Тугутова Туяна Доржиевна

Сайт преподавателя бурятского языка

Изучить, сохранить, передать! Знать, уметь, привыкать!

Профессия: преподаватель бурятского языка

Профессиональные интересы: Изучение и внедрение в образовательный процесс колледжа современных технологий, совершенствование профессионального мастерства

Увлечения: стрельба из лука, чтение стихов

Страна: Россия

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: село Иволгинск

Место работы: ГБПОУ "КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ"

Звание, ученая степень: "Почетный работник СПО РФ "

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tugutova-tuyana-dorzhievna
Есть у меня шестерка слуг проворных, удалых. и все, что вижу я вокруг, все знаю я от них. Они по знаку моему рождаются в нужде, зовут их КАК и ПОЧЕМУ, КТО, ЧТО, КОГДА И ГДЕ.
Р. КИПЛИНГ

«О тоонто моих отцов, о дымоходы белых юрт.  О сладкий дым, о милый кров,   где песни старики поют!…   Очаг, затопленный впервой рукою матери для нас,   он вечен, как завет святой,   как наших прадедов  наказ!»

         Я не случайно включила эти известные строчки  гениального Дондока Улзытуева  в  размышления о моей профессии. Мне кажется, именно они могут наиболее точно объяснить то, что я считаю главным в моем учительском  кредо: воспитание подростков на примере замечательных  народных традиций, на том, что пропагандирует этнопедагогика, на том, что я называю возвращением к своим истокам, к своему тоонто. Из бескрайних глубин древности пришел к нам удивительный обычай, когда буряты на месте рождения ребенка зарывали в землю пуповину. Это святое место и называлось тоонто.  Сохранить живую связь времен: прошлого, настоящего и будущего, воспитать в моих учениках нравственные ориентиры отцов и дедов, традиционный уклад культурных представлений на фоне далеко не лучших примеров из современной жизни, - уверена, именно в этом главная роль моего предмета, моих уроков: возрождение, сохранение и развитие национальной культуры, изучение родного языка, традиций, обычаев, праздников - уроков приобщения к духовному «Я»  других людей, других поколений и приобщение их  к своему духовному «Я».

   Особая ответственность лежит на тех, кто преподает бурятский язык и литературу в общеобразовательной школе или учреждении среднего профессионального образования, каким  является Колледж традиционных искусств народов Забайкалья, где я работаю. Ведь не секрет, что растет поколение, не знающее родного языка, особенно городская молодежь или юные жители районных центров. Село Иволгинск – не исключение. Что же касается обучающихся нашего колледжа, учиться сюда приезжают ребята из самых разных районов Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, других регионов нашей многонациональной России. У каждого свой уровень подготовки, свой, зачастую, очень небольшой багаж знаний о культуре, обычаях бурятского народа, о бесценной сокровищнице бурятской литературы, людях, ее прославивших…  Думается, очень многое здесь зависит от наставника, того человека, кто сможет повести подростка за собой, сумеет раскрыть красоту и величие родного языка, богатство родной культуры, кто первым скажет о любви к своему тоонто, к своей Родине. Именно об этом напоминает народная мудрость: «Тот, кто не уважает родную речь, не уважает родного народа».

С этим невозможно не согласиться, как и с тем, что чем больше ты предан выбранной профессии, тем больше у тебя шансов на успех.

Все самое главное, самое важное – общение  студента и преподавателя  – происходит на уроке. Считаю, что именно урок - главное звено моей педагогической деятельности, и самые удачные уроки – это уроки сотворчества, равноправного партнерства, когда мои обучающиеся пытаются и с удовольствием проявляют себя, свои способности, свою индивидуальность, достаточно вспомнить и первые поэтические опыты на родном языке, участие в различных конкурсах. Да, несомненно, каждый из них  имеет свой потенциал возможностей, и мне интересен каждый – пусть даже не самый способный – тем любопытнее вызвать в нем любопытство, интерес к моему предмету, стремление открыть что-то новое, замечательное. И здесь мне на помощь приходят встречи с моими единомышленниками: родителями, просто с земляками, мудрыми, достойными людьми, известными поэтами и писателями, чье творчество прославило нашу Бурятию. А еще учусь у коллег, творчески одаренных педагогов, которых немало в нашем колледже. Бываю на всех уроках, смотрю, как ведут их опытные мастера, все это оставляет след в душе, помогает расти профессионально, помогает убедиться в своем призвании.

Я убеждена, что невозможно учить, не воспитывая. И здесь солидарна с известным высказыванием Николая Ивановича Пирогова: «Вся наша нравственность, правда, добро, свет – все учение. И учить, не воспитывая, значило бы – ничему не учить».

Понятно, что все это не очень просто, и проблем, и трудных решений – множество, но я уверена, что честность, решительность, верность и милосердие в наши дни не утратили своей ценности. Язык, посредством которого я общаюсь с детьми на уроке – не просто средство осмысления и освоения окружающего мира, воспитания гармоничной личности, но и нечто большее – показатель его готовности к творческому контакту с носителями других языков, с другими культурами. И не случайно традиции, выработанные нашими мудрыми предками – глубинные, самые важные национальные ценности, передаются из поколения в поколение посредством чистого как родник, живого языка, языка, на котором создавали свои шедевры Николай Дамдинов. Дамба Жалсараев, Дондок Улзытуев: «Легенды, возрождаясь, вновь рождают новые слова, а там, где не хватает слов, растет зеленая трава».

 

Туяна Доржиевна Тугутова

О себе

Работаю преподавателем бурятского языка в Колледже традиционных искусств народов Забайкалья более 20 лет. Педагогическую деятельность начала в Михайловской средней школе учителем русского языка и литературы.  

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения бурятских классиков

Мой взгляд на мир

Как прекрасен этот мир! 

Мгновения- светящиеся крупицы бытия!  

Мои достижения

Процесс обучения бурятскому языку в Колледже традиционных искусств народов Забайкалья – это важный этап формирования общих и профессиональных компетенций студентов. При изучении традиционного искусства бурят, таких как чеканка, резьба по дереву, ковроткачество, пошив национальной одежды, знание бурятского языка является необходимым условием, потому что он выступает основным носителем традиционной культуры. Для повышения уровня коммуникативной и профессиональной культуры студентов разработана  и апробирована программа по бурятскому языку, где большое внимание уделено профессиональной лексике. Разработан учебно–методический комплекс в соответствии с современными требованиями, систематически он дополняется с учетом специфики нашего колледжа. Образовательный процесс организую  на учебном диалоге преподавателя и студента, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю степень обучаемости, уровень общеучебных умений и навыков, для этого провожу диагностики, используя разные формы. Итоги диагностики обобщаю, систематизирую, создаю индивидуальные методические инструментовки на каждую группу, использую их  при подготовке к уроку. Успеваемость по предмету «Бурятский язык» составляет 100%, качество знаний – 76%.

Фактором успешности являются применяемые мною  современные педагогические технологии, такие как проектные, проблемные, информационно – коммуникационные.

Ведение научно – исследовательской работы создает совершенно новые условия для развития профессиональной компетентности педагога. Я занимаюсь исследовательской работой по теме «Внедрение в образовательный процесс проектной  технологии». Управление проектами требует построения особых отношений между проектантами, учета возрастных особенностей, выявления творческих способностей. Критериями оценивания проекта являются: уровень речевой культуры, владение основными видами публичных выступлений, использование мультимедийных ресурсов, систематизация информации и презентация работы. Совместно со студентами реализовали  проекты  «Моя профессия», «Золотые россыпи фольклора», «Как прекрасен белый цвет!», «Путешествие по Иволгинской долине», «Мир традиций бурят» и т.д.

Моё портфолио

Язык, посредством которого я общаюсь с детьми на уроке – не просто средство осмысления и освоения окружающего мира, воспитания гармоничной личности, но и нечто большее – показатель его готовности к творческому контакту с носителями других языков, с другими культурами.

Мои публикации:
Гуманитарные науки
Другие языки
Краеведение
Разное
Родной язык и литература
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: