Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мондинская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на МО учителей начальных классов Протокол №__ от «__»_______ 2021г | «СОГЛАСОВАНО» зам.дир. по УВР ___________С.А.Шалданова «__» _______ 2021г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор _________Т.В.Лопсонова приказ № __ от «__»______2021г |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Класс: 1
Количество часов: в неделю 3 ч; всего за год 99 ч
Ф.И.О. учителя: Михалёва Т.Н
п. Монды
2021 г.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (6 часов), "Элементы истории математики" (6 часов), "Числа и операции над ними"(6 часов), "Занимательность" (10 часа), "Волшебные фигуры"(5 часа).
Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник- замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, по угла. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата с использован свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника ( квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника ( квадрата) и окружности. Прямоугольника, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Св-ва граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор» : название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Тематическое планирование программы «Занимательная математика».
№ | Название разделов и темы занятий. | Кол.ч. |
| Раздел 1 "Общие понятия". | 12 |
1. | Классификация предметов по различным признакам.. | 1 |
2 | . Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". | 1 |
3 | Задачи - шутки, задачи - загадки | 1 |
4 | Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Задачи на переливание. | 1 |
5,6 | Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. | 2 |
7,8 | Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". | 2 |
9,10 | Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". | 2 |
11,12 | "Решение задач через составление уравнения". | 2 |
| Раздел 2 "Элементы истории математики". | 16 |
13,14 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. | 2 |
15,16 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. | 2 |
17,18 | Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. | 2 |
19,20 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 2 |
21, 22 | Головоломки со спичками. Кроссворды. | 2 |
23 | Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. | 1 |
24, 25 | . Игра "Математика почти без вычислений". | 2 |
26 | Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. | 1 |
27 | Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика". | 1 |
28 | История вычислительной техники. Первый компьютер. | 1 |
| Раздел 3 " Числа и операции над ними". | 25часов. |
29,30 | Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел.. Игра "Думай, считай, отгадывай". | 2 |
31,32 | Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова | 2 |
33,34 | Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. | 2 |
35,36 | Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Игра "Думай, считай, отгадывай". | 2 |
37,38 | Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. | 2 |
39,40 | Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка". | 2 |
41,42 | Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. | 2 |
43,44 | Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике. | 2 |
45,46 | Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. | 2 |
47 | Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками. | 1 |
48,49,50 | Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие. | 3 |
51,52 | Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). | 2 |
53 | Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка". | 1 |
| Раздел 4 " Занимательность". | 17 |
54,55,56 | Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". | 3 |
57,58 | Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности. | 2 |
59,60 | Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик".. | 2 |
61 | Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность | 1 |
62,63 | Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". | 2 |
64,65 | Задачи на сообразительность. | 2 |
66,67 | Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды. | 2 |
68 | Клуб веселых математиков (КВМ). | 1 |
69 | Интеллектуальный марафон. | 1 |
70 | Урок - праздник. | 1 |
| Раздел 5 " Волшебные фигуры". | 8 |
71,72 | Игра "Танграмм". | 2 |
73 | Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений.. | 1 |
74 | Настольные игры - соревнования | 1 |
75 | Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. "Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же частей". | 1 |
76 | Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур". | 1 |
77 | Величины. Метрическая система мер в России. | 1 |
78 | Новые приставки и единицы "тера", "гига", "мега | 1 |
Раздел 6 «Математика и конструирование» | 21 | |
79,80 | Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 2 |
81 | Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. | 1 |
82,83 | Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Св- во прямой. Различные положения прямых. | 2 |
84 | Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям. | 1 |
85,86 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. | 2 |
87 | Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок | 1 |
88 | Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. | 1 |
89,90 | Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине. | 2 |
91 | Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 |
92,93 | Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. | 2 |
94,95. | Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. | 2 |
96,97. | Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон | 2 |
98. | Прямоугольник. Св- во противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат. | 1 |
99 | Закрепление пройденного материала | 1 |
Всего: | 99 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...