Публикации

Русина Екатерина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Колосок»

Воспитатель: 1 категории Русина Е.В

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через экологические проекты.

.  Одним из направлений развития воспитания, указанном в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является экологическое воспитание, основными задачами которого являются

 • «развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии» . Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии  экологической культуры личности. 

 В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Наша педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей  дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности . Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи: - развивать познавательный интерес к миру природы; - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы; - формировать такие духовно- нравственные качества личности дошкольников, как доброта, сострадание, внимательность; - прививать трудовые природоведческие навыки; - вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили широкое распространение в теории и практике дошкольного воспитания. Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко-культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в дошкольном детстве. Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность дошкольных образовательных учреждений: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. В своей профессиональной деятельности  мы  стараемся ориентироваться на детей, на личность каждого из них, поэтому находимся в постоянном поиске новых форм сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка. Проектно-исследовательская  деятельность – один из эффективных методов развития познавательной активности детей. Данный вид деятельности даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектно-исследовательская деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах и экспериментируя, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.  Для того чтобы экспериментальная и проектная деятельность проходила интересно и продуктивно, в групповой комнате мы  создали центры экспериментирования и природы. В центре природы имеются комнатные растения, расположены картотеки дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний; имеются календари наблюдений за ростом и развитием растений, птицами, сезонными изменениями в природе, погодой

. Проектная технология, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества . Мы даём детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности. Этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Совместная работа над проектом способствует социальному воспитанию детей, обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогающего понять необходимость социального приспособления людей друг к другу. Технология проектов у нас в группе состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, приобрел нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ребёнок. Мы стремимся к тому, чтобы – ребенок, воспитатель, родитель –реализовали себя как индивидуальность.

Хотим представить вашему вниманию проект :



Предварительный просмотр:

      Е.В. Русина, А.П.Фаткуллина                                                                                                Воспитатели МБДОУ «Колосок»,

село Нижний Саянтуй

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОВЁР» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования, в том числе и дошкольного, в Российской Федерации. Вариативность – это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ, образовательных технологий или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. [1]

Сегодня становится очевидным, что вариативность содержания, форм и методов дошкольного образования является единственно верным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-ориентированного образования.

Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации. Каждый воспитатель и узкий специалист, работая по основной общеобразовательной программе, может параллельно вести углубленную работу по интересующей его теме, которая ориентирована на развитие ребенка. Основной составляющей углубленной работы является разработка рабочих программ, которые способствуют оригинальности подходов к построению педагогического процесса и разнообразию взглядов на ребенка и его развитие. Именно в такой углубленной работе педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми.

В рамках реализации вариативности, личностно-ориентированного подхода было разработано дидактическое пособие «Волшебный ковер». Разработанное нами пособие совмещает в себе несколько функций: оно в игровой форме развивает, обучает и воспитывает. Пособие можно использовать в ходе реализации всех образовательных областей.

Коврик представляет собой поле из фетра, разделённое на разноцветные квадраты. В комплект также входят: разноцветные круги, буквы, цифры из фетра, фишки. Игровое панно создано с учетом принципов развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО:

 насыщенность – наличие дополнительных игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,

трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи.

Данное пособие решает несколько задач. Дидактические задачи включают расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков. Среди воспитывающих задач можно отметить воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Пособие направлено на решение таких развивающих задач, как развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности. Необходимо отметить и социализирующие задачи, в частности приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

К полю прилагаются различные методические разработки, которые помогают  в образовательном процессе. В таблицах 1 и 2 представлены некоторые игры, которые можно организовать, используя «волшебный коврик».

Таблица 1. Игры на развитие элементарных математических представлений, сенсорных представлений, умений классифицировать

Название игры

Цель игры

"Разложи фигуры" (по цвету, по форме, по величине)

Формирование сенсорных представлений.

"Назови одним словом"

Развивать умение называть геометрические фигуры одного вида обобщающими словами.

"Подбери по величине"

Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по величине.

"Один - много"

Формирование элементарных математических представлений (один, много).

"Найди лишнюю фигуру"

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

"Чего не стало"

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

"Подбери фигуру"

Закреплять названия геометрических фигур, упражнять в их названии.

"Подбери по цвету"

Развивать сенсорное восприятие.

"Цвет и форма"

Развивать восприятие формы, цвета и величины.

"Чего больше?" "Чего меньше?"

Учить сравнивать предметы по количеству. Определять равное или разное количество предметов.

И т. д.

 

 

Таблица 2. Игры на развитие мелкой моторики

Название игры

Цель

 

"Сортировщик"

Развивать движения пальцев рук, концентрацию внимания.

"Повтори ладошки"

Развивать мелкую моторику пальцев рук, точные движения пальцев рук.

"Выложи узор"

Развивать мелкую моторику пальцев рук, память.

"Что из этого получится"

Развивать мелкую моторику, внимание.

И т. д.

 

В дальнейшей работе данное пособие может быть использовано для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей возможно усложнение дидактических задач и дополнение вспомогательного материала, а также планируется использовать панно по тематическим неделям, возможно внесение любых фигурок и элементов, букв и цифр в более старшем дошкольном возрасте.

Игры и занятия с данным пособием вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают их активность в совместной и в самостоятельной деятельности. Например, игра «Сортировщик» подходит для детей любого возраста, в том числе для детей с особенностями в развитии. С её помощью можно отрабатывать навыки сортировки предметов по цвету, по размеру, по материалу, из которых они сделаны, развивать навыки ориентировки в пространстве, закреплять лексические темы, счёт.

В игре «Повтори следы», ребёнку необходимо повторить изображение на карточке, прыжки на соответствующие следы (ладошки к ладошкам, стопы к стопам) при этом ребёнок также называет цвет. Во время игры обращаем внимание ребёнка на то, что, прыгая на соответствующие следы, нужно также назвать до какого цвета дотронулась правая ладошка. В дальнейшем можно чередовать руки, ноги и называть цвет только, если ребёнок дотрагивается левой ладошкой, правой или левой ногой.

В заключение необходимо добавить, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Посредством игры ребенок познает окружающий мир, учится считать, сравнивать, классифицировать предметы, общаться со сверстниками и взрослыми. Изобилие игр, доступное современным дошкольникам, заставляет педагогов идти в ногу со временем и постоянно заимствовать и придумывать новые варианты игр, чтобы поддержать интерес детей к обучению. Таким образом, использование игровых технологий в ДОУ посредством дидактических пособий является одним из способов реализовать вариативность, проявить творчество и соблюсти основные принципы образования: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности.

Литература

  1. Белкина В.Н. Традиции и инновации в дошкольном образовании// Ярославский педагогический вестник – 2016. - №6. – С.25-28.
  2. Новикова Галина Павловна, Лазарева Мария Васильевна Проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-innovatsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-pedagogicheskiy-protsess-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy-v  (дата обращения: 15.11.2021).



Предварительный просмотр:

   Русина Екатерина Валерьевна,

воспитатель подготовительной группы МБДОУ детский сад «Колосок»

РБ, Тарбагатайский район, с. Нижний Саянтуй

 

«Практика использования напольных игр в работе с дошкольниками»

 

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образовательных областей. В практике всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе и игровые.

Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, само проявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является его развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция разных видов деятельности позволяет успешно решать задачи по всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Мы, как педагоги всегда находимся в творческом поиске и пришли к выводу, что для эффективности образовательной деятельности необходим поиск инновационных подходов, внедрение в практику работы оригинальных, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания дошкольного образования. Представляем вашему вниманию инновационные методики, используемые в нашей практике.

 Среди широко используемых в практике использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста можно выделить напольные игры.

Одна из основных задач  педагогов нашего детского сада - сделать обычный процесс более увлекательным,  помочь детям эффективно общаться способствовать  развития у них инициативности, самостоятельности и  творчества. Инновационные, педагогические технологии, оптимально соответствующие поставленной цели развития личности.

  Одно из наиболее  значимых отличий  дошкольного образования  от следующих уровней  образования заключается в том , что развитие  ребенка  дошкольного возраста  осуществляется преимущественно в игре , посредствам воображения , через сказку. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника, именно этот факт мы используем в своей практике. Выполняя задания по нашему пособию, ребенок не замечает, что идет  обучение, он играет. Прежде чем приступить к знакомству с нашим «Волшебным ковриком» нам бы хотелось получить ответы на вопросы.

1.Современный дошкольник использует гаджеты для игры?

2. Труд основной вид деятельности ребенка дошкольника?

3. Игра основной вид деятельности ребенка  дошкольника?

4.Дети любят играть с воспитателем?  

5.Дети любят играть на полу?

И тут у нас возникло противоречие, между необходимостью использования поверхности пола для игры  и отсутствием такого инструментария в группе. Между проблемой малоподвижностью детей дома вследствие использования гаджетов и телевизоров и необходимостью двигательной нагрузки, как фактора укрепления здоровья. Между тем ФГОС определяет необходимость поддержки самостоятельности  и инициативности и важнейшей задачей педагогической практике у нас выступает организация в группе  ДОУ пространство, которое позволяет обогащать игровую деятельность. И поэтому в совершенствование, выполняя игровое пространство, мы пришли к выводу  в необходимости создания такого игрового поля, которое помогло бы в подвижной форме заниматься с детьми, и при этом охватить весь образовательный процесс.

И как следствие арсенал наших педагогических игр, наполнили «напольные игры».

Анализ литературы позволил выделить определение напольных игр. Напольные игры это:

Разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола. Созданы игры в развлекательных, образовательных целях по замыслу взрослых и детей . Практика работы с напольными играми разного формата показала, что наибольший интерес у детей вызывают игры на коврике (т.е. это полотно из фетра  разделенный на разноцветные квадраты, ) и служат нам игровым полем. Поэтому мы используем пол как ещё одно образовательное измерение, данное игровое пособие имеет синтетический эффект:

•во-первых, это многофункциональное дидактическое средство которое позволяет решать множество образовательных задач

•широкий возвратной диапазон

•позволяет двигаться в условиях группы безопасно.

•позволяет использовать игры любого содержания.

• игровое поле дети могут использовать как подгруппами, парами и самостоятельно.

В нашем арсенале очень много игр. С разработкой игр мы ориентировалась на пространства нашей группы, и на индивидуализацию своих деток. Дети могут придумывать сами свои игры,  пособие достаточно  мобильно и позволяет перемещаться в любое место в группы

Варианты игр  (Игровой процесс занимателен и увлекателен, поэтому усвоение знаний становится более качественным и прочным)  

Математические игры: «Составь и реши пример», «Больше, меньше, равно», «Назови соседей», «Математическая путаница», «Порядковый и обратный счёт», «Какой цифры не стало?», «Соотнеси цифру с количеством предметов» и т.д.

Игра вкусный завтрак : Цель: закреплять представления  о сравнение групп предметов.  Тренировать мыслительные операции, развивать помять внимание.

Ход игры: Воспитатель: ребята на коврике квадраты-это «мешочки» в эти мешочки мы будем ложить  завтрак для мартышек  в одном жёлтом мешочке находится яблоки, (количество кружочков по выбору) Которые дрессировщик дал на завтрак старшей мартышке, а в зеленом младшей мартышке (круги, «яблоки»)

-Мартышки волнуются одинаковые ли завтраки они получили .

-Что вы можете ответить обезьянкам?(угощение равное, одинаковое?)Объясните мартышкам, что это так (дети рассуждают) (Дети учатся решать логические задачи на основе словесной инструкции Расставь кружки так чтобы, белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым и т.д.)

Игра сортировщик  Игра подходит для детей любого возраста, в том числе для детей с особенностями в развитие. С её помощи можно отрабатывать навыки сортировки предметов по цвету, по размеру, по материалу из которых они сделаны. Развивать навыки ориентировки в пространстве, закреплять лексические темы счёт. Познаем курс «Игралочка» учимся определять где строка где столбец. (правила игры должны быть сформированы четко и понятно)

 Игра назови слова: Цель игры: Формировать умение выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах.  Дети учатся работать в паре сообща, решаются вопросы тимбилдинга (умение работать в команде ). Воспитатель предлагает детям встать в одну линию с разными буквами, после чего просит сделать 1 шаг вперед тем детям, кто придумает слово с этим звуком вначале, середине или в конце, те дети, которые ответят, не правильно остаются на месте.  

Игра «Дружный поезд» (слоговая таблица, сделать буквы) участники встают в дружный поезд. Держась за друг - друга ходят вокруг коврика.  Нам не страшен день морозный

Дым пускаем паровозный.

Дима держит крепкий пояс.

Ду – ду - ду пыхтит наш поезд

Дима держит крепкий пояс

Ду-ду-ду летит наш поезд.( Встают в столбец  со звуком Д и проходят проговаривая слоги) Да, ду  , до, и т.д.

К пособию были разработаны яркие карточки – схемы. На листе форматом А4 мы сделали карточки схемы, Ламинированная карточка помогает ещё и в том , что на обратной стороне   дети могут на ней рисовать маркером, создавая свои схемы и узоры

Игра а ну ка повтори(схемы с узорами )  Ценность игры заключается в том, что дети самостоятельно учатся активно помогая друг другу и проверяют себя. Цель: содействовать закреплённое ориентировке пространстве плоскости, развивать быстроту реакции формировать навык точно ориентироваться по схеме.

Игра «Займи место» на заданную педагогу клетку, ставится игрушка, которая отправляется в путешествие. Взрослый задает направление перемещение игрушки командами: «одна клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой?»  Ребенок смотрит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствии с цветом придумывает место нахождения своего героя. (клетка синего цвета может обозначать что герой прибыл на море , а зеленого на лесную опушку и т.д.

Динамичная пауза (физкультминутка), «Что из этого получится?» (звучит музыка). Ребёнок занимает место на коврике, предлагается менять ноги, например: правая на зеленом, левая на красном квадратике можно добавлять руки.

В заключение необходимо добавить, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Посредством игры ребенок познает окружающий мир, учится считать, сравнивать, классифицировать предметы, общаться со сверстниками и взрослыми. Изобилие игр, доступное современным дошкольникам, заставляет педагогов идти в ногу со временем и постоянно заимствовать и придумывать новые варианты игр, чтобы поддержать интерес детей к обучению. Таким образом, использование игровых технологий в ДОУ посредством дидактических пособий является одним из способов реализовать вариативность, проявить творчество и соблюсти основные принципы образования: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Русина Екатерина Валерьевна,

воспитатель МАДОУ детский сад «Черемушка»

РБ, Тарбагатайский район, с. Нижний Саянтуй

«Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья».

В настоящее время заметно увеличивается интерес к подлинно народной культуре, древним традициям и обычаям. Никто из нас не может в полной мере чувствовать себя патриотом родной земли, хотя бы время от времени, не обращаясь к истокам мудрости живой старины. Всем интересно история родного края. Что было, 100-200 лет назад?  Мы живем в таком самобытном крае , где идет переплетение культур, традиций .Одна из них эта культура семейских.Хочу такой сайт

В современном обществе недостаточно места отведено развитию интереса к семейским традициям. В наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам семейской народной культуры. Хочется показать и рассказать детям о том, что длительный, 350-летний период гонений, запретов и насмешек, обращенный к традиционной народной культуре старообрядцев, способствовал ряду трансформационных процессов во многих областях духовного и материального наследия семейских. А также дать знания детям о предметах домашнего обихода наших предков; рассказать детям о семейской утвари. Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В данном направлении заключается необходимость в сохранении наследия предков, воспитании молодого поколения на примере традиций и обрядов семейских.

Чтобы погрузить детей в атмосферу старины, мы вместе с родителями и педагогами детского сада провели большую работу по созданию музея «Семейская изба», где собраны подлинные предметы национального быта. Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной и насыщенной. В семейской избе дети узнают, что семейских отличала их неистребимая потребность в красоте, которая внешне выражается в яркости и буйстве красок.  Глядя на росписи семейских мастеров, дети представляют, каким сильным духом, щедрым сердцем и богатым воображением обладали эти люди. Дети могут побывать в роли художников, расписывая одежду семейских, дома. При изготовлении хлебобулочных изделий из соленого теста дети знакомятся с традиционными семейскими блюдами. С большим интересом дети изготавливают украшения, которые носились семейскими женщинами и девушками в большом количестве, в основном это были янтарные ожерелья.  Семейская женщина создавала уют в доме: шила, вязала половики. Девочки с увлечением принялись за вязание половиков. Активно подключились к этому занятию и их мамы.  Народная игрушка семейских была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы детьми. При ее изготовлении ребенок учится выполнять обычные взрослые работы и силой своего воображения наполнять игрушку тем или иным духовным содержанием. Эта художественно-практическая деятельность является основой изучения праздников семейских, которые являются своеобразным ярким звеном в традиционной культуре семейских. Здесь дети наиболее активно раскрывают свой творческий потенциал и проявляют большой интерес. Праздники проводили широко. Особое предпочтение отдавали Рождеству, Масленице, Пасхе, Троице. В дни празднования все население отдыхало. Родственники гостили друг у друга, ходили из дома в дом, пели песни, плясали, играли в различные игры. Молодежь собиралась на посиделки, которые организовывали в отдельных домах, чаще всего у одиноких женщин или стариков. Дети из зажиточных семей на праздники устраивали катание на «тройках».

Празднично-обрядовая культур семейских приурочена к народному земледельческому календарю, который насыщен приметами, поверьями, всевозможными обрядами. Все праздники состоят из одинаковых повторяющихся эпизодов, непременной частью которых являются обрядовые игры. С целью обобщения нашей работы мы решили создать календарь народных праздников нашей группы. В нем мы фиксируем название праздника, его описание и дополняем фотографиями. Первый праздник, которым начинается новый год — Святки. В течение всех святок ходили ряженые, которые разыгрывали смешные сценки, желали наилучшего. Ряженье называли «машкарадом». Важнейшим обрядовым действом Святок являлось гадание. Люди старались заглянуть в будущее и даже повлиять на урожай при помощи заклинаний, магических действий. Ворожба проходила с помощью животных, различных предметов. Играли в игры «Дрема», «Заинька», где главный персонаж игры выступал в роли предка, у которого на символическом уровне спрашивали о будущем и просили благополучие. Одним из любимых, шумных и веселых праздников была Масленица. К этому дню пекли горы блинов, пирожки, ели обязательно яичницу. Также устраивали масленичные горки и всевозможные состязания (пешие и конные гонки, разнообразные виды борьбы, залезание на вершину столба и т. д.), в которых участвовало все взрослое мужское население. В конце праздничной недели символ праздника сжигали, что являлось необходимым условием весеннего возрождения земли и обновления мира в целом. Одним из главных праздников семейских была Пасха, связанная с поминанием умерших, с целью предопределения благополучия и урожая. Всю светлую неделю молодежь качалась на качелях, устраивала на улице гулянья и игры. Символом праздника являлось яйцо, которое символизировало зарождение новой жизни. Верили, что действия с яйцами, освященными на Пасху, призваны обеспечить земле плодородие, предохранять посевы от непогоды, болезней и вредителей. Каждый член семьи получал от хозяйки пяток яиц, с которыми отправлялся к месту молодежного гулянья и там играл в «перебои» (стукаться яйцами). Это был праздник весны и молодого деревца — березки. Девчата рубили березку и приносили в село. Наряжали ее лентами, а затем водили вокруг нее хороводы, пели песни. Потом березку топили в речке. Функциональной направленностью этого праздника следует считать обеспечение быстрейшего расцвета природы, сохранение здоровья и упрочнение сил земледельца и его скота. Дети — наше будущее, будущее нашей страны. Наша задача: воспитать подрастающее поколение духовно богатым и глубоко нравственным, научить любить, уважать и передавать из поколения в поколение опыт, наши традиции.