Роль профессиональной среды в самореализации студента
статья на тему

Лепчикова Полина Николаевна

статья посвящена опыту работы в системе непрерывного образования НПО-СПО-ВПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepchikova_p.n.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА

Лепчикова Полина Николаевна, преподаватель

Якутский колледж связи и энергетики им П.И.Дудкина

Проблемы подготовки специалистов и рабочих, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях качество подготовки будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования и заключается в способности образовательных услуг удовлетворить запросы и ожидания потребителей. Управление качеством призвано обеспечить баланс между запросами рынка труда, потребностями развивающейся личности и развитием системы профессионального образования в целом.

Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях. Задачей профессионального образования становится не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда.

На современном рынке труда в условиях непрерывной модернизации производства важнейшими качествами специалиста становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Работодатели заинтересованы не только в профессиональной компетентности выпускников, но и в их воспитанности, коммуникативности, т.е. в уровне их общей культуры. Также важны такие качества, как обычная выносливость, дисциплинированность, умение владеть собой в сложных ситуациях. Кроме того, современный квалифицированный рабочий, специалист должен не только обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях и находить новые, нетипичные производственные решения.

Запросы и потребности современного рынка труда, предъявляемые к качеству профессионального образования, базируются на положении о том, что профессиональное образование - это не только профессиональное обучение как процесс формирования специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Это целый комплекс, или система, куда входят:

-        профессиональная ориентация;

-        обучение, повышение квалификации;

-        профессиональная социализация и адаптация на всех этапах приобретаемого статуса (абитуриента, студента, выпускника – молодого специалиста, а впоследствии и профессионала, мотивированного к повышению своего профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности).

Сегодня необходимо формирование и развитие социально ориентированной личности, в полной мере реализующей свой потенциал, становление знающего специалиста, ответственного за результаты и качество своей деятельности. Поэтому большое внимание в работе должно уделяться обновлению научно-методического содержания подготовки кадров, внедрению компетентностного подхода при оценке эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.

Обучение, основанное на компетенциях, имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств. Особо подчеркнем комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающихся во взаимном сочетании необходимых для данного модуля знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.

Общие компетенции – совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Они включают способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Обучить компетентности обучающегося сложно. Компетентным он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. При этом необходимо использовать активные методы обучения, такие как:

-        презентация идей;

-        исследование ролевых моделей;

-        кейс-метод;

-        метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие (взаимодействие с внешним миром) и т.п.

Пример метода обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие в Якутском колледже связи и энергетики им. П.И.Дудкина можно проследить в работе педколлектива по профессии «Киномеханик» и специальности «Аудиовизуальная техника», которые функционировали с 2004 по 2012 и с 2007 по 2014 соответственно.

Как известно, работа в системе СПО имеет свою специфику. И одной из таких особенностей является сам контингент обучающихся.  Наряду со студентами, сделавшими осознанный выбор будущей профессии, имеющими мотивацию и стремление к получению знаний, в систему НПО приходят дети, с трудом закончившие школу, не имеющие желания  изучать какие бы то ни было дисциплины. Выбор образовательного учреждения за таких студентов делают их родители,  не согласовываясь с пожеланиями ребенка о получении той или иной профессии. Такие студенты посещают занятия неохотно, занимаются без интереса и желания и в большинстве случаев никогда не работают по полученной профессии. Особую группу студентов НПО и СПО занимают дети из социально-  и материально-неблагополучных семей,  дети-сироты, опекаемые, из неполных семей и т.д. Зачастую они не видят перспективы в своем будущем, не видят смысла в продолжении образования.

При работе с таким контингентом нужно решить  ряд проблем:

- как вызвать интерес к профессии, к специальности,

- как показать перспективы его личного будущего,

- как работать со студентами детьми, часто пропускающими занятия.

Система педагогической деятельности включает несколько направлений:

  1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях,  умениях и навыках «трудных» студентов. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  2. Снятие «синдрома неудачника». Формирование положительной Я   концепции.  Создание  личности обстановки  успеха,  одобрения,  поддержки,  доброжелательности результата деятельности студента, его достижений. Поощрение положительных изменений.  От авторитарной педагогики  к педагогике сотрудничества и заботы. При этом отводится большое значение личному опыту, интересам и склонностям, эмоциям и чувствам, мировоззрению, статусу студента в коллективе.
  3. Профориентационная работа – организация интересного досуга. Творческие встречи, связанные с профессией, встречи с интересными людьми из «Союза кинематографистов», «Ветеранами кино», с директором филиала СПБ института.
  4. Организация практики – погружение в профессию. Кратковременная площадка, предназначена для взаимодействия работодателей и студентов. Учебная практика является обязательной частью образовательного процесса, с нее начинается погружение в профессиональную среду, углубление и закрепление теоретических знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения. Заключение договоров с кинотеатрами города, клубами и домами культуры сел, НВК «Саха».

Студенты, получившие профессию Киномеханик, получали возможность продолжить обучение по специальности «Аудиовизуальная техника».

Системная работа по привлечению студентов к получению образования по ступенькам НПО-СПО-ВПО имела позитивные результаты, которые можно увидеть в таблице 1.

НПО

Специальность 36.2 «Киномеханик»

Год окон

чания

СПО

Специальность 210313 «Аудиовизуальная техника и звукотехническое  обеспечение аудиовизуальных программ»

Год окон

чания

ВПО

Санкт-Петербургский университет кино и телевидение и другие высшие учебные заведения

Год

окончания

Карамзин Николай

2006

Карамзин Николай

2010

Карамзин Николай

2013

Слепцов Михаил

2006

Слепцов Михаил

2013

Дмитриев Дмитрий

2006

Дмитриев Дмитрий

2010

Борисов Сергей

2006

Борисов Сергей

2010

Винокуров Иннокентий

2007

Винокуров Иннокентий

2011

Шестаков Анатолий

2011

Шестаков Анатолий

2013

Терземан Максим

2011

Терземан Максим

2017

Кузакова Олеся

2009

Кузакова Олеся

2011

Степанов Эрэл

2009

Степанов Эрэл

2011

Борисов Михаил

2006

Борисов Михаил

2010

Ким Дмитрий

2010

Ким Дмитрий

2012

Васильев Аркадий

2010

Васильев Аркадий

2014

Долбараев Вадим

2010

Долбараев Вадим

2014

Захаров Рудольф

2010

Захаров Рудольф

2014

Ларионов Роман

2010

Ларионов Роман

2014

Гермогенов Михаил

2011

Гермогенов Михаил

2014

Степанов Дмитрий

2011

Степанов Дмитрий

2014

Андреев Иван

2011

Андреев Иван

2015

Кириллин Сергей

2011

Кириллин Сергей

2015

Заровняева Галина

2011

Заровняева Галина

2015

Макаров Илья

2011

Макаров Илья

2015

Таюрский Эдуард

2010

Таюрский Эдуард

2016

Бедарев Виталий

2010

Бедарев Виталий

2015

Полищук Игорь

2010

Полищук Игорь

2015

Янчугов Кирилл

2010

Янчугов Кирилл

2016

Карамзин Николай,  Слепцов Михаил, Шестаков Анатолий, Борисов Михаил, Ким Дмитрий успешно закончив Санкт-Петербургский университет кино и телевидение работают по специальности.

Заключение

Современный мир профессии быстро меняется: меняется как сам перечень профессий, так и содержание профессиональной деятельности. В информационном обществе основу экономики составляют знания, и люди сами отвечают за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы, активными гражданами общества. Лучший способ сделать это – сформировать у гражданина установку на образование в течение всей жизни.

Выпускник в процессе обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, тесно общаясь и сотрудничая со своими старшими коллегами по будущей профессии, осознает правильность выбора своей профессии и активно включается в трудовую деятельность. Студенты профессии Киномеханик и специальности Аудиовизуальная техника во время обучения в колледже всегда принимали активное участие в различных мероприятиях с приглашением профессионалов киноиндустрии Республики Саха (Якутия), для них организовывались круглые столы с участием чиновников Министерства культуры Республики Саха (Якутия), известных людей из сферы кино, также стало традицией проведение совместных мероприятий, в том числе и благотворительные, с Советом ветеранов кинематографии Республики Саха (Якутия).  Таким образом, студенты еще в стенах колледжа вовлекаются в профессиональную среду, что помогает им социально и профессионально самореализоваться. Погружение в профессию в процессе обучения в колледже способствует формированию готовности к будущей самостоятельной жизни, успешному овладению будущей профессией, специальностью и последующей профессиональной самореализации.