру)

Где ты был? (берет партнера за ухо)

Я скучал! (прижимает руку к сердцу)

Ты пришел (разводит руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

  1. Принятие правил поведения на занятиях.

Проводится краткая беседа о том, что такое правила, для чего они нужны, где люди могут с ними столкнуться. Дети предлагают правила, которые необходимы на занятиях. Основные правила выписываются на ватмане.

Правила занятия:

1. Слушай внимательно!

2. Хочешь сказать, подними руку!

3. Будь активным!

4. Никого не обижай!

5. Никого не унижай!

  1. Проективная методика «Школа зверей» -  исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе.

 Методика может применяться для оценки межличностных отношений в детском коллективе, выявления трудностей, с которыми дети могут столкнуться на различных уроках, в ходе учебной деятельности.

  Инструкция: 

- Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя?
А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать эту школу.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте "х" или букву "я".

По желанию, дети могут рассказать о своем рисунке.

Занятие 2.

  1. Приветствие. Рефлексия прошлого занятия.  Напоминание правил.
  2. Упражнение «Здравствуй, друг!»

Здравствуй друг! (пожимают руки)

Как ты тут? (кладут правую руку на плечо партнеру)

Где ты был? (берет партнера за ухо)

Я скучал! (прижимает руку к сердцу)

Ты пришел (разводит руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

  1. Школьные правила. Сейчас мы предлагаем вам послушать сказку.

      Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.

Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.

Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а на встречу ему заяц-прогульщик.

- Привет, колобок, ты куда бежишь?

- В школу тороплюсь!

- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.

- Правда? А я не знал.

И побежал колобок дальше, на встречу ему волк-хулиган.

- Колобок, колобок, ты куда так торопишься?

- В школу бегу!

- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?

- Нет, не знаю.

- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.

- Спасибо тебе волк за совет.

Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.

- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?

- В школу!

- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?

- Как? Расскажи.

- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.

- Спасибо медведь.

Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.

- Привет колобок! Ты куда идешь?

-Иду в школу!

- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?

- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.

- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.

- Спасибо тебе лиса за совет!

Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.

Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.

Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.

“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…

Давайте поможем Колобку. Но сначала скажите, что такое «правило»? (порядок, как нужно) Где можно их встретить? (на улице, дома,…)

Вспомните правила поведения в школе.

-Что может произойти, если правила не соблюдать?

«Правила – как сосуд для воды. Если сосуда нет, то получается только лужа, а сосуд придает форму воде».

2. Упражнение «Узнай  свой  класс»

Дети  по  очереди или  по  желанию  отвечают  на  вопросы, направленные на (с  закрытыми глазами  у доски). Остальные  дети  проверяют  совпадает  ли  ответ с действительной картиной класса.

Занятие 3

  1. Приветствие. Рефлексия прошлого занятия.
  2. Упражнение «Здравствуй, друг

Дети по очереди высказываются: что означает дружба, какой должен быть настоящий друг. Упражнение «Настоящий друг …»

Сейчас я буду называть разные качества детей и взрослых, если вы согласны, что такое качество должно быть у друга, то нужно хлопнуть в ладоши, если нет, то топнуть.

Хорошие качества записываем на доске.

Аккуратный

Доброжелательный

Вежливый

Грубый

Умеет прощать обиды

Отзывчивый

Помогает в беде

Часто ссорится

Вспыльчивый

Скромный

Общительный

Ласковый

Веселый

Счастливый

Наглый

Внимательный

Жадный

Крикливый

А какие качества остались? Какие из них есть у вас? Что вы делаете, чтобы себя исправить?

  1. Сказка «три бабочки»

Жили три бабочки - красная, белая и желтая. Целыми днями они порхали с цветка на цветок, веселились и плясали.
Но вот пошел дождь и промокли бабочки. Полетели они укрытие искать. Прилетели к лилии и стали проситься спрятаться под ней. Согласилась лилия укрыть белую бабочку, потому что та похожа на нее цветом. Но отказались бабочки, решили вместе под дождем мокнуть.
Полетели они дальше и увидели красный тюльпан. Тюльпан тоже соглашался укрыть бабочку от дождя, но только красную. И снова оскорбились бабочки, полетели дальше, вместе под дождем мокнуть.
Прилетели они к желтой розе и стали у нее проситься спрятаться от дождя. Роза согласилась спрятать желтую бабочку, а остальных прочь прогнала. Но не стала желтая бабочка своих подруг бросать, с ними улетела.
А солнышко увидела такую дружбу и решило помочь бабочкам. Разогнало оно тучи, и стало сверкать, крылышки бабочкам сушить.
Высохли крылья, стали бабочки от цветка к цветку летать, и только к лилии, тюльпану и розе не приближались. И засохли эти цветы в одиночестве.

  • Если бы бабочки бросили друг дружку в беде, что бы с ними произошло?
  • Где еще, кроме цветов, во время дождя могут спрятаться насекомые?
  • Расскажите, как цветы и насекомые помогают друг другу в природе.

После обсуждения дети рисуют по сюжету сказки.

  1. Упражнение «Цветик – семицветик».

Детям предлагается из заранее подготовленного бумажного цветка с разноцветными лепестками, на которых написаны положительные качества, выбрать себе один. Качество, которое написано на лепестке ребенок берет себе в «подарок».

Занятие  4

  1. Приветствие. Рефлексия прошлого занятия.
  2. Упражнение «Здравствуй, друг
  3. Упражнение «Дом нашего класса»

Учащимся демонстрируется плакат с нарисованным сказочным домиком с большим количеством окон. Психолог представляет этот домик учащимся, как домик их класса, который очень хочет, чтобы в нем жили дружные ребята, которые все делают вместе и помогают друг другу. Каждому ребенку раздается вырезанное окошко, которое ему предлагается разрисовать. Изобразить в нем символ дружбы, как он себе его представляет. Каждый из детей кратко рассказывает о том, что нарисовал в своем окне. Затем своим окна учащиеся приклеивают сами на дом класса.

Можно включить песенку «Дружба начинается с улыбки».

Завершение занятия. Рефлексия

Предоставление возможности ребятам высказаться о том, какие упражнения им понравились, а какие нет. Что было интересного. Обмен мнениями.

Используемые источники

  1. «Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник!»

 Л.С. Поличева (интернет ресурсы).

  1. Психологический мини-тренинг «Я школьник» (интернет – ресурсы).
  2. Адаптационные занятия с первоклассниками. Г. О. Ивановна. (интернет – ресурсы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка                    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составле...