Проектная деятельность

Русина Екатерина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили воспитатель: Фаткуллина А.П Русина Е.В Проект «Праздник Белого месяца- Сагаалган » в подготовительной группе «Улыбка»

Слайд 2

Проект «Праздник Белого месяца- Сагаалган » в подготовительной группе Проект: Праздник Белого месяца- Сагаалган в подготовительной группе «Улыбка". Сроки реализации проекта: с 01 по 04 февраля 2022 г. Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы. Актуальность : При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган . Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа. Цель проекта: Знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане , как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии; 2. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и т. д.) ; 3. Развитие двигательной активности посредствам знакомства с национальными играми; 4. Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество; 5. Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё; Ожидаемый результат проекта: • Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа; • Оформление практического материала по теме проекта; • Проведение праздника « Сагаалган » ; • Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми : выставка детских рисунков "Как мы встречаем праздник Сагаалган ", выставка поделок к празднику, изготовление поз ( бууз , участие в празднике; • Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа» .

Слайд 4

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы это узнаем?

Слайд 5

Проблемная ситуация : За утренний беседы Маша спросила: «почему в году два новых года? Некоторые дети тоже задались таким же вопросом. Важно было направить ситуацию в правильное русло. Так зародилась идея проекта о празднике Сагаалган . Ожидаемый результат проекта: • Сформированность у детей первоначальных представлений о культуре и обычаях бурятского народа.

Слайд 6

План проектной деятельности: Беседы «Новый год по лунному календарю» , «Звериный календарь» , «Как встречать Сагаалган » . Загадывание бурятских загадок. Подвижные игры «Юрта» , «Ловля тарбаганов» . НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища» . Чтение бурятских народных сказок. Просмотр картин, иллюстраций на тему « Сагаалган » . Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю . Беседы «Молочная пища» , «Цвета хадака » , «Значения бурятских имён» . Беседы : «Бурятская национальная одежда» , «Пять видов домашних животных» . НОД « Сагаалган – священный праздник бурятского народа» . Выставка детского художественного творчества к празднику " Сагаалган ", (поделки ) . Итоговое развлечение «Праздник Сагаалган »

Слайд 7

Традиция празднования Сагаалгана свято почиталась и почитается бурятами. Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют близких и дальних родственников.

Слайд 8

Цель: Знакомство с белой пищей бурят

Слайд 9

«Бурятская национальная одежда » Цель: расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение

Слайд 10

Цель: Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю .

Слайд 11

Моя республика - Бурятия Цель: воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине

Слайд 12

Праздник « Сагаалган » Цель: приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры. Познакомить детей с национальным праздником Сагаалган .

Слайд 13

II этап - Заключительный Организация работы над проектом – поэтапно, активизация инициативы. - Реализация ситуации на равных партнерских отношениях. - Умение детей рассказывать о празднике « Сагаалган ». - Вовлечение в проектную деятельность родителей. - Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми. III этап - Итоговый : презентация проекта Заключение. Таким образом, реализация данного проекта была посвящена знакомству детей с бурятским народным праздником Сагаалган , его историей и обычаями; дети познако - мились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели новые знания, узнали новые игры, повысился интерес к творчеству, народным играм.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Проект на тему: «Неделя игры и игрушек» подготовительная группа «Улыбка » 2022 г Воспитатель Русина Е.В

Слайд 2

Цель: продолжать развивать игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - расширять знания детей об истории возникновения игрушек из различного материала; продолжать привлекать к игровой деятельности; - развивать воображение и творческую активность; - воспитывать бережное отношение к игрушкам Актуальность. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Благодаря игре ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать. В игре дети учатся общаться со сверстниками, развивать восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память. Но так как прогресс не стоит на месте, далеко шагнула интернет индустрия. Интернет занимает значимое место в жизни человека, дает много возможностей, но так же мы видим негативное его влияние. Чрезмерное использование интернета ведет к многим проблемам. И часто слышим от детей, что свободное время дома они проводят за компьютерными играми и зачастую это игры « стрелялки и бродилки ». И их влияние видим, когда у детей есть возможность для самостоятельной деятельности. Их выбор падает на игры – догонялки с оружием, где присутствует борьба. Такие игры носят негативное влияние и агрессивный характер. Данный проект подробнее знакомит детей с историей игрушек, знакомит с новыми играми разных стран. Показывает разнообразие игр и игрушек, их значение в нашей жизни. С помощью таких проектов жизнь ребенка становится яркой и насыщенной, разнообразной

Слайд 3

Тип проекта: краткосрочный, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (с 14 - 18 марта) Вид проекта: познавательно - творческий. Участники проекта: дети, воспитатели. Родители Возраст детей: 6 - 7 лет Ожидаемые результаты: дети имеют представление об истории возникновения игрушек разного вида; - дети с удовольствием принимают участие в различных играх; - развитие воображения и творческой активности; - дети бережно относятся к игрушкам . Реализации проекта: 1. Этап подготовительный. - Формирование темы, целей, задач, актуальности, содержание проекта, предположение результата. - Распределение мероприятий, нацеленных на реализацию проекта. - Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта. - Подбор наглядно-дидактического материала, организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с возрастом детей. 2. Этап основной. - Составление ООД, прогулок, бесед, ежедневного планирования, презентаций. - Отгадывание загадок, ребусов, чтение сказок, стихотворений. – Различные виды игр. - Подготовка материалов для совместной продуктивной деятельности. 3. Этап - завершающий. - Выставка «Моя любимая игрушка».

Слайд 4

Утренний круг

Слайд 5

Информация детей «моя любимая игрушка»

Слайд 6

Беседа береги игрушки

Слайд 7

Игры наших мам и пап

Слайд 8

Игры по инициативе детей

Слайд 9

Игрушку можно слепить «Улитка» Анализ. Через игру дети познавали окружающий мир, учились с ним взаимодействовать. В игре дети учились общаться со сверстниками, развивали восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память. Неделя игры и игрушки была насыщена интересными мероприятиями. Каждый день приносил детям что-то новое .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» «Я посадил дерево» Разработала и реализовала: воспитатель Русина Е.В

Слайд 2

Цель текущего проекта : Способствовать формированию у детей исследовательских способностей, наблюдая за жизнедеятельностью деревьев, устанавливая их взаимосвязи с окружающей средой.

Слайд 3

Задачи : - Выявить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья). - Поддерживать у воспитанников сада познавательный интерес, любознательность к растениям, желание наблюдать, проводить исследования, приобретать новые знания, умения, навыки в процессе выполнения заданий воспитателя во время проекта. - Способствовать развитию навыков трудовой деятельности при посадке, выращивании и уходе за проросшими семенами дуба, яблока, лимона, мандарина, хурмы. - Воспитывать экологически оправданное отношение к деревьям, прививать любовь к ним. - Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Слайд 4

1 этап: Рассматривание и посадка семян

Слайд 5

На первом этапе проекта (сентябрь-ноябрь 2021 года) мы провели ряд бесед о природе родного края, а также деревьях, произрастающих на территории России в других регионах. Наибольший интерес у детей вызвали известные им, преимущественно по картинкам, дубы, каштаны, фруктовые деревья. Сохранив из поездки на северо-запад нашей страны семена дуба, а также собрав семена яблок, цитрусовых вместе с родителями, мы решили с детьми посадить эти деревья, чтобы у каждого ребенка была возможность вырастить свое собственное дерево и ухаживать за ним.

Слайд 6

Дневник наблюдения Паспорт дерева

Слайд 7

Огород на окне

Слайд 8

Наблюдение за веточкой вербы Полив и уход за рассадой

Слайд 9

2 этап: Пересадка саженцев

Слайд 10

На втором этапе были проведены занятия по образовательным областям. Мы играли в экологические и дидактические игры, рисовали деревья, пели о деревьях, вели наблюдение за проросшими семенами, составляли рассказы по картине «Разве дереву не больно?!», вели беседу по картине «Посадим дерево», смотрели фильм «Как из желудя вырос дуб», конструировали экологические знаки совместно с родителями, составили паспорт дерева совместно с детьми.

Слайд 11

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям »

Слайд 12

Выставка творческих работ: «Ветка яблони», «Красивое дерево», «Могучий дуб»

Слайд 13

«Дерево» (оригами)

Слайд 14

«Экологические знаки» (совместно с родителями)

Слайд 15

Рассказы детей об экологических знаках

Слайд 16

На третьем этапе мы планируем оформить выставку творческих работ: «Ветка яблони», «Красивое дерево», «Могучий дуб», оформить фото выставку «Самое красивое дерево около нашего дома», создать природоохранный знак «Осторожно! Молодые саженцы!», провести конкурс рассказов детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Слайд 17

3 этап: Фото выставка «Самое красивое дерево около нашего дома»

Слайд 18

Результат проекта Мы считаем, что проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами. При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений. На наш взгляд, главный результат проекта – это понимание детьми и взрослыми необходимости сохранения природы и её разнообразия, воспитание экологического поведения в природе.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект в подготовительной группе «Улыбка». «СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» Воспитатель Русина Е.В. 2022г.

Слайд 2

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети подготовительной группы , воспитатели, родители: ТИП ПРОЕКТА: - творческий ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обобщить знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям. ЗАДАЧИ: * Приобщать детей к чтению художественной литературы. * Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.). * Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов. * Рассказывать детям о театре, театральных профессиях. * Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ. * продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательно-речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 1.Организационно-подготовительный этап: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, Составление перспективного плана по данному проекту. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. Подбор художественной литературы и дидактического материала для НОД, бесед и художественного творчества. Анкетирование родителей на тему: «Народный фольклор в семейном воспитании»

Слайд 5

Утренний круг «Беседа моя любимая сказка»

Слайд 6

2. Практический – познавательный этап: Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром): НОД: «Театры родного города» НОД: «Сказки просят: А сейчас, вы друзья, узнайте нас!» (с ИКТ). Рассматривание открыток, иллюстраций к сказкам. Коммуникативное развитие (развитие речи) НОД: Придумай сказку на тему: «День рождения Зайца» Беседы: «Любимые сказки» - «Русские народные сказки» - «Положительные и отрицательные герои сказок» - «Кто работает в театре?» Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы): «Царевна – лягушка »

Слайд 7

Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество): Рисование : - «Любимый сказочный герой » - «Бабушкины сказки» Аппликация: «Избушка на курьих ножках» Самостоятельная и совместная деятельность детей : Инсценировка любимой сказки . Рисование «Раскрась сказочного персонажа». Пальчиковый театр. Настольно-печатные игры - «Мои любимые сказки » - «Любимые герои » - «Угадай сказочных друзей» Взаимодействие с родителями: Консультации : - «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой », Создание предметно-развивающей среды : Оформление выставки книг и иллюстраций к сказкам «Моя любимая сказка » Пополнение уголка театрализации новыми видами театра.

Слайд 8

Виды театров

Слайд 9

Постановка сказки «Теремок»

Слайд 10

В гости к сказкам Чуковского

Слайд 11

Пересказ сказок с опорой на мнемотаблицу

Слайд 12

Рисуем любимые сказки

Слайд 13

Математика в сказке

Слайд 14

3.Заключительныйэтап: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Оформление выставки «Наши любимые сказки »;


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» «Я посадил дерево» Разработала и реализовала: воспитатель Русина Е.В

Слайд 2

Цель текущего проекта : Способствовать формированию у детей исследовательских способностей, наблюдая за жизнедеятельностью деревьев, устанавливая их взаимосвязи с окружающей средой.

Слайд 3

Задачи : - Выявить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья). - Поддерживать у воспитанников сада познавательный интерес, любознательность к растениям, желание наблюдать, проводить исследования, приобретать новые знания, умения, навыки в процессе выполнения заданий воспитателя во время проекта. - Способствовать развитию навыков трудовой деятельности при посадке, выращивании и уходе за проросшими семенами дуба, яблока, лимона, мандарина, хурмы. - Воспитывать экологически оправданное отношение к деревьям, прививать любовь к ним. - Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Слайд 4

1 этап: Рассматривание и посадка семян

Слайд 5

На первом этапе проекта (сентябрь-ноябрь 2021 года) мы провели ряд бесед о природе родного края, а также деревьях, произрастающих на территории России в других регионах. Наибольший интерес у детей вызвали известные им, преимущественно по картинкам, дубы, каштаны, фруктовые деревья. Сохранив из поездки на северо-запад нашей страны семена дуба, а также собрав семена яблок, цитрусовых вместе с родителями, мы решили с детьми посадить эти деревья, чтобы у каждого ребенка была возможность вырастить свое собственное дерево и ухаживать за ним.

Слайд 6

Дневник наблюдения Паспорт дерева

Слайд 7

Огород на окне

Слайд 8

Наблюдение за веточкой вербы Полив и уход за рассадой

Слайд 9

2 этап: Пересадка саженцев

Слайд 10

На втором этапе были проведены занятия по образовательным областям. Мы играли в экологические и дидактические игры, рисовали деревья, пели о деревьях, вели наблюдение за проросшими семенами, составляли рассказы по картине «Разве дереву не больно?!», вели беседу по картине «Посадим дерево», смотрели фильм «Как из желудя вырос дуб», конструировали экологические знаки совместно с родителями, составили паспорт дерева совместно с детьми.

Слайд 11

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям »

Слайд 12

Выставка творческих работ: «Ветка яблони», «Красивое дерево», «Могучий дуб»

Слайд 13

«Дерево» (оригами)

Слайд 14

«Экологические знаки» (совместно с родителями)

Слайд 15

Рассказы детей об экологических знаках

Слайд 16

На третьем этапе мы планируем оформить выставку творческих работ: «Ветка яблони», «Красивое дерево», «Могучий дуб», оформить фото выставку «Самое красивое дерево около нашего дома», создать природоохранный знак «Осторожно! Молодые саженцы!», провести конкурс рассказов детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Слайд 17

3 этап: Фото выставка «Самое красивое дерево около нашего дома»

Слайд 18

Результат проекта Мы считаем, что проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами. При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений. На наш взгляд, главный результат проекта – это понимание детьми и взрослыми необходимости сохранения природы и её разнообразия, воспитание экологического поведения в природе.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности в ДОУ

Проектная деятельность в ДОУ

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов

Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Развитие проектных умений у детей

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателейчто позволяет:

• ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

• усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

• уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

• объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно : утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ

Последовательность работы педагога над проектом

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.

5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации, т. е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение___

___

2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта___

___

3. Необходимые материалы ___

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту :

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) ___

___

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта ___

___

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе -организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть : долгосрочные (1,2,3 года, несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.


Предварительный просмотр: