Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Азбука добрых дел» предназначена для работы с детьми 2 – 4 классов и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Наша главная задача – создать условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия его творческого и интеллектуального потенциала.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа
Актуальность и педагогическая целесообразность
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
В начальной школе у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.
Данная программа направлена на формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, создание первичной социализации растущей личности: создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и других, поддержание благоприятного внутригруппового климата; создание атмосферы, способствующей дальнейшему самоопределению ученика.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, направленные на заботу и оказание посильной помощи малышам детского сада, пожилым людям, природе; большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению.
Ценности программы:
- нравственный выбор;
- смысл жизни;
- справедливость;
- милосердие;
- забота о старших и младших;
- воспитание в ребенке чувства доброты,
- внимания к людям,
- сострадания.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
II. Цель и задачи курса «Азбука добрых дел»
Помочь детям открыть себя: самореализоваться, самоутвердиться, стать успешными.
Основная цель организации социально-проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать в школе условия для поддержки детской инициативы.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формирование обобщённых способов умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развитие способности к прогнозированию будущих изменений.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
- приобщение к культурному наследию России, воспитание эстетических чувств;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей.
Развивающие:
- развитие нравственного самосознания и вовлечение в социально-полезную деятельность;
- развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;
- развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания ;
- осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
III. Содержание программы
Программа курса «Азбука добрых дел» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Социально значимая (проектная) деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию.
Направления социально-полезной деятельности:
- «Москва не город, а целый мир»;
- «Я в мире людей»;
- «Ты и твое здоровье».
- «Мастерская добрых дел»
Блок «Москва не город, а целый мир»
Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Содержание раздела способствует созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям; формирование устойчивой мотивации к изучению истории родной страны, родного края, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир; свобода личная и национальная, доверие к людям; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Блок «Я в мире людей»
Цель: усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Развитие практических навыков, направленных на помощь людям ближнего и дальнего окружения, чувства ответственности за их настоящее и будущее.
Содержание раздела направленно на воспитание уважения к людям труда, формирование у учащихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, развитие умения и навыков творческой деятельности.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Блок «Ты и твое здоровье»
Цель: формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально – психологического.
Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье; обогащает учащихся валеологическими знаниями, развивает чувство ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобщает учащихся к занятиям спортом.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Блок «Мастерская добрых дел»
Цель: блок направлен на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Содержание раздела помогает приобрести знания о структуре проектной деятельности и способах поиска необходимой для исследования информации, овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; приобрести новый социальный опыт.
Ценности: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
IV. Место программы курса «Азбука добрых дел» в учебном плане
Программа курса «Азбука добрых дел» разработана для внеурочной деятельности учащихся 2-х,3-х,4-х классов, реализуется в течение трех лет.
Основное направление: социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
Сроки реализации образовательной программы и режим занятий:
1-й год обучения - «Добрые сердца» - отводится 34 часа (одно занятие в неделю по 45 минут).
2-й год обучения - «Доброе дело» - отводится 34 часа в год (одно занятие в неделю по 45 минут).
3-й год обучения - «Спешим делать добро» - отводится 34 часа в год (одно занятие в неделю по 45 минут).
V. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, на пришкольном участке.
Работа над реализацией проектов предусматривает организацию рабочих групп, выбор инициативной группы, вовлечению в работу родителей. Такая организация работы предусматривает вовлечение в проектную деятельность всех учащихся класса. Для того, чтобы неуспешные в учебе дети смогли реализовать себя в работе над проектами. И для того, чтобы в классе появлялись новые лидеры.
Работа над реализацией проектов предполагает посещение библиотек, использование Интернета, сбор информации другими способами, что способствует развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использование нужной информации.
VI. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- С уроками русского языка: сочинение сказок, рассказов;
- С уроками природоведение: наблюдения в природе, шефство над объектами природы; природоохранные акции, праздники;
- С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, плакатов, оформление буклетов и аншлагов при защите проектов;
- С уроками технологии: изготовление сувениров, панно, открыток;
В процессе освоения программы курса «Азбука добрых дел» младшие школьники приобретают следующие качества:
1. Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей; развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса.
2. Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы.
3. Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.
4. Личностные. Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;
благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
младшие школьники вовлекаются в реальную практическую деятельность.
Учебно-тематический план первого года обучения (2 класс)
«Добрые сердца»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение в программу | 1 |
Блок «Я в мире людей» | ||
2 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 |
3-4 | Проект «Мое имя» | 2 |
5 | Знакомство с понятием «семьЯ», «поколение». | 1 |
6 - 7 | Знакомство с семьей ученика . Родословная в трех поколениях. Проект «Моя семья». | 2 |
8 | Леди и джентельмены. Знакомство с понятием «этикет». | 1 |
9 | Правила хорошего тона. Правила поведения в общественных местах. | 1 |
Блок «Ты и твое здоровье». Проект «Хочешь быть здоровым – будь им». | ||
10 | Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. | 1 |
11 | Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. ОРУ. | 1 |
12 | Пять правил правильного закаливания. Водные процедуры – необходимый элемент закаливания. | 1 |
13-14 | Мини-проект «Распорядок дня». Составление Дневника здоровья | 2 |
15 | День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе. | 1 |
Блок «Москва не город, а целый мир» | ||
16 | Что такое москвоведение, или откуда мы черпаем знания о Москве | 1 |
17 | Рельеф города. Семье холмов Москвы. | 1 |
18 | Прогулка. Воробьевы горы. | 1 |
19 | Главные реки города. Москва – река. Яуза. Неглинка. | 1 |
20-21 | Зеленые острова города. Лесопарки, парки. | 2 |
22 | Наш район. Прогулка. Кусково (лесопарк). | 1 |
23 - 24 | Зеленые острова города. Сады, скверы, бульвары. | 1 |
25 | Прогулка. Аптекарский огород. | 1 |
26 | Современное состояние зеленых насаждений Москвы | 1 |
Блок «Мастерская добрых дел» | ||
27 | Проект «Птичья столовая»: Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам. | 1 |
28 - 29 | Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. Акция «Каждой пичужке - своя кормушка» | 2 |
30 - 31 | Экологический проект «Мы твои друзья, природа! Живи, ель» | 2 |
32-33 | Проект – реквием «Журавли» | 2 |
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Сочинение «Мои открытия в проекте». Задание на лето. | 1 |
Содержание программы первого года (2 класс) обучения
(всего 34 ч., 1 ч. - в неделю)
Введение
Знакомство с планом работы по образовательной программе. Выбор атрибутики: название объединения, девиз, речевка, песня.
Блок «Я в мире людей»
Рубрика: «Давайте познакомимся!»
Знакомство детей друг с другом. Самопрезентация учащихся. Ознакомление детей со значением своего имени (человек должен дорожить своим именем, поступками, делами). Формирование представления о собственном «Я»; ознакомление с понятием «семья» (это остров любви, терпения, послушания, спасения), учить устанавливать простейшие родственные связи между людьми. Родословная в трех поколениях. Знакомство с семьей ученика. Произведения о семье. Стихи, пословицы и поговорки о семье. Презентация «Генеалогическое древо», «Моя семья».
Рубрика: «Леди и джентельмены»
Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Правила хорошего тона. Правила поведения в общественных местах. Формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.
Блок «Ты и твое здоровье».
Рубрика: «Хочешь быть здоровым – будь им».
Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. Мини-проект «Распорядок дня»: представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге. Цели проекта: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом. Формировать у учащихся позитивное отношение к соблюдению режима дня, наглядно продемонстрировав его большое оздоровительное и воспитательное значение и другие немаловажные преимущества (экономия времени, возможность больше успеть и при этом меньше устать и др.); привить стремление следовать определенному режиму дня.
Составление Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).
Как настроение? (Настроение в школе). Я пришел из школы. Я – ученик. Как сделать сон полезным. Сущность и приемы закаливания организма, его роль в борьбе с простудой и в укреплении здоровья человека. Закаливание холодом. Водные процедуры – необходимый элемент закаливания.
Практическая работа: изучение упражнений для утренней зарядки. Разучивание оздоровительных минуток («Сотвори солнце в себе», «Упражнения животных»).
Знакомство с приемами закаливания организма. Пять правил правильного закаливания. Как закаляться. Обтирание и обливание.
Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики. Ведение «Дневника здоровья». День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.
Выполнение рисунка или плаката «Мы дружим с физкультурой и спортом».
Блок «Москва не город, а целый миру»
Рубрика: «Природа Москвы».
Что такое москвоведение, или откуда мы черпаем знания о Москве. Раздел знакомит детей с рельефом города; с географическим положением; с холмами, на которых расположен город,; с главными водными артериями. Учащиеся узнают о зеленых островах города – лесопарках, парках, садах, скверах и бульварах.
Блок «Мастерская добрых дел»
Девиз: «Спешите делать добрые дела».
Проект «Как помочь зимой птицам»
Цель проекта: научиться наблюдать за жизнью птиц и их повадками и помочь им пережить зиму.
Беседа. Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам. Изучение кормов для зимующих птиц. Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. Мероприятие
«Ели и опушки снег запорошил, сделал я кормушки, хлеба накрошил»
Изготовление кормушек для птиц (с помощью родителей), акция «Каждой пичужке - своя кормушка». Подкормка.
Проект-реквием «Журавли»
Цель проекта: активизация патриотического воспитания подрастающего поколения на примерах подвигов старших поколений в годы Великой Отечественной войны.
Экологический проект «Мы твои друзья, природа! Живи, ель!»
Цель проекта: узнать о ели, как о символе Нового года и как о живом красивом представителе хвойных деревьев.. Повысить ответственность у детей за сохранность окружающей среды.
Беседа «Знать, беречь и охранять». Мероприятие «Жалобная книга растений и животных».
Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
Сочинение «Мои открытия в проекте». Задание на лето.
Программа предусматривает достижение
разных уровней и результатов:
Планируемые результаты
Перечень используемой литературы:
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.Москва «Просвещение», 2011г.
- Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника.Издательство «Учебная литература», 2006г.
- Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)
Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...
программа кружка "Азбука общения"
Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Программа кружка "Азбука этикета"
Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...
Программа кружка "Азбука этикета"
Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Азбука безопасности".
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области ...
Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс
Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...