Эссе "Серебряная нить дархана"
статья по краеведению на тему

Тугутова Туяна Доржиевна

Работа посвящена  деятельности Будажаповой Нима- Цырен Лубсанцыреновны, народного мастера, педагога Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tugutova_na_konkurs_serebryanaya_nit_darhana.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТУГУТОВА Т.Д.

СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ ДАРХАНА

Серебряная нить дархана - времен связующая нить. Да, именно эта тонкая ажурная нить - и символ, и реальное свидетельство филигранного искусства бурятских дарханов, пример того, как в творениях настоящего мастера металл становится поистине бесценным сплавом умений и навыков, фантазии и страсти, души и любви! И сколько сноровки, сил и вдохновения нужно, чтоб создать эту нить!...

Нима-Цырен Лубсанцыреновна Будажапова очень любит свою работу, любит рисовать, чеканить на белом кусочке серебра причудливые узоры, раскрывать секреты древнего искусства художественной обработки серебра своим ученикам, тем мальчишкам и девчонкам, кто приходит в наш колледж – Колледж традиционных искусств народов Забайкалья - получить уникальную профессию «Изготовитель художественных изделий из металла». Для Нима-Цырен Лубсанцыреновны выбор профессии не был случайным, и она с гордостью говорит, что невзирая на то, что женщина, является потомственным дарханом в третьем поколении: дарханами были её дед - Цыбегэй Будажап и её отец Лубсан-Цырен, и благодаря им, их умению работать и с деревом, и с металлом, её уже с детства интересовали старинные вещи, сделанные вручную, технология их изготовления. Поэтому ей радостно осознавать, что сегодня она сама обучает своему ремеслу молодое поколение, а значит, тоже протягивает в будущее «серебряную нить дарханов», завещанную ей предками.

Она старается передать студентам все знания и умения, полученные в свое время от своих учителей, среди которых были и такие прославленные мастера, как Александр Цыренович Эрдынеев и Сандак Дараевич Тагардабаев, делившиеся с ней секретами сложнейшей техники обработки художественного металла, а это ажурное литье, ковка, штамповка, гравировка, насечка набивная и врезная, филигрань, чернение. А умение инкрустировать изделия цветными полудрагоценными камнями и кораллами теперь помогает и ученикам Нима-Цырен Лубсанцыреновны создавать сложные ювелирные гарнитуры для мужчин и для женщин, предметы домашней утвари, а также предметы буддийского культа. Они всегда в творческом поиске интересных решений, новой стилистики и, активно включаясь в развитие современного ювелирного искусства Бурятии, стремятся к тому, чтобы их работы были отмечены и особым национальным колоритом, и своим творческим почерком.

Утро… Мастерская чеканщиков. Проведен вводный инструктаж, и полилась мелодия, сопровождающая рождение серебряной нити... Вот Алтана - насколько она сейчас сосредоточена и увлечена - расплавляет серебро, отливает в форму, получает пруток. А Галсан вальцует пруток, протягивает через циайзень. У молодого мастера - особый талант, настолько аккуратно, с периодическим отжигом, без заусенцев, он выполняет работу. Одно удовольствие смотреть, как вдохновенно работает Галсан! Нить из его рук выходит ровной и гладкой. Не зря гласит бурятская пословица: «Угаа уhанда хаяхагүй» - «Родословную никуда не денешь». Он потомственный дархан, дар ему передался по линии отца. А Дугару сейчас нужен совет: он начал работу, а силу не рассчитал, и нить пошла неравномерно… Можно только представить, какого терпения, усердия требует эта профессия. И понятно, что каждого студента отличает что-то свое, особенное, поэтому у мастера Будажаповой Н.Л к каждому - индивидуальный поход, без этого учеба не будет успешной. А еще комфортная обстановка мастерской, универсальное рабочее место мастера, студента - все это тоже способствует оттачиванию мастерства. Вместе они учатся строить структурную композицию украшений, стараются использовать орнаментальный декор, учитывают специфику современной одежды, естественно, не забывая о традициях, бережно передаваемых из поколения в поколение.

Конечно, умение делать что-то на высоком уровне ценилось во все времена, и теперь от качества профессиональной подготовки студента, воспитания их личности, в конечном счете, зависят и будущее ребят, востребованность на рынке труда, возможность найти себя и свое место в жизни. И здесь трудно переоценить роль наставника, ведь это он может помочь молодым сделать правильный выбор, раскрыть таланты и способности. В интервью, для стенгазеты «Студенческий меридиан» Нима-Цырен Лубсанцыреновна говорит: «Профессия мастера производственного обучения требует много кропотливого труда, терпения, ведь так хочется, чтобы подросток, выбравший моё любимое дело, вырос и хорошим человеком, и настоящим мастером своего дела. Ты понимаешь, насколько значима твоя работа, насколько велика ее ответственность, а еще, сколькими знаниями и умениями должен обладать сам мастер!»

 Быть мастером производственного обучения – это значит владеть профессиональным мастерством, обладать художественным вкусом, эрудицией, знать те же правила хорошего тона, быть в ответе за все дела в группе. Мы знаем что, чем больше мастер знает и умеет, тем легче и интереснее ему общаться со студентами. А еще он должен быть просто хорошим, порядочным человеком, терпеливым и доброжелательным, обладать теми человеческими качествами, которые так ценят ребята. Не случайно на каждом уроке Нима-Цырен Лубсанцыреновна создает теплую атмосферу уважения и взаимопонимания, так необходимую для раскрытия способностей, воспитания личностных качеств своих студентов. Поэтому сегодня для неё профессия педагога-мастера - не только любимая, но и самая важная профессия, она, действительно, стала её жизнью, её призванием.

Не пропустить первый успех ученика, вовремя прийти ему на помощь, поднять настроение, помочь поверить в свои силы, преодолеть себя – вот   главная задача как наставника, педагога, воспитателя, просто человека с большим жизненным опытом. И в самом деле, если вдуматься, фигура мастера производственного обучения всегда была ключевой в системе профессионального образования, потому что мы закладываем основы профессии, формируем профессиональное и социальное мировоззрение молодых.

А пока... Идет учебный процесс. Сегодня они со студентами реализуют разнообразные творческие проекты практико - ориентированного, исследовательского характера, где конечным продуктом являются национальные сувениры, которые всегда пользуются повышенным спросом, а также мультимедийные презентации по художественной обработке металла, по истории этого древнего ремесла, по изучению локальных особенностей чеканки этнической Бурятии. А участие в долгосрочном проекте «Мои земляки – мастера-дарханы» дает замечательную возможность окунуться в самобытный мир народных умельцев, удивительных мастеров, познакомиться с их уникальными работами, ставшими произведениями искусства. К примеру, подлинным мастером своего дела в свое время был признан Жигмит Шухуртуев, удостоенный звания «орой дархан», что значит «непревзойденный мастер»- за создание тысячи серебряных статуэток Будды, каждая из которых была величиной с «муравьиное зернышко» и отличалась неповторимым изяществом. И сколько таких интересных фактов и открытий делают на каждом занятии.

 И здесь не можем не затронуть и эту тему. Работа с металлом традиционно считалась мужской прерогативой. И, тем не менее, по уровню технологической обработки изделия современных мастериц не уступают работам коллег - мужчин, они с честью продолжают традиции бурятских мастеров, что отражается в выборе исконных материалов и в специфике декоративных мотивов. Примером тому служат работы её учениц Аллы Самбуевой, Ешин-Хорло Хаптановой, Ольги Дашанимаевой, Светланы Дабаевой. Так что сегодня у неё немало единомышленников и среди прекрасной половины человечества. Конечно, она очень гордится своими воспитанницами, впрочем, не только ими, гордится всеми своими учениками, такими талантливыми, такими упорными и благодарными. И знаете, какие замечательные чувства душевного полета и удовлетворения испытывает мастер, когда слышит восхищенные отзывы уже не только о своем, но и об их творчестве.

Так было и на открытии выставки «Дух предков» в музее декоративно-прикладного искусства колледжа, где вместе с авторскими работами Нимы- Цырен Лубсан- Цыреновны были представлены и работы её выпускников, и где лучшей наградой для неё стали слова, прозвучавшие из уст старейшины их рода, потомственного мастера Владимира Лубсановича Эрдынеева: «Славен наш род мастерами, и славу его продолжаешь ты, Нима - Цырен Лубсан- Цыреновна!». Стоит добавить, что продолжает вместе со своими учениками. И знает она, что каждый из них тоже будет прославлять свой род и так же хранить, как великую драгоценность, замечательные традиции народного искусства, как хранят их наши бурятские мастера, как хранят их у нас, в Иволгинском Колледже традиционных искусств народов Забайкалья. Потому что обучение молодых и талантливых мастеров, которые могли бы принять эстафету старых дарханов - это главная цель нашего образовательного учреждения, а значит, и цель Нимы- Цырен Лубсанцыреновны - народного мастера, Почетного работника среднего профессионального образования, 25 лет работающей педагогом колледжа.

И нам всем хочется сделать все, что в наших силах, чтобы серебряный мир, созданный Нима-Цырен Лубсан- Цыреновной и её студентами, сверкал во всем великолепии, отсвечивал всеми гранями их таланта, и серебряная нить, соединяя поколения, никогда не прерывалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НИТИ-методика

НИТИ-методика интегрированного урока в форме устного журнала "Необыкновенная симметрия" (8 класс)...

Подготовка швейной машины к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей.

Разработка урока для 5 класса "Подготовка швейной машины к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей"....

"Чудо-нить"

Каждый из наслюбит и по- своему умеет рисовать....

Интегрированный урок "Веков разорванная нить"

Урок иллюстрирует уникальные приёмы интеграции, которые возможно использовать на любом уроке. Методика ведения урока позволяет организовать  не только диалоговое обучение, но и  способствует...

"Изонить - изображение нитью"

Занятия изонитью способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логическо...

Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи"

Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи". Исследование своего родного края....