ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Калмыкова Елена Алексеевна

ПРОГРАММА  КРУЖКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« СИНЯЯ  ПТИЦА»

( рассчитана на детей 1 классов)

Срок реализации программы – 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 30

     

ПРОГРАММА  КРУЖКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« СИНЯЯ  ПТИЦА»

( рассчитана на детей 1 классов)

Срок реализации программы – 1 год

                     ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА

УЧИТЕЛЕМ  ИЗО ИСКУССТВА  И МХК

   Калмыковой

                                                                                Еленой Алексеевной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Программа занятий студии изобразительного искусства «Синяя птица»

ставит  целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному

искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совер-

шенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюда-

тельность, творческое  воображение и мышление; знакомить с искусством

родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – приклад-

ного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

     Работа в студии включает руководство практической работой детей,   проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников,

выход на природу ( в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение

бесед об изобразительном искусстве.

     На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению

умений и навыков, которые могут быть использованы в практической дея-

тельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .

Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материа-

лами.

    Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний

и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит

посредством собственного творчества, изучения художественного наследия

и выдающихся произведений современности.

    Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также

его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам  искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных,

синтетических видов искусства, художественных стилей.

   Задачами художественного развития учащихся являются:

              - формирование нравственно-эстетической отзывчивости:

                 формирование эстетического вкуса,

                 понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,

                 формирование умения образно воспринимать окружающий мир

                 и откликаться на его красоту.

      - формирование художественно-творческой активности:

                 учащиеся  студии должны уметь анализировать произведения

                 искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя      

                самостоятельность,

                творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,

                участвовать в обсуждении работ.

      - формирование художественных знаний, умений и навыков.

    Программа изостудии рассчитана на три года, на детей от 9 до 14 лет ( 4-6 класс ).

   В  результате посещения занятий студии изобразительного искусства

учащиеся  должны знать:

   - особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

   - основные жанры изобразительного искусства;

   - известные музеи  нашей страны и мира;

   - выдающихся художественных деятелей;

   - выдающиеся  произведения искусства;

   - особенности народного искусства своего края, области;

   - историю возникновения и развития народных промыслов;

   - представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного  декоративного искусства.

  Дети  должны уметь:

   - работать с натуры и по представлению в живописи и графике над

натюрмортом, пейзажем, портретом;

   - выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной

композицией;

   - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

   - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

   - передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)

пропорции, характер черт, выражение лица;

   - передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

   - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

   - пользоваться различными графическими и живописными техниками;

   - создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка

народного искусства, современных народных промыслов;

   - создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой сти-

листикой ( одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

   - оформлять выставки собственных работ.

    Художественная деятельность  на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 

   Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать

учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми

программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих

поисков.

 

                            Построение   программы

Кружка изобразительного искусства

«Синяя  птица»

1 классы.

Младшая  группа. (1 класс) Развитие фантазии и воображения.(72 час.)

   

          Основные

             разделы     - Художественный язык изобразительного

                                  искусства.

                                - Мир изобразительных искусств.

                                - Художественное творчество и его связь с

                                  окружающей средой.

                             

                        Тематическое  планирование  работы

студии  изобразительного искусства

«Синяя птица»

Наименование

     раздела

№ за-

нятия

Дата проведения

             Тема

          занятия

     Содержание

              и

    методические

        приемы

Кол-во

часов

         1

   2

              3

             4

      5

      Младшая  группа

                    Развитие  фантазии  и  воображения.( 36 занятий -72 часа)

 Художествен-

  ный   язык

изобразительно-

го  искусства

           1

   1

   2

   3-

   4

   5

   6

   7

   8

  2

Чем и на чем

рисует художник?  

Выразительные

возможности художника.

Учимся рисовать

кистью.

Линия и штрих-

основа рисунка

 Линия как средство

 выражения.

Форма предметов.

Основные и

составные цвета.

           3

Рассказ об истории

изобразительного

искусства.

Знакомство с худо-

жественными

инструментами и

материалами .

Знакомство с раз-

личными  художественными

живописными

техниками.

Совершенствование

графических навы-

ков ( линия, штрих,

абрис)

Передача  простра

нства линией.

Нанесение штрихов

для выявления фор-

мы предмета.

Конструирование из простых геомет-

рических фигур более сложные.

Зрительное восприятие цвета.

            4

 2час

  2 часа

  4 часа

  2 часа

  2 часа

  2 часа

 

  2 часа

   9

   10

  11

  12

  13

  14

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью.

Техника работы

гуашью.

Композиция рисунка.

Перспектива в рисунке.

Воздушная перспектива.

Составление цветов

путем  смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной  палитрой вариатив-

ных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

Знакомство с прави

лами компоновки рисунка на листе.

Развитие пространственных представлений.

Изображение предметов в перспективном сокращении.

Сведения о воздуш-

ной перспективе,законы

возд.перспективы  применение правил воздушной перспективы в рисунке.

 2 часа

  2 часа

  2 часа

  2 часа

 2 часа

 2 часа

   Мир

изобразитель-

ных

искусств

  15-

  16

Жанры живописи.

Раскрыть отличительные особенности каж-

дого жанра,истори-

ческие сведения.

 4 часа

          1

    2

              3

              4

   5

  17

  18-

  19

  20

  21

22-23

24-25

26-27

Анималистичес-

кий  жанр.

Исторический  жанр

О чем рассказывают картины

 

Самый вниматель-

ный и грамотный  зритель.

Московский Кремль- жемчужи-

на мировой архитектуры

Натюрморт

«Золотая Хохлома»

Портрет в творчестве

Леонардо да Винчи

Знакомство с творчеством  И.И.Шишкина.

Изготовление коллажа на историческую тему.

Беседа по картине

В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купе-

ческий  дом».

Конкурс- состязание на зна-

ние худ.произведе-

ний.

Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля.Составлен.

композиции.

Особенности исто-

рии и росписи про-

мысла Хохломы. Составление натюр-

морта на данную тему.

Знакомство с исто-

рией портрета как  жанра. Особенности творчества Леонардо да Винчи.

Изображение головы человека.

2 часа

4 час

2 часа

2 часа

4 час.

4 час.

4 час.

Художественное

творчество и его связь с окружающей средой.

          1

  28

29-30

   2

Рисование птицы

с натуры.

 

Иллюстрирование любимого литературного произведения.

          3

Конструктивно- анатомическое строение птицы.Зарисовки.

Знакомство с осо-

бенностями  графи-

ческого искусства.

Составление

             4

       

2 часа

4 час.

  5

   

31-32

  33

 

  34

  35

  36

   

Строим крепость.

Дизайн в нашей  жизни.

Открытка как самостоятельное

художественное  произведение.

Викторина .

Обобщение.

композиции и ее живописное решение.

Принципы конструирования объемных изделий из разверток. Составление макета замка-крепости.

Проект оформления территории парка. Основы  паркового дизайна.

История и виды открыток. Проект открытки определенного образца.

Игра-соревнование по проверке знаний учащихся.

Выставка творческих работ учащихся.

4 час.

2 час.

 2 часа

2 часа

2 часа

Список  использованной  литературы.

  1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

  2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя:

из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

  3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся

старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

  4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

  5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,

2002.

  6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-

град;Изд.»Учитель», 2008.

  7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-

кусству . – М.; Просвещение,2006.

 

  8. Павлова  О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-

Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.

  9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-

ние , 1982.

  10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобрази-

тельное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;

«Вентана-Граф»,2006.

  11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.

                               

                                       Методическое обеспечение программы

студии «Синяя птица»

Художественные произведения мировой культуры:

    Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды  известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Музыкальные произведения:

  «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год

Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...