Воспитателям о главном

Жеребнова Вера Павловна

Игра, как основная форма  образовательного процесса в логопедической работе с детьми

                                                                                                                                                                   

    Современные технологии и программы социального развития дошкольников имеют целью приобретение ребенком социального опыта и последовательное  введение его в окружающий социальный мир.

Системообразующим фактором интеграции образовательного процесса дошкольников в ДОУ должна стать деятельность, где накопление социального опыта возможно в тех видах деятельности, которые соответствуют определенным педагогическим условиям:

- воспроизводить жизненные ситуации  детские впечатления повседневной жизни;

- вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

- предлагать ребенку активные действия, которые связаны с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

- предполагать   вызывать потребность в сотрудничестве. реализоваться в игровой деятельности.

Таким системаобразующим фактором является игра,  как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности.

С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса, в ДОУ разнообразные детские игры обладают большими возможностями. Любая игра – глубоко интегрированная форма организации образования дошкольников. могут объединяться на основе единой образовательной задачи, которой может выступить  нарушения речевой системы Интегрированный характер игр выражается в том, что ребенок выполняет определенные взаимосвязанные между собой функции (О.М. Кузнецова):

  1.Ребенок выступает интегратором, где его активность обусловлена позитивным принятием игры, умением вживаться в нее и выполнять игровые правила.

  2.Личность играющего ребенка является самообразующим фактором, который объединяет когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты игры.

  3.Качественные характеристики его «роста» и позитивные  изменения в развитии ребенка являются целью и результатом игры.

  У детей с отклонениями в речевом развитии  поэтапное формирование речевых навыков и умений встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления речевого опыта. С момента обнаружения дефекта речи дети должны включаться в специально организованный педагогический процесс логопедического воздействия. Логопедическое воздействие располагает  огромными положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности в учебно-игровую: учебной  и развивающей по цели и игровой по содержанию. В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи, Вспомним, как загораются глаза у ребятишек, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда им говорят: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру!». Здесь не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти в силу сложностей ее явлений и интересов  

  В непосредственно образовательной деятельности необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов   логопеда  в  его работе с дошкольниками через  игру очевидна.

  Работа логопеда нуждается в использовании игрового материала в еще большей степени, нежели в обычных образовательных мероприятиях. Так  коррекционная работа над звукопроизношением предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения (актуализация имеющихся знаний, подготовка к усвоению нового речевого навыка), формирование речевого навыка, постановка звука определенными приемами, автоматизация и дифференциация нового звука,  введение сформированного речевого навыка изолированного, в слогах, в словах, в предложении и в самостоятельной речи. В данном виде работы игры очень разнообразные и, как правило, усложняются по мере усвоения материала.  Примерами могут быть игры на развитие фонематического слуха: «Где звук?», «Кто внимательнее?», «Найди место картинке» и т.д. А также система игр  для формирования правильного звукопроизношения: «Лес шумит», «Поезд», «Тише, Маша пишет!», «Кот на крыше». На каждом этапе работы  можно активно использовать ряд классических  упражнений и игр, причем, даже если они повторяются вновь, у детей интерес к ним не пропадает и отрабатывать речевой материал можно снова и снова без потери интереса к образовательной деятельности.

  На начальных этапах работы при формировании лексико-грамматического строя речи, навыков фразовой речи, как правило,  преобладает совместная игровая деятельность. Логопед активно включает детей в игру, дает речевой образец, активизирует уже отработанные речевые навыки, закрепляет усвоенный материал. В этом случае можно использовать известные игры: «Волшебный мешочек», «Найди», игры с мячом «Отвечай быстро», «Что кому нужно?», игры с куклой «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу» и игрушками «Магазин игрушек». Очень эффективны в образовательной деятельности и игры с картинками: предметными, сюжетными, также различные виды  тематических домино, лото. Они занимают большую часть в организации самостоятельной образовательной деятельности дошкольников. Примерами таких игр являются: «Найди картинку»,   «Рассмотри картину», «Что я вижу?», «Я фантазирую».

Могут возникать и авторские игры  в работе  с детьми, такие которые  логопед придумал сам и которые возникли по ситуации образовательной деятельности / «Блиц-турнир», Блиц-опрос», «Короткий вопрос - короткий ответ», «Отвечай правильно», и т. д.

   Особое место занимают конкурсы, фестивали, драматизация (начиная с диалогов), проекты и викторины т.д. В них игровые приемы позволяют моделировать разные ситуации жизни, искать правильное решение поставленной проблемы, учат разнообразию эмоций в восприятии всего окружающего при  этом,  активно используют отработанные речевые навыки, дети закрепляют грамотно излагать свои мысли. Очень интересны для ребятишек конкурсы чтецов и лучшего рассказчика сказок. Яркие впечатления оставляют фестивали «В страну знаний», «В гости к АБВГдейке», «Путешествие к Знайке». Драматизация сказок, постановки, миниспектакли стали теперь нормой в музыкально-творческой деятельности детей. Театрализованная деятельность дает педагогам ключик к развитию самых разнообразных способностей ребенка, его потенциальных возможностей. Дети сами интуитивно тянутся к данной деятельности: это и игра, и самовыражение, и способ речевого общения с окружающим. Это выход из обыденной обстановки, это и огромная речевая практика, это и коррекция многих проблем в их развитии /нарушений речи, эмоциональной сферы, коммуникаций и др./ Много эмоций вызывают у детей и занимательные викторины по различным лексическим темам. Успех в них не дается даром – нужны усилия и борьба с препятствиями.

  Стали  чаще использоваться педагогами в решении разнообразных речевых задач проекты. Темы их определяют рамки программного материала: «Откуда хлеб пришел», «Весна – красна», «Любимцы – животные» и т.д. При организации таких форм работы ребятишки учатся пользоваться приобретенными навыками для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения.

Увлекательны для дошкольников и ребусы, лабиринты и кроссворды. От участия в таких играх дети получают яркие впечатления и желание к ним вернуться вновь.  Тематика данных видов работы с детьми настолько разнообразна, насколько хватает фантазии логопеда и возможностей дошкольного учреждения. Удовольствие, радость неизменно вызываются  в играх потому, что ребята приступают к ней с интересом и, преодолевая в играх трудности /правильное посторенние фразы, умение задать вопрос, грамотно строить ответ/  с полнотой ощущают свои возможности речевой практики. Опыт показывает, что детям очень сложно применить данные навыки в процессе общения и при  выполнении различных социальных задач и при усвоении моделей поведения,  а это значит, что уровень социализации у них будет недостаточный без использования вышеперечисленных игровых приемов работы.

   Таким образом, преимущество игры как формы образования состоит в том, что в ней заложен большой развивающий  потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с логопедом, так и в самостоятельной деятельности детей с нарушениями речи.  Игра – прекрасная школа развития творческой мысли, речи и познания окружающего. Использование игр в образовательном процессе в ДОУ в группах для детей с нарушениями речи остается самым востребованным приемом. Они актуальны в связи с высокой значимостью игры для ребенка, модернизацией образовательного процесса  и ориентацией на гуманизацию  взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon igry_s_doshkolnikami_po_formirovaniyu_grammaticheskogo_stroya_rechi.pdf400.54 КБ
PDF icon golos_vyrazitelnoe_sredstvo_rechi.pdf257.02 КБ
PDF icon formirovanie_voprositelnyh_vyskazyvaniy_u_detey_s_onr.pdf158.3 КБ
PDF icon dyhatelnaya_gimnastika.pdf259.67 КБ
PDF icon ispolzovanie_zanimatelnogo_naglyadnogo_materiala_v_obuchenii_el._gramoty_detey_s_narusheniyami_rechi.pdf312.54 КБ
PDF icon k.psh-ped._usl.razv_._rechi.pdf201.59 КБ
PDF icon korrektsiya_rechi_i_melkoy_motoriki_cherez_risovanie_shtrihom.pdf196.02 КБ
PDF icon skorogovorki.pdf247.79 КБ
PDF icon igry.pdf1.47 МБ
PDF icon didakticheskie_igry_po_ekologii_pdf.io_.pdf48.48 КБ
PDF icon samomassazh_pdf.io_.pdf35.72 КБ
PDF icon k.psh-ped._usl.razv_._rechi_pdf.io_.pdf40.06 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_zh._slova_i_predlozheniya.pdf228.29 КБ
PDF icon uchim_predlogi.pdf280.24 КБ
PDF icon standart_rechevogo_razvitiya.pdf315.52 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_sh._slova_i_predlozheniya.pdf250.14 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_s_._slova_i_predlozheniya.pdf271.09 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_z._slova_i_predlozheniya.pdf238.43 КБ
PDF icon artikulyatornye_skazki.pdf511.19 КБ
PDF icon artikulyatsionnaya_gimnastika.pdf550.44 КБ
PDF icon Ребусы, шарады369.11 КБ
PDF icon Ребусы, шарады423.12 КБ
PDF icon Ребусы, шарады317.56 КБ
PDF icon Ребусы, шарады284.34 КБ
PDF icon Ребусы, шарады411.24 КБ
PDF icon Ребусы, шарады367.09 КБ
PDF icon Ребусы, шарады295.54 КБ
PDF icon Ребусы, шарады421.83 КБ
PDF icon razvitie_zritelnogo_vospriyatiya._bukvy.pdf820.71 КБ
PDF icon rechevoy_material_na_avtomatizatsiyu_yotirovannyh_zvukov.pdf148.36 КБ
PDF icon neyroigry_s_ladoshkami.pdf231.52 КБ
PDF icon ovoshchi_i_frukty.pdf342.23 КБ
PDF icon ovoshchi_s_figurami.pdf271.57 КБ
PDF icon poleznye_i_vrednye_produkty.pdf245.64 КБ
PDF icon distantsionnoe_konsultirovanie_roditeley.pdf136.94 КБ
PDF icon vzaimodeystvie_dou_s_sotsialnymi_institutami.pdf718.76 КБ
PDF icon 9.1._utverzhdenie_zayavok_na_literaturu.pdf409.29 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: