Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
методическая разработка на тему

Никишина Наталья Владимировна

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)  и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой (1—3 классы) курса «Литературное чтение. Литература народов России»  — М. : Дрофа, 2014.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_literaturnyy.docx63.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Азова Ростовской области

Программа внеурочной деятельности

кружок "Книголюбы"

(духовно-нравственное направление)

разработчик: Никишина Наталья Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №15

г. Азова Ростовской области,

педагогический стаж - 24 года,

nvnk5@mail.ru

2017 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)  и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой (1—3 классы) курса «Литературное чтение. Литература народов России»  — М. : Дрофа, 2014. 

  1.  Общая характеристика программы

Кружок "Книголюбы" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия в кружке помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель данного курса: обогащение духовно - нравственного опыта ребенка и формирование умения делать нравственный выбор  через чтение книг различных жанров и формирование личности, характеризующейся развитым чувством российской гражданской идентичности, а также формирование в сознании учащихся образа России как единого государства, целостность которого обеспечивается взаимодействием между представителями всех народов России.

Содержательная часть кружка реализует общекультурное и духовно-нравственное  направление во внеурочной деятельности, ориентирована на реализацию следующих задач:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей народов России;

- формирование  у детей  мотивации к изучению национально-культурного разнообразия России, родного языка и культуры, помощь в осознании себя гражданином России;

- воспитание интереса  и уважения к родной для ребенка культуре и культуре других народов;

- знакомство с примерами позитивного взаимодействия между представителями разных народов России;

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям;

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

  1. Планируемые результаты освоения программы курса

Предметные умения:

В результате изучения данного курса обучающиеся научатся:

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;

получат возможность научиться:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

Учащиеся научатся:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

получат возможность научиться:

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

Учащиеся научатся:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

получат возможность научиться:

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Коммуникативные учебные умения:

Учащиеся научатся:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

получат возможность научиться:

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Личностные:

Учащиеся научатся:

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

получат возможность научиться:

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

4. Ценностные ориентиры содержания кружка.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Содержание программы кружка любителей чтения «Книголюбы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы разных народов.

 Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.   Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).  

 В программу включены занятия, которые помогут сформировать у младших школьников чувство общероссийской гражданской идентичности при одновременном развитии у представителя любой национальности чувства самоуважения.

  1. Виды работы в ходе реализации кружка "Книголюбы"

  1. Литературные игры: "Путешествие по тропинкам фольклора", "Театр", "Отгадай загадку", "По страницам книг В. Сутеева", "Я- библиотекарь", "Объясни слово", "100 вопросов Почемучек", Игра "Что в твоём рюкзаке живёт?"
  2. Живой журнал "Парад героев книг".
  3. Конкурс "Слушаем-читаем", конкурс-кроссворд "Имена героев детских книг", Викторина "Что вы знаете о книге?"
  4. Библиотечные уроки "Путешествия по страницам книг".
  5. Экскурсия в книжный магазин, типографию.
  6. Презентации, видеоуроки.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место кружка в учебном плане:

В 1 классе - 33 ч.

Количество часов в неделю: 1 час (40 минут).


  1. Содержание программы внеурочной деятельности (1 класс)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Литературная игра «Послушай и назови».

Писатели детям (3 ч) 

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

По страницам книг В. Сутеева (2 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Народная мудрость( 3 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Книги русских писателей-сказочников (2 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Сказки зарубежных писателей (4ч)

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Театральная мастерская.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Литература  народов России (12 ч)

Приглашение к путешествию. На самом дальнем Востоке.  Сказочная Чукотка. Камчатка — полуостров, который умеет «курить». Приамурье — край, где встречаются север и юг. В центре Русской равнины. На просторах Сибири. На юге Сибири. Между Волгой-матушкой и Уралом-батюшкой. «Степь да степь кругом…». В горах и долинах Кавказа. И снова север.

  1. Календарно- тематическое планирование кружка "Книголюбы"

№ п/п  

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Характеристика основной деятельности учащихся

Здравствуй, книга

2

1.

Здравствуй, книга.

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой

1

Знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

Знакомство с правилами поведения в библиотеке.

Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Алфавитный каталог. Каталожная карточка Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».

2

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-25 произведение).

1

Книги о Родине и родной природе  

2

3

Книги -сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

Знакомство с книгами о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Формирование понятий: структура книги, справочный аппарат книги, элементы книги, книга-произведение и книга-сборник.

Практическая работа в читальном зале библиотеки: формирование культуры самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Литературная игра «Послушай и назови».

4

Книги о Родине и природе.  Книги -сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова

1

Писатели детям

3

5

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

1

Знакомство с книгами детских писателей-классиков и современных писателей.

Формирование умения сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников - оформителей; Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Знакомство с  художниками- иллюстраторами детских книг.

6

 Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

1

7

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

1

По страницам книг В. Сутеева

2

8

Книги В. Сутеева.

1

Знакомство с книгами В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

9

Книги В. Сутеева.

1

Народная мудрость

3

10

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1

Знакомство с книгами малых жанров фольклора.

Знакомство с особенностями детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

11

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1

12

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1

Книги русских писателей-сказочников

2

13

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

14

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1

Сказки зарубежных писателей

4

15

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

Слушание и чтение сказки Ш. Перро  "Красная Шапочка". Коллективное обсуждение произведения. Самостоятельное чтение отдельных эпизодов.

Рассматривание книги в разных изданиях. Театральная мастерская.

16

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Театральная мастерская.

1

17

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

Слушание и чтение отдельных историй. Коллективное обсуждение характеров и поступков главных героев. Театральная мастерская.

18

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

1

Книги о животных

3

19

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов..

1

Знакомство с книгами-сборниками о животных.  Слушание и рассматривание иллюстраций. Коллективное обсуждение произведения и главных героев. Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг»

20

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка»

1

21

Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»

1

Литература  народов России

12

22

Приглашение к путешествию.

1

Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, работать  с картой России, учиться употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах на заданную тему.

23

На самом дальнем Востоке.

1

Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, понимать прочитанный текст. Чтение текста «цепочкой»  и выборочно, работать над значениями непонятных слов.

24

Сказочная Чукотка.

1

Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, работать  с картой России, учиться употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах на заданную тему.

25

Камчатка — полуостров, который умеет «курить».

1

Коллективное обсуждение произведения. Работа с картой России (Камчатка). Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы

26

Приамурье — край, где встречаются север и юг.

1

Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций. Читать и задавать вопросы по прочитанному, понимать прочитанный текст. Чтение текста "цепочкой" и выборочно, работать над значениями непонятных слов.

27

В центре Русской равнины.

1

Слушание и чтение произведений. Задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, чтение текста «цепочкой» и выборочно, Коллективное обсуждение прочитанного. Работа над значениями непонятных слов. Работа с картой России. Работа в группах (в парах)

28

На просторах Сибири

1

29

На юге Сибири.

1

30

Между Волгой-матушкой и Уралом-батюшкой.

1

31

«Степь да степь кругом…»

1

32

В горах и долинах Кавказа.

1

33

И снова север.

1

33

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы для учителя

  1. Учебник  «Литературное чтение. Литература народов России (дополнительный модуль). 1 класс» / Е. А. Найденова, Е. А. Чумакова, М. В. Чепайтите. — М.: Дрофа, 2014. — 113 с.
  2. Методическое пособие с поурочными разработками к учебнику «Литературное чтение. Литература народов России (дополнительный модуль). 1 класс» / Е. А. Найденова, Е. А. Чумакова, М. В. Чепайтите. — М.: Дрофа, 2014. — 94 с.
  3. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. – М.: Либерия, 1999.
  4. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия».
  6. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
  9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
  11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012.

Печатные пособия

  1. Портреты детских писателей и поэтов.
  2. Демонстрационные таблицы «Литературное чтение».

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.
  2. Мультимедийная доска «Смарт».
  3. Проектор.

Электронные образовательные пособия

  1. Аудиодиски (сказки, произведения различных авторов).
  2. Видеофильмы по произведениям детских авторов.
  3. Электронные презентации по тематике курса.

Используемые Интернет-ресурсы

 http://www.solnet.ee

Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых.

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://www.vidahl.agava.ru/

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.

http://potomy.ru/

Сайт детям начальной школы

http://www.nachalka.com/photo/

Фотогалерея сайта Началка.com

http://www.lukoshko.net

Сайт "Лукошко сказок"

http://audioskazki.detsky-mir.com/

Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.)  

http://www.danilova.ru/storage/present.htm

Сиди и слушай аудиосказки

http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1

http://www.koob.ru/

Педагогическая библиотека

http://mirdetok.tomsk.ru/

Информационный сайт для детей и их родителей


Приложение 1

Проверка читательских умений

В работе с книгой ученик должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
  • пользоваться сносками и примечаниями книги;
  • отвечать на типовые вопросы о книге;
  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  • Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  • Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  • Назови писателей - авторов сказок
  • Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  • Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  • О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  • Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  • Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  • Чем отличаются стихи от прозы?
  • О чем вы любите читать?
  • Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  • Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  • Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Приложение 2

Анкета для учащихся «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

  • да
  • нет

2. Почему ты любишь читать?

  • можно многое узнать
  • интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

  • да
  • нет

4. Что ты любишь читать?

  • стихи
  • сказки
  • смешные рассказы
  • рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

  • читать сам
  • слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

  • читают
  • не читают

7. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

  • могу  
  • не могу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...

Построение системы внеурочной деятельности в классе на основе взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования.

• Проект подразумевает под собой целенаправленное взаимодействие ребят одного класса с Центральной детской библиотекой, Краеведческим музеем, Музеем Декабристов, Станцией юннатов во внеурочное в...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...