РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ
статья на тему

Тугутова Туяна Доржиевна

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_professionalnoy_leksiki.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТУГУТОВА Т.Д.

преподаватель бурятского языка

Роль профессиональной лексики в подготовке
квалифицированных специалистов

Для повышения качества подготовки будущих специалистов, развитии н> умений и навыков по организации своей профессиональной деятельное!и направленной на более полное удовлетворение спроса рынка, использую и и разные методы и формы.

Одним из них является процесс обучения языкам, в том числе и бурятского.

Мысль о том, что квалифицированный специалист - это еще и грамотный человек, является основополагающим в подготовке выпускников.

Мы знаем, что при помощи языка можно выразить тончайшие оттенки» мысли, самые глубокие чувства. Понимать, уметь выразить свои мысли - это то, что отличает человека образованного, специалиста любой отрасли. Чем богаче речь человека, тем он одареннее во всех областях. Соотношение «речь мышление» позволяет осмысливать такие качества речи, как точное и. логичность, выразительность. На эти качества следует обращать внимание при изучении любого языка, при этом придерживаясь принципа коммуникативной направленности в обучении. Опора на коммуникативную направленность должна иметь место при презентации языкового материала, то есть обучающимся необходимо знать, что с помощью данной языковой единицы сообщить, о чем узнать, что выразить в решении коммуникативных задач.

При изучении традиционных искусств народов Забайкалья (чеканка, резьба, пошив национальной одежды, ковроткачество) знание бурятского языка является необходимым условием, так как бурятский язык является основным носителем традиционной культуры бурят.

Организация работ по самообразованию является одной из форм повышения педагогического мастерства. Тема моей работы по самообразованию - «Роль профессиональной лексики в подготовке квалифицированны» специалистов».

Наш колледж традиционных искусств народов Забайкальм, поэтому обучающимся знания бурятского языка и бурятского этикета помогу» осознать профессиональную деятельность с точки зрения языка и этикета.

Изучение и анализ литературы показывает, что бурятский язык надо рассматривать как основной носитель традиций и обычаев, как часть национальной культуры, выработанных на протяжении веков и отражающих материальную, духовную и социальную стороны. Национальная культура тесно связана с традиционным искусством, поэтому вопросы языка и этикета должны переплетаться с профессиональными знаниями.

Знакомство с профессиональной лексикой должно занимать ведущее место на уроках бурятского языка. Методика включения лексики, связанной с выбранной профессией, в учебный процесс - задача сложная, требующая специальной разработки. Нами сделана попытка решения этой проблемы и щучена литература по профессиональной лексике. Мы обратились к работам выдающихся лингвистов, таких как Ц.Ц. Цыдыпов, Д.Д. Доржиев, Л.Д. Шагдаров, М. Бабушкин, а также к литературе, описывающей материальную культуру бурят. Это работы И.С. Тугутова, Г. Ленхобоева, К.В. Вяткиной, А.В. Тумахани.

Рассматривая профессиональную лексику портных с умением пошива национальной одежды, мы опирались на работы Р.Д.Бадмаевой «Бурятский народный костюм», Ц.Б. Базаровой «Лексика национальной одежды агнских бурят».

Программа обучения бурятскому языку нацелена на то, чтобы выпускники могли вести профессиональную беседу, свободно пользоваться профессиональной терминологией, работать с инструкционными картами на бурятском языке. Значительная часть отводится на развитие творческой деятельности, проводятся конкурсы на лучший литературный перевод, выставки творческих работ, иллюстрированные переводы. Изучение бурятского языка проводится в тесной связи со специальными предметами. На начальном этапе осуществляется освоение фонетического и грамматического строя языка, его основной лексики, постепенно вводится профессиональная терминология.

Программа бурятского языка состоит из семи блоков уроков, один которых называется «Профессия, выбранная мною» и включает пять уроков. Целью этих уроков является знакомство учащихся с профессиональной лексикой, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание любви к родному языку и иыбранной профессии.

В этом блоке применяются разные типы урока, такие, как урок комплексного применения знаний, урок усвоения и первичного закрепления знаний. Формами урока могут быть урок-исследование, урок-презентация, урок-выставка, при этом широко используются информационные и проектные технологии.

Изучение профессиональной лексики можно представить в виде большого проекта по теме «Моя профессия».

Например, если просклоняем по падежам слово портной - оёдолшон, то получим тамы мини-проектов.

Нэрын падеж - оёдолшон - профессия, выбранная мною.

Хамаанай падеж - оёдолшоной хэрэглэхэ угэнууд - профессиональные термины портного.

Зугэй падеж - оёдолшондо хэрэгтэй зэмсэгууд - инструменты, необходимые портному.

Уйлын падеж - оёдолшониие магтаЬан зохёолнууд-произведения устного ннродного творчества, восхваляющие портного.

Зэбсэгэй падеж - оёдолшоноор худэлхэ газарнууд - места работы.

Хамтын падеж - оёдолшонтой холбоотой заншалнууд - традиции и обычаи

Гаралай падеж - оёдолшонЬоо Байн мэргэжэл угы! - нет прекраснее' профессии портной!

Работа над проектами - это такой вид созидательной работы, где учащийся выступает активным участником, ведь в основе проектного метода лежит  деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

Работа над проектом «Лексика национальной одежды», выполненная Цыдыповой Альбиной, а также работа «Лексика бурятской кухни» Никифоровой Даримы были представлены на районной конференции «Шы в будущее» и удостоены дипломов III степени.

Участие в проектировании развивает творческие способности коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в инфор- мационном пространстве, а также умение представлять результаты своей работы.

При изучении профессиональной лексики происходит интеграция знании по различным предметам, которая дает возможность применения теоретических знаний в будущей практической деятельности.

Литература

  1. Бабушкин С.М. Формирование и развитие бурятско-русского двуязычие у учащихся средней школы. - Улан-Удэ, 1993. - С. 204.
  2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблем! школьного учебника. - М.: Русский язык, 1997. - 288 с.

4. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. - Улан-Удэ, 1958. - 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Значение терминологии и профессиональной лексики в развитии личности и повышения уровня профессионального мастерства современного строителя» - преподаватель Пономарёва А.С.

Выполнение проекта под руководством преподавателя Информатики Пономарёвой.А.С. по созданию сайта для использования в учебных целях,учащимся первого курса СК №12 Тиньковым Никитой. Материал ...

Статья "Роль профессиональных конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя"

Статья посвящена вопросам организации и проведения районного конкурса педагогических достижений и организационно-методического спровождения педагогов - участников конкурса образовательных учреждений П...

Роль профессиональной среды в самореализации студента

статья посвящена опыту работы в системе непрерывного образования НПО-СПО-ВПО...

Презентация "Роль профессионального спорта" (The role of professional sport).

Презентация является иллюстативным материалом при изучении темы "Sport" (unit 6, lesson 4) УМК "New Millennium English 10". Поможет в составлении монологического и диалогического высказывания по теме,...

Контролирующие материалы по дисциплине "Английский язык" по профессиональной лексике для обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Данные контролирующие материалы составлены для проверки усвоения профессональной лексики обучающихся по юридической специальности и содержат много видов заданий....

Изучение профессиональной лексики английского происхождения в свете развития движения WorldSkills в России

Статья  знакомит  с результатами исследования  по теме "Изучение английских заимствований как способ формирования  коммуникативной компетенции  в сфере автомобильного тра...

Презентация внеклассного мероприятия " Роль ненормативной лексики в современном обществе".

Презентация классного часа, основанного на беседе о происхождении и использовании в русском языке ненормативной лексики....