Главные вкладки

    Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
    статья на тему

    Раджабова Татьяна Машариповна

    в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskaya_rabota_na_temu.docx21.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исследовательская работа                                                                                                                                       на тему: «Метод проектов  в моей работе»

    Отечественное образование на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. Образование стремится быть личностно-ориентированным, и для реализации такого подхода к обучению требуются новые методы обучения, с помощью которых  формируется активная, самостоятельная позиция учащихся в овладении знаниями, развиваются умения и навыки — исследовательские, рефлексивные, самооценочные, а также умения, связанные с их применением в практической деятельности (компетенции) и, соответственно, с реальной жизнью.

    Одним из таких методов является метод проектов, о котором следует рассказать подробнее, поскольку «в свете новых решений и постановлений» мы все с вами должны реализовывать компетентностный подход в обучении, а этот метод позволит нам это сделать).

    Итак, основой метода является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (презентации, текстового файла с докладом, графиков, диаграмм), так и внутреннего — опыта учащегося, включающего в себя знания, умения, компетенции как высший уровень умений и, наконец, осмысленные и осознанные ценности.

     Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.  

               Известно, что основной критерий для ученика  выражается словами "интересно”—"неинтересно”. Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить  творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

               Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:

    - проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;

    - подбора литературы по данной тематике;

    - планирования своей работы с определением сроков выполнения;

    - проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;

    - грамотного оформления работы;

    - защиты работы.

                Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

            Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные . Руководителю важно отследить, что выбор был обоснованным, не случайным, а продуманным.

    Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.  

            В работе над  проектами руководствуюсь следующими принципами:

    1. В творческую и исследовательскую  работу вовлекать только тех учащихся, которые:

       • проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;

       • проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (творческие люди никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали - не получается»);

        • способны увидеть проблему там, где другие её не видят, и отчетливо её сформулировать;

         • проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям людей, замечая их раньше, чем другие;

         • способны связать и объединить различную информацию самым неожиданным образом;

         • настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;

         • проявляют умственную «непосредственность», сильную мотивацию и устойчивый интерес к тому, чем занимаются; более склонные решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления;
      • ориентированы на достижение цели.

    2. При составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму.

    3. Стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до  логического завершения.

    4. Научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых во время проектной деятельности, в своей собственной жизни.

       Проекты реализованные учащимися МБОУ СОШ с.  Скатовка совместно с учителем химии и биологии  Раджабовой Т.М.

    Практико-ориентированный проект 

    Обустройство территории школы – «Посади дерево на память

    «Мой гербарий» (изготовление  пособий по биологии: гербарии, коллекции семян)        

    Исследовательский проект 

     Исследовательская работа «Определение роли зеленых растений пришкольного участка» (групповой проект учащимися 7-9 кл.), результаты работы выставлены на сайте учителя, под руководством которого выполнялся проект. Ссылка на мой сайт:
    Мой "Сайт учителя биологии и химии средней школы" на nsportal.ru

    Информационный проект 

      Устный журнал «Лекарственные растения и охраняемые животные Саратовской области.» (опубликован на сайте http://nsportal.ru/ Алые паруса – проект для одаренных детей)

    Творческий проект 

     Изготовление плакатов:  «Мы за ЗОЖ»,     «Химия - это  интересная наука!»; создание иллюстрированного журнала «Выдающиеся химики», сценария юмористических  сценок  на химическую тему ( все проектные работы были представлены на межрегиональный конкурс « Виват Химия!»

    Таким образом, метод проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

    Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности было много:

    1. лучшее усвоение учебного материала;
    2. стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
    3. и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;
    4.  ученики  учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа по теме "Метод математической индукции"

    тема « Метод математической индукции как  эффективный метод  доказательства гипотез»...

    Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

    Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

    Научно-исследовательская работа на тему "Метод проектов на уроках иностранного языка"

    Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным разв...

    Работа на тему "Методы решения математических задач в работах Александрова А.А."

         Бывает так, что задача решается, что называется  «сходу». Бывает приходиться попотеть, подумать над ней. Иногда на обдумывание решения уходят не минуты и ча...

    Самостоятельная работа по теме "Цилиндр" и домашняя работа по теме "Цилиндр"

    Самостоятельная работа по теме "Цилиндр"  и домашняя  работа по теме "Цилиндр"  составлены по материалам открытого банка ЕГЭ  базового уровня. Предназначена для...

    Самостоятельная работа по теме "Цилиндр" и домашняя работа по теме "Цилиндр" 11 класс

    Самостоятельная работа  по теме "Цилиндр"   и домашняя работа по теме "Цилиндр"  11 класс  предназначены для систематизации и повторение материала базового...