Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Михалёва Татьяна Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Мондинская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей начальных классов

Протокол  №__ от                  «__»_______ 2021г

«СОГЛАСОВАНО»

зам.дир. по УВР

___________С.А.Шалданова

«__» _______ 2021г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_________Т.В.Лопсонова

приказ № __  от «__»______2021г

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Класс:     1

Количество часов:  в неделю   3 ч;   всего за год     99 ч

Ф.И.О. учителя: Михалёва Т.Н

п. Монды

2021 г.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание программы внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (6 часов), "Элементы истории математики" (6 часов), "Числа и операции над ними"(6 часов), "Занимательность" (10 часа), "Волшебные фигуры"(5 часа).

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой,  развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

             Многоугольник- замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д.  Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, по угла. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата с использован свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника ( квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

            Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника ( квадрата)  и окружности. Прямоугольника, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

            Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Св-ва граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

            Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

       Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок.  Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор» : название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.

 Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Тематическое планирование программы «Занимательная математика».

Название разделов и темы занятий.

Кол.ч.

 

Раздел 1 "Общие понятия".

12

1.

Классификация предметов по различным признакам..

1

2

. Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого".

1

3

Задачи - шутки, задачи - загадки

1

4

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Задачи на переливание.

1

5,6

Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы.

2

7,8

Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты".

2

9,10

Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение".

2

11,12

"Решение задач через составление уравнения".

2

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

16

13,14

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.

2

15,16

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян.

2

17,18

Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

2

19,20

Римские цифры. Как читать римские цифры?

2

21, 22

Головоломки со спичками. Кроссворды.

2

23

Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока.

1

24, 25

. Игра "Математика почти без вычислений".

2

26

Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси.

1

27

Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".

1

28

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

25часов.

29,30

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел.. Игра "Думай, считай, отгадывай".

2

31,32

Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова

2

33,34

Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.

2

35,36

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Игра "Думай, считай, отгадывай".

2

37,38

Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова.

2

39,40

Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка".

2

41,42

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10.

2

43,44

Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике.

2

45,46

Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел.

2

47

Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

1

48,49,50

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие.

3

51,52

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток).

2

53

Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".

1

 

Раздел 4 Занимательность".

17

54,55,56

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты".

3

57,58

Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности.

2

59,60

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик"..

2

61

Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность

1

62,63

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик".

2

64,65

Задачи на сообразительность.

2

66,67

Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.

2

68

Клуб веселых математиков (КВМ).

1

69

Интеллектуальный марафон.

1

70

Урок - праздник.

1

 

Раздел 5 Волшебные фигуры".

8

71,72

Игра "Танграмм".

2

73

Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений..

1

74

Настольные игры - соревнования

1

75

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. "Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же частей".

1

76

Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур".

1

77

Величины. Метрическая система мер в России.

1

78

Новые приставки и единицы "тера", "гига", "мега

1

Раздел 6 «Математика и конструирование»

21

79,80

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

2

81

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки  бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. 

1

82,83

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Св- во прямой.  Различные положения прямых.

2

84

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям.

1

85,86

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной  длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

2

87

Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

1

88

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

89,90

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине.

2

91

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

    92,93

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный  треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

2

94,95.

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной.

2

96,97.

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.  Классификация многоугольников по числу сторон

2

98.

Прямоугольник. Св- во противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат.

1

99

Закрепление пройденного материала

1

Всего:

99 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...