Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи"
творческая работа учащихся (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи". Исследование своего родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buyan_proekt.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

МИНИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

АРЖААНА «ДАРХИ»

Выполнил: ученик 8 «А» класса

Кунгаа Буян

Руководитель: учитель тувинскогоо языка

 и литературы

Кунгаа Д.К.

Хову-Аксы 2014г.

Введение

Актуальность выбранной темы. Каждое лето мы всегда отдыхаем на природе. В прошлом году я поехал с родителями в аржаан «Дархи» в Эрзинском районе  неподалеку от с.Качык. В этом аржаане отдыхали мои родители, бабушки и дедушки.  Мне много интересного поведали, и тогда мне стало интересно узнать историю этого аржаана.

Перед собой поставил определенную цель : изучить аржаан «Дархи».

Задачи. ВЫЯСНИТЬ:

1)этимологию слова «аржаан»;

2)посещение и ритуалы  аржаана;

3)истории и легенды аржаана.

Предмет исследования: история и развитие аржаана «Дархи».

Методы исследования: беседа, наблюдения, опрос, чтение литературы, исследование.

В географическом центре Азии, там, где берет начинало могучий Енисей и где проходит один из крупнейших в мире водоразделов – хребты Танну – Ола и Сенгилена, - лежит древняя страна аратов – кочевников – Тыва (Тува).

Природа горной республики неповторима тем, что здесь в вековечном экологическом равновесии сосуществуют почти все природно – климатические зоны Северного полушария – от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле используемых местным населением в лечебных целях.

Лечебные источники называются аржаанами. Слово «аржаан» уходит корнями в древний санскритский язык и означает – святая или целебная вода. В традиционном быту тывы культ аржаанов был велик: с ними связывали здоровье тела и духа как отдельного человека, так и рода в целом.

Аржааны почитали и бережно хранили. Ежегодно в каждом аале (стойбища тыва кочевников – скотоводов, ведущих родо – племенной образ жизни), в каждом арбане проводили Дни Аржаана: Аржаан дагыыры – освящение источника, Аржаан ажаары – ритуал ухода за ним, Аржаан чалаары – «приглашение» аржаана. Последнее – это особый ритуал отбора воды источников в посуду, которую приносили с собой страждущие. С него начинался «аржаанный сезон». Вот как это описывается в одной легенде – были:

«Праздник «приглашения» аржаана был одним из больших празднований, сопровождавшихся народными гуляньями, скачками, хурешом. Проводился он в середине лета, когда, по словам стариков, аржаан «созревал» и набирал целебную силу. На закате солнца весь аал, весь арбан собирался на поляне перед Кара-Дагом, где пробивался из толщи земли вожделенный источник. На большие черные камни складывали лакомые кусочки мяса, другой снеди и возжигали огонь. Это - сан-салыры – было подношением духу аржаана, который являлся шаманам в образе человека. Каждый аржаан имел своего духа – женщину или мужчину. Присутствующие, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, монотонно покачиваясь, про себя воздавали хвалу аржаану, его духу и испрашивали исцеления для себя, родных и близких, для своего рода. Затем каждый привязывал к веточкам деревьев или кустарников, росших около источника, белые, красные или голубые ленточки – чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в серебряный ковшик и разливала всем присутствующим. Посуда могла быть самой разной, но каждая семья старалась держать для этой цели серебряную донгу – высокий чеканной работы чайник».

Традиция народа тывы лечиться на аржаанах сохранилась по сей день. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа (время «созревания » аржаанов) тысячи людей отдыхают и лечатся на целебных водах, в основном «диким», стихийным образом. Этот феномен сохранился практически только в Тыве, чему способствовали прочность традиции, экологическое благополучие природной среды и, конечно же, экологическая чистота вод природных источников. Курс лечения прост и традиционен: он занимает от 7 до 9 дней, реже до 14 и 21 дня, и включает питье, полоскание, душ, ванны.

В Эрзинском районе одним из популярных лечебных источников является аржаан Дархи. Расположен он примерно в 17 км к северо-востоку от села Качык, в межгорном ущелье. Вода источника сочится из скальных трещин и собирается в небольшие ручейки, стекающие по отвесному склону.

Аржаан активно посещается местным населением и нам приходилось, уважая традиции, испрашивать разрешения у духов источников, и только затем посещать источник. По возвращении с них необходимо было выполнить ритуал благодарения – повязать на веточки деревьев ленточки – чалама. В основном лечатся (принимают душ), а также «приглашают» аржаан для лечения дома, т.е. доставляют, кто как может, аржаан домой.

По свидетельству местного населения аржаан используется при лечении парализованных больных, сердечно – сосудистой системы, лечит остеохондроз, ангину.

 Тыва богата природными лечебными водами. Использование аржаанов в лечебных целях происходит в основном стихийным образом. Многие аржааны, в том числе и аржаан «Дархи»  имеет уникальное свойство и находится в особом природно – климатическом условии.

С этого года  начались исследования аржаанов и отдыхающих. В каждом аржаане присутствует медицинская служба(исследователи). Разрабатывается проект  составления «Кодекса аржаанного этикета и поведения» в республике Тыва.

Мы видели древние наскальные рисунки, которые изображены 4 человека ,семья: родители и дети.  Нам рассказывали старики, что эти рисунки являются хозяевами аржаана.

Таким образом наша Тыва уникальна. В  каждом уголке нашей республики есть лечебные аржааны. Также вы можете посетить аржаан «Дархи» в Эрзинском районе с. Качык.

Использованная литература:

  1. Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы. – Кызыл.-2007
  2. Ондар Б.К. Тувинская топонимия.- Кызыл.-2008
  3. Аракчаа К. Слово об аржаанах Тыва. – М., 1995.
  4. Аракчаа К.Д., Эрдыниева Л.С. Медико- социологические исследования стихийного народного лечения на некоторых пресных аржаанах Тувы// Вестник ТувГУ. –Вып.2.Химия.-Кызыл, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...