Программа кружка ЮИД "Дорожный патруль"
рабочая программа

Михалёва Татьяна Николаевна

Программа кружка ЮИД "Дорожный патруль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001027d0-223f145a.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принята на заседании                                                                                         «Утверждаю» методического (педагогического) совета                                                         Руководитель Протокол № ____                                                                 образовательной организации от «____» ________ 20___ года                                                                      ___________ ФИО

                                                                                                                             Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: базовый

Возраст учащихся: 9-11 лет

Срок реализации: 68 часов

Автор/разработчик:

Михалева Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

п. Монды,

2020 год

Пояснительная записка.

Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».

Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность и практическая значимость проекта. В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей угрожающая: ежегодно на дорогах травмируются сотни детей, получая увечья и травмы, десятки детей погибают.

 Чаще всего ДТП происходят на пешеходных переходах – когда дети банально не соблюдают правила пересечения подобного рода мест.

На территории Бурятии за прошлый год произошло 747 ДТП, погибло 77 человек, ранено 987. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. С их участием зарегистрировано 75 ДТП (40 % из них по вине самих детей), 5 детей погибли.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) предполагает активизацию деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом    и состоит задача учителя и объединения ЮИД.

Уменьшить количество дорожнотранспортных происшествий и, как следствие, количества страдающих от этого детей, возможно только через формирование безопасного поведения детей на дорогах.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Создание необходимых методических, кадровых, материально-технических условий позволяет обеспечить непрерывность развития, обучения Правилам дорожного движения и основам оказания первой доврачебной помощи на протяжении длительного периода формирования и социального становления личности ребенка.

Проект предполагает реализацию мероприятий, которые позволят повысить безопасность детей по следующим направлениям:

 - обучение детей и безопасному поведению на дорогах;
- повышение компетенций воспитывающих взрослых (родителей, бабушек и дедушек) в вопросах безопасного поведения детей и подростков на дорогах через информирование, образование и просвещение.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах  

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Обучающие:

- Научить основным правилам дорожного движения;

- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на

   улицах и дорогах;

- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному

  вопросу;

- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою

   собственную безопасность.

Развивающие:

-Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,

  аккуратность.

Отличительные особенности программы «Юный инспектор движения» в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.

Благодаря использованию на занятиях специального оборудования для практического закрепления знаний и умений по правилам дорожного движения, учащиеся формируют представления о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Категории обучающихся по программе: программа курса «Юные инспектора дорожного движения» предназначена для обучающихся 2 – 5 классов.

Сроки реализации программы: общая продолжительность реализации программы – 1 год. Общее количество часов в год – 68 часов. Количество часов в неделю – 2 часа.

Форма обучения: очная, предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей, то с этой целью предусмотрено использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  •  игровые тренинги
  • изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
  •  разбор дорожных ситуаций
  • экскурсии
  • участие в различных конкурсах и акциях по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов
  • проведение агитационной работы
  • проведение практических занятий по вождению велосипеда;

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Прогнозируемые результаты программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

  1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МБОУ «Мондинская СОШ»
  2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
  3. Повышение уровня теоретических и практических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).
  4. Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
  5. Повысить дорожную грамотность учащихся;
  6. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  7. Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и режим контроля

  • Входной контроль проходит в виде игры, беседы
  • Текущий контроль: в форме опроса по содержанию теоретического материала, в форме обсуждения практических занятий

- Итоговый контроль: выступление агитбригады, участие на районных соревнованиях «Безопасное колесо»

Критерии оценки учебных результатов программы: 

Качественные критерии оценки эффективности: тесты, викторины, устный опрос

Количественные критерии оценки эффективности: численность учащихся, успешно усвоивших программу

Способы фиксации учебных результатов программы:

 Методы выявления результатов воспитания: наблюдение за коллективной деятельностью в процессе обучения.

Методы выявления результатов развития: тестирование, анкетирование, беседа

Формы подведения итогов реализации программы: 

  • выставки
  • праздники
  • театрализованные представления
  • соревнования
  • конкурсы
  • выступления агитбригады

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2

1

1

Учебное тестирование для эрудитов по истории правил дорожного движения

2

История правил дорожного движения

2

1

1

Викторина

3

Изучение правил дорожного движения

42

Беседа, учебное тестирование по теме «Дорожные знаки», учебное тестирование «Правила движения на велосипеде»

4

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

8

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

5

 Фигурное вождение велосипеда

11

соревнования

6

Традиционно – массовые мероприятия

3

Участие в конкурсе «Безопасное колесо»

ИТОГО

68

Содержание учебно-тематического плана

Тема 1.

Введение в образовательную программу кружка.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка по безопасности ДД.

Тема 2.

История правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Тема 3.

Изучение правил дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

 Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки.

Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и  водителей за нарушение ПДД.

 Практика.

 Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».  

 Встречи с инспектором ГИБДД  по практическим вопросам.

 Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Тема 4.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория.

 Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

 Раны, их виды, оказание первой помощи.

 Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

 Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

 Виды повязок и способы их наложения.

 Обморок, оказание помощи.

 Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

 Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

 Обморожение. Оказание первой помощи.

 Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником  по практическим вопросам.

Наложение  различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Тема 5.

Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

Подготовка и проведение игры «школа светофорных наук» в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Методическое обеспечение реализации программы.

Учебная деятельность

Методы обучения:

Словесный – беседа, объяснения, инструктаж, объяснительно-иллюстрационный

Практический – выполнение упражнений, вождение велосипеда, оказание доврачебной помощи.

Методики и технологии обучения: технология группового обучения, игровая технология, технология коллективного взаимообучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Формы учебной работы:

  • предметно-тематическое общение; разбор новых понятий, терминов;
  •  наглядный метод или объяснительно-иллюстративный; просмотр документов,

видеофильмов;

  • лекции в виде слайдовых презентаций;
  •  игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению, развивающие

потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Воспитательная деятельность

Содержательные направления воспитательной работы:

  • формирование изменения привычных норм и правил жизни учащихся;
  •  формирование новых интересов;

        -    формирование социальной культуры.

Методы воспитания:

  •  методы формирования сознания личности;
  • методы формирования сознания личности;
  • направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Методики и технологии воспитания: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, внушение, инструктаж, упражнения, общественное мнение, соревнования.

Формы воспитательной работы: уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление   с агитбригадами); соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях); час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах); викторины, конкурсы, кроссворды;

Материально-техническое обеспечение программы

Требования к мебели: в кабинете находятся стулья, количество которых соответствует числу обучающихся, мобильные парты, которые обеспечивают возможность как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах, а также коллективной работы.

Требования к оборудованию: проектор, экран, ноутбук, звуковое оборудование для педагога

  • учебные стенды: дорожные знаки; светофорное регулирование; дорожное движение в городе; азбука дорожного движения; первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях; обязанности велосипедиста;
  • аптечка первой помощи (автомобильная);

 светофор;

 комплект дорожных знаков на стойках;

 снаряды для фигурного вождения велосипеда;

  велосипеды;

 макеты улиц.

Кадровое обеспечение: Занятия ведет учитель, имеющий высшее педагогическое образование.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. Москва, 2007.
  2. Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
  3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
  4. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
  5. «Безопасность дорожного движения». Программы для системы дополнительного образования детей, под редакцией П.В. Ижевского.- Москва: «Просвещение», 2019 г.;
  6. В.И. Коваленко «Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу»: 1-4 классы.-Москва: «ВАКО», 2018 г.;
  7. Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения»:1-4 классы. – Москва: «ВАКО», 2011 г.;
  8. Т.В. Фролова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»:1-6 классы.- Программа «В жизнь по безопасной дороге», занятия, акции. – Волгоград: «Учитель», 2014 г.;

Список литературы для учащихся и родителей:

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации [Текст]: официальный текст с изменениями и дополнениями (по состоянию на 1 марта 2009г.) – М.: ООО «Мир Автокниг», 2009. – 64 с.
  2. Брандебург, Т. Автомобили [Текст]: пер. с нем. А.Г. Матецкая / Т. Брандебург. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 48 с.
  3. Васильева, С.А. Тематический словарь в картинках [Текст]: Мир человека: Транспорт. (программа «Я - человек»)/ С.А. Васильева, В.И. Мирясова; под ред. С.А. Васильева. – М.: Школьная пресса, 2006. – 32 с.
  4. Велосипеды [Текст]: руководство по ремонту и обслуживанию. – М.: Астрель; АСТ, 2005. – 176 с. Дополнительная общеобразовательная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасные дороги детям» ДОП – 2015 страница 117 из 117 117
  5. Громовский, Г.Б. Комментарий к экзаменационным билетам для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С», «Д» [Текст]/ Г.Б. Громовский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин; под ред. Г.Б. Громовский. - М.: «Рецепт-Холдинг», 2006. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...