Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
рабочая программа (2 класс) по теме

Чопурова Оксана Элимановна

Программа кружка «Азбука добрых дел» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dobryh_del_2.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Азбука добрых дел» предназначена для работы с детьми 2 – 4 классов и  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

     Наша главная задача – создать условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия его творческого и интеллектуального потенциала.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа

Актуальность и педагогическая целесообразность 

 В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

     В начальной школе у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.

    Данная программа направлена на формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, создание первичной социализации растущей личности: создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и других, поддержание благоприятного внутригруппового климата; создание атмосферы, способствующей дальнейшему самоопределению ученика.

    Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, направленные на заботу  и оказание  посильной помощи малышам детского сада, пожилым людям, природе; большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению.

  

Ценности программы: 

  • нравственный выбор;
  • смысл жизни;
  • справедливость;
  • милосердие;
  • забота о старших и младших;
  • воспитание в ребенке чувства доброты,
  • внимания к людям,
  • сострадания.

Основные принципы реализации программы – научность,  доступность, добровольность, преемственность,  результативность, партнерство, творчество и успех.

II. Цель и задачи курса «Азбука добрых дел»

   Помочь детям открыть себя: самореализоваться, самоутвердиться, стать успешными.

Основная цель организации социально-проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать в школе условия для поддержки детской инициативы.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формирование обобщённых способов умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
  • приобщение к культурному наследию России, воспитание эстетических чувств;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей.

Развивающие:

  • развитие нравственного самосознания и вовлечение в социально-полезную деятельность;
  • развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;
  • развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания ;
  • осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

III. Содержание программы

   Программа курса «Азбука добрых дел» предназначена для работы с детьми  1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

   Социально значимая (проектная) деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию.

Направления социально-полезной деятельности:

  • «Москва не город, а целый мир»;
  • «Я в мире людей»;
  •  «Ты и твое здоровье».
  • «Мастерская добрых дел»

Блок «Москва не город, а целый мир»

Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Содержание раздела способствует созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям; формирование устойчивой мотивации к изучению истории родной страны, родного края, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир; свобода личная и национальная, доверие к людям; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Блок «Я в мире людей»

Цель: усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Развитие практических навыков, направленных на помощь людям ближнего и дальнего окружения, чувства ответственности за их настоящее и будущее.

Содержание раздела направленно на воспитание уважения к людям труда, формирование  у учащихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, развитие умения и навыков творческой деятельности.

Ценности:  нравственный выбор;   жизнь и смысл жизни;  справедливость; милосердие; честь; достоинство;  уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие,

ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Блок «Ты и твое здоровье»

Цель: формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально – психологического.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье; обогащает учащихся валеологическими знаниями, развивает чувство ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобщает учащихся к занятиям спортом.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Блок «Мастерская добрых дел»

Цель: блок направлен на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Содержание раздела помогает приобрести знания о структуре проектной деятельности и способах поиска необходимой для исследования информации, овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; приобрести новый социальный опыт.

Ценности: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

IV. Место программы курса «Азбука добрых дел» в учебном плане

Программа курса «Азбука добрых дел» разработана для внеурочной деятельности учащихся 2-х,3-х,4-х классов, реализуется в течение трех лет.

Основное направление: социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).

Сроки реализации образовательной программы и режим занятий:

1-й год обучения - «Добрые сердца» - отводится 34 часа (одно занятие в неделю по 45 минут).

2-й год обучения - «Доброе дело» - отводится 34 часа в год (одно занятие в неделю по 45 минут).

3-й год обучения - «Спешим делать добро» - отводится 34 часа в год (одно занятие в неделю по 45 минут).

V. Формы  организации учебного процесса

     Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся  в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, на пришкольном участке.

    Работа над реализацией проектов предусматривает организацию рабочих групп, выбор инициативной группы, вовлечению в работу родителей. Такая организация работы предусматривает вовлечение в проектную деятельность всех учащихся класса. Для того, чтобы неуспешные в учебе дети смогли реализовать себя в работе над проектами. И для того, чтобы в классе появлялись новые лидеры.

    Работа над реализацией проектов предполагает посещение библиотек, использование Интернета, сбор информации другими способами, что способствует развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использование нужной информации.

VI. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • С уроками русского языка: сочинение сказок, рассказов; 
  • С уроками природоведение: наблюдения в природе, шефство над объектами природы;  природоохранные акции, праздники;
  • С уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков, плакатов, оформление буклетов и аншлагов при защите проектов;        
  • С уроками технологии: изготовление сувениров, панно, открыток;

   

В процессе освоения программы курса «Азбука добрых дел» младшие школьники приобретают следующие качества:

1. Коммуникативныеучатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей; развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса.

2. Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы.

3. Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

4. Личностные. Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

младшие школьники вовлекаются в реальную практическую деятельность.

       

Учебно-тематический план первого года обучения (2 класс)

«Добрые сердца»

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение в программу

1

Блок «Я в мире людей»

2

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

1

3-4

Проект «Мое имя»

2

5

Знакомство с понятием «семьЯ», «поколение».

1

6 - 7

Знакомство с семьей ученика . Родословная в трех поколениях. Проект «Моя семья».

2

8

Леди и джентельмены. Знакомство с понятием «этикет».

1

9

Правила хорошего тона. Правила поведения в общественных местах.

1

Блок «Ты и твое здоровье». Проект «Хочешь быть здоровым – будь им».

10

Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм.

1

11

Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. ОРУ.

1

12

Пять правил правильного закаливания. Водные процедуры – необходимый элемент закаливания.

1

13-14

Мини-проект «Распорядок дня». Составление Дневника здоровья

2

15

День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

1

Блок «Москва не город, а целый мир»

16

Что такое москвоведение, или откуда мы черпаем знания о Москве

1

17

Рельеф города. Семье холмов Москвы.

1

18

Прогулка. Воробьевы горы.

1

19

Главные реки города. Москва – река. Яуза. Неглинка.

1

20-21

Зеленые острова города. Лесопарки, парки.

2

22

Наш район. Прогулка. Кусково (лесопарк).

1

23 - 24

Зеленые острова города. Сады, скверы, бульвары.

1

25

Прогулка. Аптекарский огород.

1

26

Современное состояние зеленых насаждений Москвы

1

Блок «Мастерская добрых дел»

27

Проект «Птичья столовая»:

Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам.

1

28 - 29

Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. Акция «Каждой пичужке  - своя кормушка»

2

30 - 31

Экологический проект «Мы твои друзья, природа! Живи, ель»

2

32-33

Проект – реквием «Журавли»

2

34

Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

Сочинение «Мои открытия в проекте». Задание на лето.

1

Содержание программы первого года (2 класс) обучения

(всего 34 ч., 1 ч. - в неделю)

Введение

Знакомство с планом работы по образовательной программе. Выбор атрибутики: название объединения, девиз, речевка, песня.

Блок «Я в мире людей»

Рубрика:  «Давайте познакомимся!»

Знакомство детей друг с другом. Самопрезентация учащихся.  Ознакомление детей со значением своего имени (человек должен дорожить своим именем, поступками, делами). Формирование представления о собственном «Я»; ознакомление с понятием «семья» (это остров любви, терпения, послушания, спасения), учить устанавливать простейшие родственные связи между людьми. Родословная в трех поколениях. Знакомство с семьей ученика. Произведения о семье. Стихи, пословицы и поговорки о семье. Презентация «Генеалогическое древо», «Моя семья».

Рубрика: «Леди и джентельмены»

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Правила хорошего тона. Правила поведения в общественных местах. Формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом. 

Блок «Ты и твое здоровье».

Рубрика: «Хочешь быть здоровым – будь им». 

Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. Мини-проект «Распорядок дня»: представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге. Цели проекта: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом. Формировать у учащихся позитивное отношение к соблюдению режима дня, наглядно продемонстрировав его большое оздоровительное и воспитательное значение и другие немаловажные преимущества (экономия времени, возможность больше успеть и при этом меньше устать и др.); привить стремление следовать определенному режиму дня.

Составление Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).

Как настроение? (Настроение в школе). Я пришел из школы. Я – ученик. Как сделать сон полезным. Сущность и приемы закаливания организма, его роль в борьбе с простудой и в укреплении здоровья человека. Закаливание холодом. Водные процедуры – необходимый элемент закаливания.

Практическая работа: изучение упражнений для утренней зарядки. Разучивание оздоровительных минуток («Сотвори солнце в себе», «Упражнения животных»).

Знакомство с приемами закаливания организма. Пять правил правильного закаливания. Как закаляться. Обтирание и обливание.

Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики. Ведение «Дневника здоровья». День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

Выполнение рисунка или плаката «Мы дружим с физкультурой и спортом».

Блок «Москва не город, а целый миру»

Рубрика: «Природа Москвы».

Что такое москвоведение, или откуда мы черпаем знания о Москве. Раздел знакомит детей с рельефом города; с географическим положением; с холмами, на которых расположен город,; с главными водными артериями. Учащиеся узнают о зеленых островах города – лесопарках, парках, садах, скверах и бульварах.

Блок «Мастерская добрых дел»

Девиз: «Спешите делать добрые дела».

Проект «Как помочь зимой птицам»

Цель проекта: научиться наблюдать за жизнью птиц и их повадками и помочь им пережить зиму.

БеседаЗимующие птицы. Составление плана помощи птицам. Изучение кормов для зимующих птиц. Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. Мероприятие

«Ели и опушки снег запорошил, сделал я кормушки, хлеба накрошил»

Изготовление кормушек для птиц (с помощью родителей), акция «Каждой пичужке  - своя кормушка». Подкормка.

Проект-реквием «Журавли»

Цель проекта: активизация патриотического воспитания подрастающего поколения на примерах подвигов старших поколений в годы Великой Отечественной войны.

Экологический проект «Мы твои друзья, природа! Живи, ель!»

Цель проекта: узнать о ели, как о символе Нового года и как о живом красивом представителе хвойных деревьев.. Повысить ответственность у детей за сохранность окружающей среды.

Беседа «Знать, беречь и охранять». Мероприятие «Жалобная книга растений и животных».

Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

Сочинение «Мои открытия в проекте». Задание на лето.

Программа предусматривает достижение 

разных уровней и результатов:

Уровень результатов

(2-3 класс)

Уровень результатов

(4 класс)

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Перечень используемой литературы:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.Москва «Просвещение», 2011г.
  1. Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника.Издательство «Учебная литература», 2006г.
  1. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)

Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...

программа кружка "Азбука общения"

Программа  кружка  «Азбука общения» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования...

Программа кружка "Азбука этикета"

Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...

Программа кружка "Азбука этикета"

Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Азбука безопасности".

В  настоящее  время  возрастает  роль  и  ответственность  системы   образования   в  деле  подготовки  населения  в   области ...

Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...