Метод проектов на уроках бурятского языка
статья на тему

Тугутова Туяна Доржиевна

Как организуется работа над проектами, какие виды проектов выполняются обучающимися, какие трудности возникают- эти вопросы оражены в данной работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_metodicheskiy_zhurnal.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тугутова Т.Д.

Метод проектов  на уроках бурятского языка

                                                                                      «Скажи мне – и я забуду.

                                                                                        Покажи мне – и я запомню.

                                                                                        Вовлеки меня – и я научусь».

                                                                                                   Китайская пословица

       Проблема отбора и организации учебного материала является одной из актуальных в методике обучения бурятскому языку.  Этой проблеме за последние годы уделяется большое внимание. Особый интерес представляет разработка и теоретическое обоснование системы упражнений, без которых нельзя формировать умения и навыки речи. Классно-урочная форма обучения организации учебного процесса не обеспечивает в должной мере выполнение этой задачи.  Использование  активных форм обучения, в частности  метода проектов является одним из путей решения проблемы.  При планировании проектов я определяю круг тем и разделов для самостоятельной работы, определяю критерии оценки.  Метод проектов  предполагает использование широкого спектра проблемных и поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат.  Проект для меня - это совокупность приемов, позволяющих в определенной последовательности, диктуемой логикой познавательной деятельности, реализовать данный метод на практике.  В основе проекта лежит проблема. Чтобы решить ее, требуется  не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных знаний.  Для использования метода проекта требуется значительная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически.

  1. Подготовительный этап включает: планирование проекта в рамках учебной программы, выдвижение идеи на уроке, обсуждение учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения. Одним из важных шагов является общий инструктаж по составлению плана и сбору информации из разных источников. Неоднократно приходится  разъяснять, как делаются выписки и заметки из литературы,  каковы требования к оформлению проекта. Это довольно сложные виды деятельности для учащихся, требующие усидчивости, устойчивого внимания, скрупулезности и хороших навыков грамотных записей, аккуратности и систематичности.
  2. Организационный этап работы: формирование микрогрупп,  распределение  заданий в микрогруппах, практическая деятельность в рамках проекта, обсуждение в микрогруппах  выдвинутых гипотез, версий,  вариантов решения проблем.
  3. Завершающий этап: промежуточный контроль, обсуждение способа формирования проекта, документирование проекта, презентация результатов  проекта, подведение итогов выполнения проекта. Одновременно пакет документов передается рецензентам и внешним экспертам для заключения. Во время устной защиты авторы представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей.
  4. Этап практического использования: результаты проектов в качестве наглядных пособий, докладов применяются на других уроках, учащиеся выступают на научно-практических конференциях.

   Работа над проектом  способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей: социальное партнерство, толерантность, диалог.

    Виды проектов разнообразны. Это: информационные, обзорные, творческие, практико-ориентированные, межпредметные, исследовательские и др. Проекты разнообразны и по форме. Например: видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью с интересными людьми, журнальный репортаж.

     По объему я выделяю  три вида  учебных проектов:

Тугутова Т.Д.

  • краткосрочные (2-4ч.);
  • среднесрочные (6-10 ч.);
  • долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа.

 В процессе обучения бурятскому языку мы с учащимися подготавливаем и проводим проекты:  

Проект информационный «Моя Бурятия».

Подпроекты:

  • «Улан-Удэ – столица Бурятии»;
  • «Байкал – жемчужина Бурятии»;
  • «Государственные символы Бурятии»;
  • «Районы Бурятии» и т.д.

Проект творческий, практико-ориентированный «Моя профессия».

Подпроекты:

  • «Портной»;
  • «Гобеленщица»;
  • «Чеканщик»;
  • «Резчик по дереву»;
  • «Хозяйка усадьбы» и т.д.

 Проект исследовательский  «Поэтическая Бурятия».

 Подпроекты:

  • «Под улыбкой Белой Тары»

-     «Певцы родной земли»

      -     «Сын земли Иволгинской» и т.д.

Проект обзорный  «Золотые россыпи фольклора».

Подпроекты:

-     «Улигеры – память народа»;

-     «Легенды и предания моего народа»;

  • «Мир бурятской сказки».

Защита проектов сопровождается презентацией, также представляются буклеты, альбомы с краткими текстами, рисунками, фотографии. Во время защиты происходит многократное повторение речевых образцов и штампов, обеспечивается постепенный переход от несложного высказывания к сложному, накапливается разнообразный  информационный материал. Однако, работа над проектом не может  считаться завершенной без анализа самими учащимися (рефлексии) всех стадий проекта.

  В  Бурятии сложилось самобытное, уникальное по своему художественному значению традиционное искусство народов, издревле населяющих этот край. Самобытность, оригинальность бурятской культуры, выделяющей ее среди многообразия этническо-национальных культур, состоит в том, что она действует на национальном языке, имеет своеобразные стили, жанры и виды, изобразительные приемы и средства и сохранила в себе черты древнего искусства. Овладение бурятским языком неразрывно связано с пробуждением  у учащихся интереса к культуре бурят, которая предполагает не только  усвоение факторов культуры и истории данной страны, но и формирование способности и готовности  к пониманию образа мыслей носителей изучаемого языка.        

Тугутова Т.Д.

Схема  проекта

ЯЯ

 

     

    Работа над проектом содержит определенные трудности. Учащиеся вооружены разнообразными фактами, но при этом крайне  плохо представляют себе, как эти факты добываются. Не всегда учащиеся готовы обсуждать организационные вопросы по – бурятски. Неизбежны языковые ошибки, так как часть дополнительной информации находится в русских источниках. Поэтому  повторение и обобщение необходимого материала предшествуют разработке проектов, а сами проекты  разрабатываем на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы  условия для свободной  импровизации  в работе  с языковым и речевым материалом. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения бурятского языка, следствием чего является повышение интереса к предмету. Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводиться педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные идеи для обсуждения. Использование проектной методики в процессе обучения бурятскому языку дает возможность  учащимся применять речевые навыки и умения на практике. Наиболее содержательными, оригинально оформленными бывают проекты на тему «Традиции и обычаи бурят», защита этих проектов проходит ярко, эмоционально.  В своих отзывах учащиеся пишут: «Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает не часто.

   

                                                                                                                     Тугутова Т.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...

Методические рекомендации использования метода "Квант" на уроках бурятского языка

Использование педагогической техники «Квант» особенно актуально в настоящее время, так как дает учащимся возможность научиться работать с текстом, выделяя, основные проблемы в процессе анализа и интер...

Применение технологии активных методов обучения на уроках бурятского языка в условиях реализации ФГОС

Методическая статья о применении техногий активных методов обучения на уроках бурятского языка...

формы и методы оценивания на уроках бурятского языка

формы и методы оценивания на уроках бурятского языка...