Методическая копилка

Михалёва Татьяна Николаевна

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sochinyaem_volshebnuyu_skazku.docx28.2 КБ
Файл pamyatka.docx18.48 КБ
Файл annotatsiya_k_proektu.docx15.3 КБ
Файл 554.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Основная часть…………………………………………………………………………...3
  1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
  2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
  3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
  1. Заключение……………………………………………………………………………….5
  2. Приложение………………………………………………………………………………6

1. Введение.

Актуальность темы.

 Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

-  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

-  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

-  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

-  Сочинить волшебную сказку.

 Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

 Методы исследования:

-  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

-  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

-  анкетирование.

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

2. Основная часть.

2.1. Что такое сказка.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

2.2. Виды сказок

Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

Признаки волшебных сказок:

-  особая композиция;

-  троекратное повторение;

-  положительные и отрицательные герои;

-  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

-  чудесные превращения;

-  добро побеждает зло.

2.3. Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

          При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

        Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

Заключение

Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

        Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

       И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

Приложение 1

ПАМЯТКА

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

"Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"

Особое обстоятельство

"Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"

Запрет

"Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение 2

Волшебная рыбка

В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

- Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? - Кто вас так напугал?

- Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

- Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

- Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

И рыбкам стало жалко акулу.

- Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

"Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"

Особое обстоятельство

"Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"

Запрет

"Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу



Предварительный просмотр:


Аннотация к проекту: «Волшебные сказки»

Автор проекта: Михалев Ярослав 
Руководитель: Михалева Татьяна Николаевна
Известно, что сказка – это жанр литературного творчества.

Больше всего сказки любят, конечно, дети. Сначала им читают взрослые, а потом дети сами берут в руки книги сказок.

Данный проект рассчитан на учеников 3 класса. В этом возрасте у ребенка продолжается формирование положительных качеств личности:доброты, трудолюбия,любви и уважения к ближнему, честности, взаимовыручки… и на добрых примерах из сказок воспитание более эффективно.

Дети учатся общаться, размышлять, анализировать, активизировать познавательную деятельность и творческие способности.



Цели и задачи


  1. Определить, почему сказка как литературный жанр является материалом для художников – создателей иллюстраций

  2. Проанализировать иллюстрации русских художников к сказкам с целью выяснения принципов иллюстрирования

  3. Сопоставить принципы иллюстрирования разных художников

  4. Создать свои иллюстрации в технике традиционного рисования и техники компьютерной графики


Аннотация к работе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебные сказки» Исследовательская работа Ученика 3 класса МБОУ « Боцинская СОШ» Михалева Ярослава Руководитель: михалева Т.н

Слайд 2

Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Слайд 3

Цель исследования : изучить особенности волшебных сказок. Задачи исследования: - Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок. - Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку. - Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». - Сочинить волшебную сказку. Объект исследования : волшебные сказки Предмет исследования : законы создания волшебной сказки. Методы исследования: - анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме; - описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение); - анкетирование. Гипотеза : волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Слайд 4

Что такое сказка. Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»

Слайд 6

Признаки волшебных сказок: - особая композиция; - троекратное повторение; - положительные и отрицательные герои; - сверхъестественные силы, помощники, магические предметы; - чудесные превращения; - добро побеждает зло.

Слайд 7

Композиция сказки Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным. Завязка – это начало событий. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. ысокий социальный статус, чем у него был в начале. Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности

Слайд 8

ПАМЯТКА « Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» Функция волшебной сказки Пример Зачин, создание сказочного пространства "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" Особое обстоятельство "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" Запрет "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" Нарушение запрета Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют Герой покидает дом При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку Появление друга-помощника Серый волк, кот в сапогах Волшебные предметы Ковер-самолет, меч- кладенец , скатерть-самобранка и т.п. Враг начинает действовать Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко Даритель испытывает героя Новый персонаж – волшебник, гном, старушка Герой выдерживает испытание Справляется со всеми испытаниями Получение волшебного средства Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем Герой вступает в битву с врагом Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… Враг повержен Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости Герой возвращается домой На ковре-самолете…. Счастливый конец Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Слайд 9

Заключение Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. И я сочинил собственную волшебную сказку.

Слайд 15

Спасибо за внимание !!!!!!