Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Русина Екатерина Валерьевна

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: 

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой.

Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

Методы практического обучения: упражнения, приучение, технические и творческие действия.

Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

Методы эстетического восприятия: побуждение к самостоятельному творчеству,  побуждение к сопереживанию, культурный пример, драматизация.

Средства:

- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, картины, музыкальные произведения и другие;

- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;

- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)

Методы проблемного обучения

·           проблемная ситуация, проблемное изложение,  экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);

·          Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира;  различный дидактический материал; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).

Методы поддержки эмоциональной активности

·           игровые и воображаемые ситуации, похвала, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д., сюрпризные моменты, забавы, фокусы, элементы творчества и новизны, юмор и шутка.

Средства поддержки эмоциональной активности:  картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.

Формы реализации программы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними (степенью активности и самостоятельности), способам деятельности, месту проведения. Выделяются общие формы обучения (индивидуальная, групповая, коллективная), конкретные формы обучения дошкольников (занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком).